производство № 2а-258/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2021 года с.Красный Чикой
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Рязанова А.И.,
при секретаре Перминовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя Забайкальского края В.П.Степановой об освобождении от уплаты исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Забайкальского края В.П.Степанова, действующая на основании доверенности № от 30.03.2021г. обратилась в суд с административным иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора, указав, что Красночикойским районным судом Забайкальского края но делу № был выдан исполнительный лист, рассмотрев который судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю вынес постановление о возбуждении исполнительного производства.
Решением суда требования Забайкальской межрайонной природоохранной прокуратуры к Правительству Забайкальского края удовлетворены и на Правительство Забайкальского края, возложена обязанность организовать приведение в соответствие с ветеринарно- санитарными нормами и правилами 2 сибиреязвенных захоронений животных, павших от сибирской язвы, а именно: произвести мероприятия по обеззараживанию почв в местах сибиреязвенных захоронений, в селе Урлук сельского поселения «Урлукское» Красночикойского района, в селе Байхор сельского поселения «Байхорское» Красночикойского района; в селе Урлук сельского поселения «Урлукское» Красночиконского района, сибиреязвенное захоронение, в селе Байхор сельского поселения «Байхорское» Красночикойского района сибиреязвенное захоронение оборудовать сплошным ограждением по периметру, по внутреннему периметру канавой, информационной предупреждающей табличкой «Сибирская язва» и обязанность организовать приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными нормами и правилами скотомогильника (биотермической ямы) расположенной в селе Конкино сельского поселения «Конкинское» Красночикойского района путем оборудования глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру оборудования траншеей глубиной 0.8 - 1.4 м и шириной не менее 1.5 м с устройством, вала из вынутого грунта, моста через траншею, навеса над ямой, оборудования помещением для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Не оспаривая в целом вынесенное постановление о взыскании исполнительного сбора, в связи с дефицитом бюджетных средств, просила суд освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора по следующим основаниям.
В настоящее время ведется работа по изменению способа исполнения решений судов общей юрисдикции с приведения в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждёнными Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469 скотомогильников (биотермических) на приобретение печей (крематоров, инсиннераторов).
В связи с ограниченными возможностями краевого бюджета запланирована поэтапная реализация мероприятий по обустройству сибиреязвенных захоронений.
В 2021 год в рамках утвержденных бюджетных ассигнований запланировано обустроить 23 сибиреязвенных захоронения на общую сумму 1 421,9 тыс. рублей.
В настоящее время подведомственным учреждением Государственной ветеринарной службы Забайкальского края осуществляется работа по заключению договора с потенциальной подрядной организацией.
При подготовке проекта закона края о бюджете на 2022 год будет рассмотрен вопрос о втором этапе реализации мероприятия.
Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Считает, что обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении об освобождении от взыскания исполнительского сбора являются основанием, позволяющим освободить от взыскания исполнительского сбора и относится к числу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ. поскольку финансирование каких-либо мероприятий, производимых государственными учреждениями ставиться в зависимость от выделенных денежных средств и утвержденных бюджетов и в данном случае не зависит в полной мере от воли самого должника.
На основании изложенного, ссылаясь на нормы ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», просит суд освободить Правительство Забайкальского от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству.
Представитель Административного истца Правительства Забайкальского края В.П. Степанова ходатайствовала о рассмотрении административного иска в отсутствие представителя Правительства Забайкальского края.
Административные ответчики Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Горшунова Е.Г.; Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю; Управление Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, заинтересованное лицо Забайкальская межрайонная природоохранная прокуратура, будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, о причинах неучастия в судебном заседании не сообщили.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Согласно п. 7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, ходатайство административного истца о рассмотрении дела без участия его представителя, а также то, что явка административных ответчиков и заинтересованного лица, по мнению суда, не является обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело по административному иску Правительства Забайкальского края об освобождении от уплаты исполнительского в порядке упрощенного (письменного) производства.
Согласно ч. 1 ст. 292 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 360 КАС РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2). Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Согласно пункту 74 названного постановления, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что решением Красночикойского районного суда от 16.12.2019г. по административному делу № 2а-286/2021 постановлено: Обязать Правительство Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными нормами и правилами 2 сибиреязвенных захоронений животных, павших от сибирской язвы, а именно:
-произвести мероприятия по обеззараживанию почв в местах сибиреязвенных захоронений, в селе Урлук сельского поселения «Урлукское» Красночикойского района с координатами <данные изъяты>, в селе Байхор сельского поселения «Байхорское» Красночикойского района с координатами <данные изъяты>
- в селе Урлук сельского поселения «Урлукское» Красночикойского
района сибиреязвенное захоронение с координатами <данные изъяты>, в селе Байхор сельского поселения «Байхорское»
Красночикойского района сибиреязвенное захоронение с координатами
<данные изъяты> оборудовать сплошным ограждением по
периметру, по внутреннему периметру канавой, информационной
предупреждающей табличкой «Сибирская язва».
Обязать Правительство Забайкальского края в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными нормами и правилами скотомогильника (биотермической ямы) расположенной в селе Конкино сельского поселения «Конкинское» Красночикойского района (координаты 49°49"08.9"N 108°05"00.6"E) путем оборудования глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами, с внутренней стороны забора по всему периметру оборудования траншеей глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта, моста через траншею, навеса над ямой, оборудования помещением для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Решение вступило в законную силу 17.01.2020, на основании исполнительного листа ФС №, выданным Красночикойским районным судом, 21.06.2021г. возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Согласно п. 2 постановления от 21.06.2021 о возбуждении исполнительного производства №-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав- исполнитель МО по ИОВИП Горшунова Е.Г., установив, что по исполнительному производству №-ИП, возбужденному в отношении Правительства Забайкальского края, исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен, вынесла в отношении должника постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с которым с административного истца надлежит взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установив должнику новый срок для исполнения до 29.10.2021.
Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о взыскании исполнительского сбора от 07.09.2021 №-ИП, сторонами по делу не оспаривается.
Согласно материалам дела административный истец не имеет собственных средств для добровольного исполнения решения Красночикойского районного суда от 16.12.2019 года по гражданскому делу № 2а-286/2019 и финансирования на его исполнение не выделялось. В связи с ограниченными возможностями краевого бюджета запланирована поэтапная реализация мероприятий по обустройству сибиреязвенных захоронений. В настоящее время подведомственным учреждением Государственной ветеринарной службы Забайкальского края осуществляется работа по заключению договора с потенциальной подрядной организацией. При подготовке проекта закона края о бюджете на 2022 год будет рассмотрен вопрос о втором этапе реализации мероприятия.
Суду представлен проект договора подряда № 15 на выполнение работ по оборудованию сибиреязвенного захоронения на территории муниципального района «Красночикойский район» Забайкальского края, техническое задание.
Каких-либо доказательств, указывающих на вину административного истца в несвоевременном исполнении решения суда, материалы дела не содержат.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, о том, что Правительством Забайкальского края приняты все возможные меры для исполнения требований исполнительного листа ФС № по решению Красночикойского районного суда от 19.02.2021 года по гражданскому делу 2а-286/2019, и как следствие, об отсутствии вины административного истца в неисполнении требований исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного их исполнения.
Таким образом, административные исковые требования Правительства Забайкальского края об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 179 - 180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Правительства Забайкальского края об освобождении от уплаты исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить Правительство Забайкальского края от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 07.09.2021 года судебного пристава- исполнителя МО по ИОВИП Горшуновой Е.Г. по исполнительному производству № №
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красночикойский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное решение суда изготовлено 19 октября 2021 года.
Судья А.И. Рязанов