Дело №2а-1548/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Нижний Новгород 02 апреля 2018 года
Ленинский районный суд Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Голубевой Г.В., при секретаре Солдатенковой Е.В., с участием прокурора Киреевой Е.Н., представителя административного истца Балашовой М.Н. по доверенности № 12 от 17 января 2018 года, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления МВД России по г.Нижнему Новгороду об установлении административного надзора в отношении Любимцева А.А.,
установил:
Управление МВД России по г. Нижнему Новгороду обратилось в суд с административным иском к Любимцеву А.А. об установлении административного надзора на срок - <данные изъяты> года, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ года приговором Ленинского районного суда г. Н.Новгорода административный ответчик осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> годам лишения свободы условно с испытательным сроком <данные изъяты> года. ДД.ММ.ГГГГ года постановлением Ленинского районного суда г. Н.Новгорода на основании ч. 3 ст. 74 УК РФ Любимцеву А.А. условное осуждение по приговору Ленинского районного суда г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года отменено и назначено наказание по ст. <данные изъяты> УК РФ в виде <данные изъяты> лет лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ года по отбытию наказания.
Ранее Любимцев А.А. судим в ДД.ММ.ГГГГ г. по ст. <данные изъяты> УК РФ.
После освобождения административный ответчик был поставлен на учет в ОВД.
После освобождения из мест лишения свободы Любимцев А.А. проживает с женой Любимцевой А.А. и несовершеннолетним сыном Любимцевым А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Характеризуется удовлетворительно. Работает в <данные изъяты>», <данные изъяты>. Употребляет спиртные напитки. После освобождения из мест лишения свободы неоднократно привлекался к административной ответственности.
Административный истец просит в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить в отношении Любимцева А.А, административный надзор, на срок 3 года, одновременно, в соответствии со ст. 4 указанного закона, возложить на Любимцева А.А. следующие административные ограничения:
- запретить посещение мест, где имеются в продаже в разлив спиртные напитки;
- запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
- запретить выезд за пределы территории обслуживания надзирающего органа внутренних дел без его уведомления;
- обязать периодической явкой в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц, согласно установленному отделом полиции графику;
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период времени с 23.00 часов до 05.00 часов следующего дня.
В судебном заседании представитель административного истца Балашова М.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Любимцев А.А. с административным исковым заявлением согласился частично. Пояснил, что согласен со сроком административного надзора, а также с ограничениями, кроме последнего, где ему запрещается находиться вне дома с 23 часов до 05 часов следующего дня, поскольку, иногда, на работе, обычно по средам и четвергам, приходиться задерживаться до 12 часов ночи. Работает он в <адрес> районе на <адрес>, <адрес>. После ночной работы работодатель оплачивает им проезд домой на такси.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего подлежащим удовлетворению заявление частично, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Закон).
Согласно ст.1 Закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона об административном надзоре).
В соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 3 указанного Федерального закона, в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если, лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ).
Из приведенных предписаний Закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления и наличие факта совершения в течение одного года двух и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
За совершение тяжкого преступления административный надзор устанавливается от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п.1 ч.1 ст.5 Закона).
В силу п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации (в редакции Федерального закона № 102-ФЗ от 28 мая 2017 года).
В силу ч. 2 ст. 4 Закона обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ).
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона) (п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы").
Вместе с тем, при установлении ограничения необходимо соблюдать баланс между мерой направленной на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом и правами лица, в отношении которого устанавливается административный надзор.
Как следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
В соответствии с абз. 1 и 2 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений. В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
Разъяснения Верховного Суда РФ относительно права суда установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения, подлежат применению с учетом положений ч.8 ст.272 КАС РФ, и касаются тех ограничений, которые предусмотрены федеральным законом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года приговором Ленинского районного суда г. Н.Новгорода административный ответчик Любимцев А.А. осужден по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком <данные изъяты> года. ДД.ММ.ГГГГ года постановлением <адрес> районного суда г. Н.Новгорода на основании ч. 3 ст. 74 УК РФ Любимцеву А.А., условное осуждение по приговору <адрес> районного суда г. Н.Новгорода от ДД.ММ.ГГГГ года отменено и назначено наказание по ст. <данные изъяты> УК РФ в виде <данные изъяты> лет лишения свободы. Освобожден ДД.ММ.ГГГГ года по отбытию наказания.
После освобождения из мест лишения свободы Любимцев А.А. проживает с женой Любимцевой А.А, и несовершеннолетним сыном Любимцевым А.А.. Характеризуется удовлетворительно. Работает в <данные изъяты>, оператором станка. Употребляет спиртные напитки. После освобождения из мест лишения свободы неоднократно привлекался к административной ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> минут Любимцев А.А. находился в общественном месте у дома <адрес> в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, имея невнятную речь, шаткую походку, резкий запах алкоголя. В отношении Любимцева А.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ. Постановление заместителя начальника ОП № 3 Управления МВД России по г. Н.Новгороду ДД.ММ.ГГГГ года Любимцеву А.А. было назначено административное наказание в виде штрафа. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> минут Любимцев А.А. находился в общественном месте у дома <адрес> в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, имея невнятную речь, шаткую походку, резкий запах алкоголя. В отношении Любимцева А.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.21 КоАП РФ. Постановление заместителя начальника ОП № 3 Управления МВД России по г. Н.Новгороду ДД.ММ.ГГГГ года Любимцеву А.А. было назначено административное наказание в виде штрафа. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> минут Любимцев А.А., находясь в общественном месте на станции метро «<адрес>» Нижегородского метрополитена, расположенной по адресу: г. Н.Новгород, <адрес>, громко выражался нецензурной бранью в адрес проходящих мимо граждан, на замечания не реагировал, тем самым демонстративно нарушал общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу. В отношении Любимцева А.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 ч. 1 КоАП РФ. Постановлением заместителя начальника ОП № 3 Управления МВД России по г. Н.Новгороду ДД.ММ.ГГГГ года Любимцеву А.А. было назначено административное наказание в виде штрафа. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> минут Любимцев А.А., находясь в общественном месте у дома <адрес>, распивал алкогольную продукцию в запрещенном Федеральным законом РФ № 171-ФЗ от 22 ноября 995 года, в руках держал початую бутылку пива емкостью 0,5 литра, с содержанием алкоголя <данные изъяты> В отношении Любимцева А.А. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ. Постановление заместителя начальника ОП № 3 Управления МВД России по г. Н.Новгороду ДД.ММ.ГГГГ года Любимцеву А.А. было назначено административное наказание в виде штрафа. Постановление не обжаловано, вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года.
Срок, указанный в статье 4.6 КоАП РФ, по данным правонарушениям не истек.
Учитывая, что Любимцев А.А. был осужден за совершение тяжкого преступления, судимость за которое не погашена, допустил совершение более двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную нравственность, принимая во внимание удовлетворительную характеристику Любимцева А.А. по месту жительства, учитывая, что заявленные административные исковые требования направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на Любимцева А.А. в целях предотвращения совершения им новых преступлений и правонарушений, соответствуют характеру, степени общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельствам их совершения, требования об установлении в отношении него административного надзора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 года № 102-ФЗ). Административный иск содержит требования на обязательную явку поднадзорного на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц, оснований для снижения количества явок на регистрацию суд не усматривает, поскольку установление судом данного административного ограничения направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, предупреждение совершения Любимцевым А.А. преступлений и правонарушений. Учитывая изложенное, заявленное требование подлежит удовлетворению.
При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.
Сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности Любимцева А.А., в целях разрешения ему посещение конкретных мероприятий и участие в них, материалы дела не содержат.
Заявленное в административном иске требование об установление запрета на посещение мест, где имеются в продаже в разлив спиртные напитки подлежит удовлетворению, поскольку после отбытия наказания Любимцев А.А. привлекался к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ, ст. 20.20 ч. 1 КоАП РФ, т.е. совершил правонарушение, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность.
Рассматривая требование об установление запрета на выезд за пределы территории обслуживания надзирающего органа внутренних дел без его уведомления, суд полагает подлежащими удовлетворению, так как уведомление о выезде за пределы г. Н. Новгорода не ограничивает право Любимцева А.А. на выполнение трудовых обязанностей, и будет способствовать предупреждению совершения им правонарушений и преступлений.
В случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
Административный истец просит суд запретить Любимцеву А.А. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период с 23.00 часов до 05.00 часов следующего дня.
Однако судом установлено, что Любимцев А.А. в силу трудового договора может привлекаться к сверхурочной работе, таким образом, требование административного истца о запрещении пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания, в период с 23.00 часов до 05.00 часов следующего дня нарушает право административного ответчика на осуществление трудовой деятельности и получения заработка, на основании чего удовлетворению не подлежит.
В связи с этим суд не вправе запретить лицу пребывать в определенное время суток вне помещения, не отвечающего указанным требованиям.
В силу вышеизложенного, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на административного ответчика, недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на Любимцева А.А. следующих административных ограничений: запретить посещение мест, где имеются в продаже в разлив спиртные напитки; обязать явкой на регистрацию в отдел полиции по месту жительства или месту пребывания или фактического нахождения два раза в месяц, согласно установленному отделом полиции графику; запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить выезд за пределы г. Н. Новгорода без уведомления органов полиции.
При этом суд исходит из того, что данные ограничения соразмерны праву Любимцева А.А. на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом суд учитывает, что в соответствии со ст.10 Закона поднадзорное лицо имеет право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений. В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 ст. 3 Закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 180, 270-273 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления МВД России по г. Н.Новгороду к Любимцеву А.А. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Любимцева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Горький, установив следующие ограничения:
1. запретить посещение мест, где имеются в продаже в разлив спиртные напитки;
2. обязать явкой на регистрацию в отдел полиции по месту жительства или месту пребывания или фактического нахождения два раза в месяц, согласно установленному отделом полиции графику;
3. запретить посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях;
4. запретить выезд за пределы г. Н. Новгорода без уведомления органов полиции.
Административный надзор в отношении Любимцева А.А. установить на срок 3 (три) года.
Срок административного надзора, установленного в отношении Любимцева А.А. подлежит исчислению со дня вступления решения суда об установлении административного надзора в законную силу.
В удовлетворении требований Управления МВД России по г. Н. Новгороду об установлении административного надзора в отношении Любимцева Александра Александровича в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Н.Новгорода.
Судья Г.В. Голубева