Решение по делу № 33-524/2019 от 26.06.2019

Судья Пермина В.А.

Дело № 33-524/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 июля 2019 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Кукшиновой О.М., Коневой О.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.05.2019, которым постановлено:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах Матвеева Д. К. к управлению по опеке и попечительству Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать управление по опеке и попечительству Еврейской автономной области включить сведения о Матвееве Д. К., <...> рождения, уроженце г. Облучье Еврейской автономной области, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязать правительство Еврейской автономной области предоставить Матвееву Д. К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, площадью не ниже установленных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Облученское городское поселение» Еврейской автономной области до 31 декабря 2019 г.

Заслушав доклад судьи Кукшиновой О.М., пояснения истца Матвеева Д.К. процессуального истца прокурора Кишкуновой Л.Е., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Исполняющий обязанности прокурора Облученского района ЕАО, действующий в интересах Матвеева Д.К., обратился в суд с иском к правительству ЕАО, управлению по опеке и попечительству ЕАО об обязании включить сведения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставить жилое помещение.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Облученского района ЕАО проведена проверка по обращению Матвеева Д.К., <...> года рождения, уроженца <...> по вопросу обеспечения его жилым помещением, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проверки установлено, что требования федерального и областного законодательства в указанной сфере правоотношений по обеспечению Матвеева Д.К. жилым помещением не соблюдаются.

В ходе проверки установлено, что отец заявителя М.К. умер <...>, мать М.Н. решением Облученского районного суда ЕАО от <...> лишена родительских прав, умерла <...>.

Постановлением главы местной администрации МО «Облученский район» от 21.06.2005 № <...> опекуном над Матвеевым Д.К. назначен В., за Матвеевым Д.К. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>.

Поскольку указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФГУП «Дальневосточная железная дорога», Матвеев Д.К. не являлся нанимателем данного жилого помещения либо его собственником, а также членом семьи собственника, указанное помещение не могло быть закреплено за несовершеннолетним. Необоснованное закрепление за Матвеевым Д.К. жилого помещения привело к тому, что последний не был включён в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, чем были нарушены его права. Постановлением администрации МО «Облученский муниципальный район» от 04.08.2017 № <...> внесены изменения в постановление главы местной администрации МО «<...>» от 21.06.2005 путём исключения пункта 3 постановления о закреплении за Матвеевым Д.К. жилого помещения.

Согласно ордеру от <...> Матвеев Д.К. является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, нанимателем является его мать М.Н. Данное жилое помещение не находится в муниципальной собственности городского поселения. Фактически дом отсутствует.

Прокурор просил суд обязать управление по опеке и попечительству ЕАО включить сведения о Матвееве Д.К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ, обязать правительство ЕАО предоставить Матвееву Д.К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, площадью не ниже установленных норм, в черте муниципального образования «Облученское городское поселение» в срок не позднее 31.12.2019.

В судебном заседании истец Матвеев Д.К. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал. Дополнительно суду пояснил, что является сиротой. Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, сгорело в 2002 году. После чего его семье выделили квартиру по адресу: <...>, в которой он жил пока его мать не лишили родительских прав. По данному адресу он больше никогда не проживал, только имеет регистрацию. После лишения родительских прав его матери, он проживал с опекуном В. по месту его жительства. Своего жилья он не имеет, членом семьи нанимателя не является. Управление по опеке и попечительству ЕАО отказало ему во включении в список детей-сирот, которым в соответствии с законодательством РФ предоставляются жилые помещения, поскольку за ним ранее закреплялось жилое помещение. Просил иск удовлетворить.

В судебном заседании помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Черкесова Е.Ю. исковые требования и доводы иска поддержала. Суду пояснила, что 21.06.2005 постановлением главы администрации МО «Облученский район» ЕАО за несовершеннолетним Матвеевым Д.К. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>. Однако постановлением администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 04.08.2017 данный пункт исключён из постановления от 21.06.2005. Комиссией администрации Облученского городского поселения проведён осмотр данного жилого помещения и составлен акт, согласно которому квартира <...> не пригодна для постоянного проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразно. Таким образом, Матвеев Д.К. является сиротой, своего жилья не имеет, членом семьи нанимателя не является, в связи с чем относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит включению в список по обеспечению жилыми помещениям в соответствии с законодательством РФ. Просила иск удовлетворить, установив для исполнения решения суда срок до 31.12.2019.

В судебном заседании представитель ответчиков управления по опеке и попечительству ЕАО и правительства ЕАО Молодкина Е.П. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что акт осмотра жилого помещения, находящегося по адресу: <...>, не является надлежащим способом установления факта невозможности проживания. Акт, а также заключение межведомственной комиссии, составленный по установленной форме, отсутствует в материалах дела. Также в материалах дела отсутствуют актуальные сведения о правообладателях жилых помещений, расположенных по <...>. Матвеев Д.К. дважды обращался в управление по опеке и попечительству ЕАО с заявлением о предоставлении жилого помещения. Однако ему отказано, в связи с тем, что за Матвеевым Д.К. имелось закреплённое жилое помещение. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик управление по опеке и попечительству ЕАО просил решение суда отменить и принять новое решение. Жалоба мотивирована тем, что судом неверно определены нормы материального права, дана неверная оценка доказательствам, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Представленные в материалы дела акт, составленный прокурором от 08.07.2017, и письмо администрации МО «Облученское городское поселение» от 06.05.2019 не являются допустимыми доказательствами по делу, так как не позволяют установить факт непригодности и невозможности проживания в жилом помещении, по адресу: <...>, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Таким доказательством может быть только заключение комиссии, составленное в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47-пп.

Судом применён закон, не подлежащий применению, а именно закон ЕАО от 25.01.2013 № 228-03 «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области», который утратил силу в связи с изданием закона ЕАО от 20.12.2008 № 353-ОЗ с 05.01.2019.

Представители ответчиков управления по опеке и попечительству ЕАО, правительства ЕАО в апелляционную инстанцию не явились. О времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

В суде апелляционной инстанции истец Матвеев Д.К., процессуальный истец прокурор Кишкунова Л.Е. просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу части 8 статьи 8 указанного Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в ЕАО регулируются Законом ЕАО от 28.03.2014 № 488-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области».

В соответствии с частью 1 статьи 6 данного Закона ЕАО № 488-ОЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях в порядке, установленном настоящим законом, признаётся невозможным, однократно предоставляются за счёт средств областного бюджета благоустроенные жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - договор найма) на территории области в порядке, установленном настоящим законом, если местом жительства указанных в настоящей статье лиц является область.

Частью 5 статьи 6 указанного Закона ЕАО № 488-ОЗ предусмотрено, что орган исполнительной власти области, уполномоченный в сфере опеки и попечительства, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 13 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Орган опеки и попечительства осуществляет контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимает меры по включению этих детей в список.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством и законодательством области, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (статья 12 Закона ЕАО № 488-ОЗ).

По делу установлено, что истец Матвеев Д.К. <...> года рождения, в силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его отец М.К. умер <...>, мать М.Н., <...> лишённая родительских прав в отношении несовершеннолетнего Матвеева Д.К., умерла <...>.

Судом первой инстанции установлено, что М.Н. на основании ордера № <...> от <...> являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. В ордере указаны члены её семьи: супруг М.К., дочь М.А. и сын Матвеев Д.К.

В связи с ходатайством начальника участка Облученского НГЧ-2 о выдаче ордера на квартиру по адресу: <...>, семье М.Н. (3 чел.) в связи с тем, что дом, расположенный по адресу: <...>, сгорел, квартирной комиссией администрации МО «Облученский район» ЕАО от <...> принято решение выдать ордер на жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Матвеев Д.К. зарегистрирован по адресу: <...>, но по указанному адресу не проживает с <...> года.

Постановлением главы местной администрации МО «Облученский район» ЕАО от 21.06.2005 № <...> над несовершеннолетним Матвеевым Д.К. установлена опека, опекуном назначен В., проживающий по адресу: <...>. За несовершеннолетним Матвеевым Д.К. закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <...>.

Постановлением администрации МО «Облученский муниципальный район» ЕАО от 04.08.2017 № <...> в вышеуказанное постановление внесены изменения: пункт 3, содержащий сведения о закреплении за несовершеннолетним Матвеевым Д.К. указанного жилого помещения, исключён.

В судебном заседании установлено, что правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, является ФГУП «Дальневосточная железная дорога» Министерства путей сообщения РФ с <...>.

Актом, составленным комиссией администрации МО «Облученское городское поселение» от 06.05.2019, подтверждается, что указанное жилое помещение не пригодно для постоянного проживания, проведение капитального ремонта нецелесообразно.

На момент вынесения настоящего решения Матвеев Д.К. проживает в г. Облучье, не имеет в собственности объектов недвижимого имущества, не использовал право на бесплатную приватизацию в жилых помещениях, в домах государственного и муниципального жилищного фонда на территории г. Биробиджана, Биробиджанского, Смидовичского и Облученского районов.

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, истец имеет право на обеспечение жилой площадью в силу статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и обязал управление по опеке и попечительству ЕАО включить сведения об истце в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством РФ, а правительство ЕАО в свою очередь предоставить Матвееву Д.К. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Облученское городское поселение» ЕАО.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции основанными на нормах действующего законодательства, подлежащего применению к спорным отношениям. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд при разрешении спора применил закон ЕАО от 25.01.2013 № 228-03 «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области», который утратил силу с 05.01.2019 и не подлежал применению, не является основанием, указанным в законе, к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

Положения закона ЕАО от 25.01.2013 № 228-03 «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области» предусматривали, что указанным в нём детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Еврейской автономной области, органом исполнительной власти области, уполномоченным правительством области на управление специализированным жилищным фондом области, в порядке, установленном настоящим законом, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Эти положения аналогичны указанным в Законе ЕАО от 28.03.2014 № 488-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Еврейской автономной области».

Доводы о том, что акт, составленный прокурором от 08.07.2017, и письмо администрации МО «Облученское городское поселение» от 06.05.2019 не являются допустимыми доказательствами по делу, так как не позволяют установить факт непригодности и невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Облучье, ул. Тварковского д. 82, кв. 11, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что жилой дом по указанному адресу не находится в эксплуатации, фактически отсутствует, поскольку разрушен, на его месте пустырь. Доказательств обратного ответчиками суду не представлено.

При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отсутствие заключений межведомственных комиссий по установлению пригодности или непригодности жилого помещения по адресу: <...>, не могут влиять на реализацию права на полное государственное обеспечение сироты жилым помещением.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не опровергают вышеизложенных выводов суда, в связи с чем, не являются основанием для отмены судебного постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 08.05.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу управления по опеке и попечительству Еврейской автономной области – без удовлетворения.

Председательствующий Ю.Г. Золотарева

Судьи О.М. Кукшинова

О.А. Конева

33-524/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Кишкунова Людмила Евгеньевна
И.о. прокурора Облученского района
Матвеев Дмитрий Константинович
Ответчики
Управление по опеке и попечительству ЕАО
Правительство ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Кукшинова Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
28.06.2019Передача дела судье
19.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее