Судья Можегова Т.В. Дело № 33-5763/2018 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании 08 октября 2018 года дело по апелляционным жалобам администрации муниципального района «Прилузский», администрации сельского поселения «Объячево» на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 23 августа 2018 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Прилузского района Республики Коми к администрации муниципального образования сельское поселение «Объячево», администрации муниципального образования муниципальный район «Прилузский» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку в д. Беляевская, ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка;
возложена обязанность на администрацию сельского поселения «Объячево» по ликвидации несанкционированной свалки, размещенной на расстоянии 0,6 км от д. <Адрес обезличен> Республики Коми, координаты по навигатору ... путем принятия организационных мер по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации в срок не позднее 01 сентября 2019 года;
возложена обязанность на администрацию муниципального района «Прилузский» по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов, размещенных неустановленными лицами на земельном участке, расположенном на расстоянии <Адрес обезличен> Республики Коми, координаты по навигатору <Адрес обезличен> в.д., в срок не позднее 01 сентября 2019 года;
возложена обязанность на администрацию муниципального района «Прилузский» по разработке проекта рекультивации земель земельного участка, расположенного на расстоянии <Адрес обезличен> Республики Коми, координаты по навигатору ... в.д., и проведению в соответствии с ним мероприятий по рекультивации нарушенных земель в срок не позднее 01 сентября 2019 года;
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя администрации сельского поселения «Объячево» Жебовой Е.Ф., прокурора Чершкуте Я.В., поддержавшей заявленные исковые требования, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Заместитель прокурора Прилузского района Республики Коми обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к АСП «Объячево», АМР «Прилузский» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку в д. Беляевская, ликвидации, обезвреживания, обработки, утилизации и захоронения отходов, разработать проект рекультивации земельного участка в срок не позднее 01 сентября 2019 года.
Третьим лицом по делу привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Суд принял приведенное решение, об отмене которого просят в апелляционных жалобах АСП «Объячево», АМР «Прилузский», ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
От прокуратуры Прилузского района Республики Коми и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми поступили письменные возражения и отзыв на апелляционные жалобы АСП «Объячево» и АМР «Прилузский».
Представитель ответчика АМР «Прилузский», третьего лица в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что 10 мая 2018 года по заданию прокуратуры Республики Коми проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено, что на территории восточнее 0,5 км от автомобильной дороги Сыктывкар - Чебоксары, южнее аэропорта 2 км по автомобильной дороге на с. Летка, координаты по навигатору ...., на расстоянии <Адрес обезличен> Республики Коми выявлен земельный участок площадью 1,5-2 га, где жителями сельского поселения «Объячево» несанкционированно размещены твердые коммунальные отходы в количестве более 500 куб. м., а именно: отходы мебели из разнородных материалов (код 4 92 111 81 52 4); тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами (код 4 38 118 01 51 5); бой стекла (код 3 41 901 01 20 5); покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код 9 21 130 02 50 4); древесные отходы от сноса и разборки зданий (код 8 12 101 01 72 4); горбыль из натуральной чистой древесины (код 3 05 220 01 21 5); рейка из натуральной чистой древесины (код 3 05 220 02 21 5); опилки натуральной чистой древесины (код 3 05 230 01 43 5) (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242).
Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения обследования не представилось возможным.
Как установлено в ходе проведения проверки, указанный объект размещения отходов размещен на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что образование несанкционированной свалки допущено на земельном участке, вверенном органом местного самоуправления АМР «Прилузский» - АСП «Объячево, пришел к выводу о том, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Поскольку орган местного самоуправления допустил образование несанкционированной свалки, в результате чего произошло загрязнение и негативное воздействие на земли и почвы в месте расположения бытовых отходов, суд также пришел к выводу о возложении на АМР «Прилузский» обязанности произвести рекультивацию земли после выполнения работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и согласуются с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 указанной статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Коми от 09 декабря 2014 года № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01 января 2017 года), к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, о чем указано так же в пп. 6 ч. 2 ст. 7 Устава муниципального образования СП «Объячево».
С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.
При этом судом первой инстанции обоснованно отмечено, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Несогласие АСП «Объячево» с решением суда с указанием на то, что между Правительством Республики Коми и ООО «Ухтажилфонд» заключен контракт по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми, срок начала по которому определен с 01 сентября 2018 года, не может повлиять на правильность выводов суда первой инстанции.
Суд первой инстанции, отклоняя приведенные доводы, обоснованно указал, что соглашение с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных законодательством.
Не влияют на законность решения суда первой инстанции и доводы ответчиков об отсутствии лицензированного места для хранения твердых коммунальных отходов, поскольку данный вопрос также находится в ведении органа местного самоуправления.
Наличие несанкционированной свалки уже свидетельствует о том, что органами местного самоуправления не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территорий и поддержания чистоты и порядка. Организация таких мер вытекает из обязанности органа местного самоуправления организовать сбор и вывоз мусора.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым подробно дана в решении суда, в связи с чем оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционных жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Прилузского районного суда Республики Коми от 23 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального района «Прилузский», администрации сельского поселения «Объячево» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи