Дело № 2-196/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 г. р.п. Полтавка
Полтавский районный суд Омской области,
в составе председательствующего судьи Абилова А.К.,
при секретаре Соколовой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Полтавского района Омской области, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Полтавского муниципального района Омской области, Вольновскому, Новоильиновскому, Воронцовскому сельским поселениям Полтавского муниципального района Омской области о признании бездействий незаконными и возложении обязанности устранить нарушения закона,
у с т а н о в и л :
Прокурор Полтавского района обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что при проведении проверки состояния законности при прохождении отопительного сезона на территории Полтавского района были выявлены нарушения.
Просит суд признать незаконным бездействие ответчика и возложить на обязанность устранить нарушения.
В судебном заседании представитель истца Казаков А.Д. иск поддержала.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, возражений не представили.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 3 ст. 5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» на субъектов электроэнергетики (лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности) и потребителей электрической энергии возложена обязанность соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
Статьей 23.3. Федерального закона № 190-ФЗ установлено, что под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Общие требования к безопасности опасных производственных объектов устанавливаются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с ч. 1 ст. 9 которого организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В силу положений ч. 1 ст. 20 Федерального закона 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат:
1) муниципальные образования;
2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации;
3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Частями 2-5 ст. 20 Федерального закона № 190-ФЗ определено, что проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с безопасностью электрических и тепловых установок, тепловых сетей. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления. Расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103, вступившим в силу 26.05.2013, утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду.
Согласно п. 1 указанных Правил данные Правила разработаны в соответствии с Федеральным законом 190-ФЗ и определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения.
В силу п. 18 Правил в целях оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены:
1) наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций;
2) наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения;
3) наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения;
4) выполнение требований настоящих Правил по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии.
Результатом проверки готовности к отопительному сезону, согласно п. 7 Правил является акт проверки готовности к отопительному периоду.
В случае, если объект готов к отопительному сезону, по нему выдается паспорт готовности к отопительному сезону. При этом, согласно п. 10 Правил, время получения паспорта готовности муниципальным образованием должно быть не позднее 15 ноября.
Согласно п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14, п 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах сельского поселения теплоснабжения, в том числе, полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении», относятся к компетенции органов местного самоуправления муниципального района.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 07.12.2011 муниципальному образованию Полтавский муниципальный район Омской области на праве собственности принадлежит котельная, расположенная по адресу: Омская область, Полтавский район, д. Краснопутиловка, пер. Школьный, д. 1.
Указанная котельная согласно договору аренды от 09.02.2012 № 10 администрацией района передана ООО «Тепловик» для осуществления деятельности, связанной с теплоснабжением населения д. Краснопутиловка Полтавского муниципального района. Действие договора до настоящего времени не прекращено. По условиям указанного договора арендодатель осуществляет правомочия собственника, не ограниченные указанным договором, а арендатор вправе с согласия собственника производить работы, связанные с перестройкой и перепланировкой объекта.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые устанавливают требования по технической эксплуатации, в том числе производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.
Согласно письму Минэнерго Российской Федерации от 25.03.2003 № 32-01-05/130 Правила эксплуатации тепловых энергоустановок распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).
В нарушение требований пп. 13, 18 Правил в отсутствуют резервный источник электроснабжения, ручная или автоматическая блокировка, препятствующая одновременной подаче напряжения в сеть котельной и в сеть электроснабжающей организации при запуске резервной дизельной (бензиновой) электростанции; кроме того, на котельной, работающей на дизельном топливе, отсутствует надлежащим образом сформированное топливное хозяйство.
Наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки готовности к отопительному сезону Сибирского управления Ростехнадзора, выданного по итогам готовности проверки готовности Полтавского муниципального района Омской области к отопительному периоду 2020/2021 гг., что послужило препятствием для получения Полтавским муниципальным районом паспорта готовности к отопительному сезону.
Таким образом, администрацией Полтавского муниципального района не приняты достаточные меры к содержанию муниципального имущества, что может повлечь его утрату, а также меры по обеспечению надежного теплоснабжения на территории д. Краснопутиловка Полтавского муниципального района, тем самым нарушены требования законодательства о муниципальной собственности, законодательства, регулирующего подготовку и прохождение отопительного сезона.
17.11.2020 прокурором района и.о. главы Полтавского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое 11.12.2020 рассмотрено, вместе с тем выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 20.12.2013 муниципальному образованию Вольновскому сельскому поселению Полтавского муниципального района Омской области на праве собственности принадлежит котельная, расположенная по адресу: Омская область, Полтавский район, с. Вольное, пер. Новый, д. 9.
Указанная котельная согласно договору аренды от 08.09.2009 № 1 администрацией поселения передана ООО «Тепловик» для осуществления деятельности, связанной с теплоснабжением населения Вольновского сельского поселения. Действие договора до настоящего времени не прекращено. По условиям указанного договора арендодатель осуществляет правомочия собственника, не ограниченные указанным договором, а арендатор вправе с согласия собственника производить работы, связанные с перестройкой и перепланировкой объекта.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые устанавливают требования по технической эксплуатации, в том числе производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.
Согласно письму Минэнерго Российской Федерации от 25.03.2003 № 32-01-05/130 Правила эксплуатации тепловых энергоустановок распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).
Пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации установлены требования по технической эксплуатации паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений.
В нарушение требований пп. 3.3.14, 3.3.28, 3.3.29 Правил эксплуатации тепловых установок собственником котельной не выполнены мероприятия по ремонту дымовой трубы от котла КВВ тшп-2.0 (заводской номер 2636), а именно:
- не выправлен крен дымовой трубы,
- не выполнены фундаменты под вантовые оттяжки,
- не выполнено соединение ствола с контуром заземления.
Наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки готовности к отопительному сезону Сибирского управления Ростехнадзора, выданного по итогам проверки готовности Полтавского муниципального района Омской области к отопительному периоду 2020/2021 гг., послужило препятствием к получению Полтавским муниципальным районом паспорта готовности к отопительному сезону.
Таким образом, администрацией Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района не приняты достаточные меры к содержанию муниципального имущества, что может повлечь его утрату, а также меры по обеспечению надежного теплоснабжения на территории Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района, тем самым нарушены требования законодательства о муниципальной собственности, законодательства, регулирующего подготовку и прохождение отопительного сезона.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права муниципальному образованию Воронцовскму сельскому поселению Полтавского муниципального района Омской области на праве собственности принадлежит котельная, расположенная по адресу: <адрес>.
Указанная котельная согласно договору аренды от 08.09.2009 № 1 администрацией поселения передана ООО «Тепловик» для осуществления деятельности, связанной с теплоснабжением населения Воронцовского сельского поселения. Действие договора до настоящего времени не прекращено. По условиям указанного договора арендодатель осуществляет правомочия собственника, не ограниченные указанным договором, а арендатор вправе с согласия собственника производить работы, связанные с перестройкой и перепланировкой объекта.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые устанавливают требования по технической эксплуатации, в том числе производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.
Согласно письму Минэнерго Российской Федерации от 25.03.2003 № 32-01-05/130 Правила эксплуатации тепловых энергоустановок распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).
Пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации установлены требования по технической эксплуатации паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений.
В нарушение требований с пп. 3.3.14, 3.3.28, 3.3.29 Правил эксплуатации тепловых установок собственником котельной не выполнены мероприятия по ремонту дымовой трубы от котла КВВ тшп-2.0 (заводской номер 2636), а именно:
- не выправлен крен дымовой трубы,
- не выполнены фундаменты под вантовые оттяжки,
- не выполнено соединение ствола с контуром заземления,
- не выполнен замер толщины ствола дымовой трубы на отметке +1,3 м.
Наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки готовности к отопительному сезону Сибирского управления Ростехнадзора, выданного по итогам готовности проверки готовности Полтавского муниципального района Омской области к отопительному периоду 2020/2021 гг., послужило препятствием для получения паспорта готовности к отопительному сезону.
Таким образом, администрацией Воронцовского сельского поселения Полтавского муниципального района не приняты достаточные меры к содержанию муниципального имущества, что может повлечь его утрату, а также меры по обеспечению надежного теплоснабжения на территории Воронцовского сельского поселения Полтавского муниципального района, тем самым нарушены требования законодательства о муниципальной собственности, законодательства, регулирующего подготовку и прохождение отопительного сезона.
17.11.2020 главе Воронцовского сельского поселения Полтавского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое 11.12.2020 рассмотрено, вместе с тем выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 02.10.2007 муниципальному образованию Новоильиновскому сельскому поселению Полтавского муниципального района Омской области на праве собственности принадлежит котельная, расположенная по адресу: <адрес>.
Указанная котельная согласно договору аренды от 24.09.2009 № 1 администрацией поселения передана ООО «Тепловик» для осуществления деятельности, связанной с теплоснабжением населения Новоильиновского сельского поселения. Действие договора до настоящего времени не прекращено. По условиям указанного договора арендодатель осуществляет правомочия собственника, не ограниченные указанным договором, а арендатор вправе с согласия собственника производить работы, связанные с перестройкой и перепланировкой объекта.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, которые устанавливают требования по технической эксплуатации, в том числе производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов.
Согласно письму Минэнерго Российской Федерации от 25.03.2003 № 32-01-05/130 Правила эксплуатации тепловых энергоустановок распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).
Пунктом 1.1 Правил технической эксплуатации установлены требования по технической эксплуатации паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений.
В нарушение п.п. 2.4.1, 2.4.2 Правил эксплуатации тепловых установок котельная собственником для допуска в эксплуатацию после реконструкции в установленном порядке не предъявлена.
Наличие указанных нарушений подтверждается актом проверки готовности к отопительному сезону Сибирского управления Ростехнадзора, выданного по итогам готовности проверки готовности Полтавского муниципального района Омской области к отопительному периоду 2020/2021 гг., послужило препятствием для получения паспорта готовности у отопительному сезону.
Таким образом, администрацией Новоильиновского сельского поселения Полтавского муниципального района не приняты достаточные меры к содержанию муниципального имущества, что может повлечь его утрату, а также меры по обеспечению надежного теплоснабжения на территории Новоильиновского сельского поселения Полтавского муниципального района, тем самым нарушены требования законодательства о муниципальной собственности, а также законодательства, регулирующего подготовку и прохождение отопительного сезона.
17.11.2020 главе Новоильиновского сельского поселения Полтавского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое 09.12.2020 рассмотрено, вместе с тем выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Таким образом, меры по устранению выявленных Сибирским управлением Ростехнадзора нарушений до настоящего времени не приняты. Указанные бездействия ставят под угрозу жизнь, здоровье обсуживающего персонала котельной, а также ставит под угрозу прохождение отопительного сезона 2021-2022 гг.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд -,
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Полтавского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Полтавского муниципального района Омской области, администраций Вольновского, Воронцовского и Новоильиновского сельских поселений по устранению нарушений, выявленных Сибирским управлением Ростехнадзора при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 гг.
Возложить на администрацию Полтавского муниципального района Омской области обязанность в срок до 01.09.2021 организовать наличие на котельной, расположенной в <адрес>:
- резервного источника электроснабжения,
- ручной или автоматической блокировки, препятствующаей одновременной подаче напряжения в сеть котельной и в сеть электроснабжающей организации при запуске резервной дизельной (бензиновой) электростанции, на котельной в с. Краснопутиловка, работающей на дизельном топливе,
- надлежащим образом сформированного топливного хозяйства.
Возложить на администрацию Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области обязанность устранить следующие нарушения в виде:
- крена дымовой трубы,
- отсутствия фундаменты под вантовые оттяжки,
- отсутствия соединения ствола с контуром заземления, выявленные Сибирским управлением Ростехнадзора при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 гг., на котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 01.09.2021.
Возложить на администрацию Воронцовского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области обязанность устранить нарушения в виде:
- наличие крена дымовой трубы,
- отсутствия фундаментов под вантовые оттяжки,
- отсутствие соединения ствола с контуром заземления,
- замер толщины ствола дымовой трубы на отметке +1,3 м не выполнен, выявленные Сибирским управлением Ростехнадзора при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 гг., на котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в срок до 01.09.2021.
Возложить на администрацию Новоильиновского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области обязанность предъявить органом государственного энергетического надзора для допуска в эксплуатацию после реконструкции котельную, расположенную по адресу: <адрес>, в установленном порядке в срок до 01.09.2021.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Полтавский районный суд в течение месяца со дня составления оглашения.
Судья А.К. Абилов