РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ Федерации
25 апреля 2022 г. г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Морозовой А.Р., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием помощника прокурора Юсуповой В.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-570 /2022 по исковому заявлению по исковому заявлению прокурора г. Усть-Кута в интересах Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛесПромСервис» о признании бездействия, выразившееся в невыполнении лесовосстановительных мероприятий на лесном участке незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Усть-Кута обратился с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ответчику о признании бездействия, выразившееся в невыполнении лесовосстановительных мероприятий на лесном участке незаконным, обязании провести лесовосстановительные мероприятия по договору аренды лесного участка.
В обоснование исковых требований указано, что при проверке соблюдения лесного законодательства выявлены нарушения ООО «ЛесПромСервис» законодательства в части не проведения мероприятий по лесовосстановлению. Между Министерством лесного комплекса Иркутской области и ООО «ЛесПромСервис» заключен договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. Арендатору предоставлен лесной участок, имеющий местоположение: Иркутская область, Усть-Кутский район Усть-Кутское лесничество, эксплуатационные леса, квартал 328 Тирской дачи, Борисовского участкового лесничества в целях использования для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных наслаждений. Согласно пп. м,и, п. 12 договора аренды лесного участка, арендатор обязан за свой счет осуществлять санитарно-оздоровительные, мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
ООО «ЛесПромСервис» при исполнении обязательств по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено надлежащее восстановление лесов, что может привести к истощению природных ресурсов по причине их не восполнения и нарушает гарантированные Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просит суд, признать бездействие ООО«ЛесПромСервис», выразившееся в невыполнении в 2020 лесовосстановительных мероприятий на лесном участке, предоставленном по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, искусственного лесовосстановления на площади 131,5 га, незаконным, обязать ООО «ЛесПромСервис» провести лесовосстановительные мероприятия по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: искусственное лесовосстановление на площади 131,5 га. в квартале 328 (выдел 28) Тирской дачи Борисовского участкового лесничества, кварталах 181 (выделах 24,25,28,29), 182 (выделе 204), 204 (выделах 2,3,4,5) Борисовской дачи Борисовского участкового лесничества.
В судебном заседании помощник прокурора Юсупова В.О. настаивала на исковых требованиях, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, не заявил об уважительности причин неявки, не просил об отложении дела, либо рассмотрении дела в его отсутствие. Судом дело рассмотрено в заочном порядке.
Представитель третьего лица Кадова М.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, установил следующее.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из разъяснений, содержащихся в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", следует, что прокурор является одним из субъектов обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на таких принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов (ст. 1 Лесного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов лесного законодательства является воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов.
На основании ст. 12 Лесного Кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно пункту 5 статьи 17 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.
В силу пунктов 1, 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Приказом Минприроды России от 04.12.2020 г. N 1014 утверждены правила лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений (далее - Правила лесовосстановления).
Пунктом 1 Правил лесовосстановления установлены критерии и требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
Исходя из содержания пунктов 2, 3 Правил лесовосстановления следует, что лесовосстановление состоит из комплекса природных процессов, в том числе обусловленных специальными технологическими и организационными мероприятиями, по образованию молодых сомкнутых лесных насаждений (молодняков) главных лесных древесных пород на землях, предназначенных для лесовосстановления и осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Естественное восстановление лесов (далее - естественное лесовосстановление) осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. (содействие естественному лесовосстановлению). Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений. Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления (пункт 3 Правил лесовосстановления).
В соответствии с пунктом 10 Правил лесовосстановления, лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления и считаются выполненными в случае достижения проектных показателей в соответствии с проектом лесовосстановления.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса РФ.
Состав проекта освоения лесов и порядок его -разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 3 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", состав проекта освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.
Проект освоения лесов содержит информацию о способах лесовосстановления и площадях, на которых нужно произвести лесовосстановление.
Таким образом, обязанность провести лесовосстановительные мероприятия вытекает, как из требований лесного законодательства, так и из условий Договора.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Исходя из статьи статье 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом- исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ (части 2, 2Л ст. 96 Лесного кодекса РФ).
Как установлено в судебном заседании, на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик является арендатором лесного, имеющего местоположение: Иркутская область, Усть-Кутский район Усть-Кутское лесничество, эксплуатационные леса, квартал 328 Тирской дачи, Борисовского участкового лесничества в целях использования для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных наслаждений.
Согласно актов выполнения лесовосстановительных работ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт невыполнения ООО «ЛесПромСервис» лесовосстановительных мероприятий.
В соответствии с пп. м,и, п. 12 договора аренды лесного участка, арендатор обязан за свой счет осуществлять санитарно-оздоровительные, мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов.
ООО «ЛесПромСервис» при исполнении обязательств по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено надлежащее восстановление лесов, что может привести к истощению природных ресурсов по причине их не восполнения.
Согласно справки территориального Управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ арендатором лесного участка ООО «ЛесПромСервис» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ в 2020 году, а также в 2021 году не выполнены лесовосстановительные мероприятия на площади 16,6 га (Борисовское участковое лесничество, Тирская дача, кв. 328, выдел 28) – искусственное лесовосстановление, что подтверждено актом проведения проверки соблюдения договорных обязательств № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, на площади 114,9 га (Борисовское участковое лесничество, Борисовская дача кв.181, выдел 24, 25, 28, 29; кв. 182, выдел 21, кв.кв. 204, выд. 2, 3, 4, 5) лесовосстановительные мероприятия выполнены в 2021 году, что подтверждается актами проведения проверок договорных обязательств № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, прокурор указал, что ответчиком надлежащих мер по устранению нарушений закона, приведенных прокурором, не принимается, что расценивается прокурором как неправомерное бездействие.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты проведения проверки соблюдения договорных обязательств, информацию территориального отдела Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Кутскому лесничеству изложенную в представленных справках, суд установил, что из представленных документов усматривается не выполнение ответчиком лесовосстановительных мероприятий в объемах, видах и сроках, необходимых к выполнению в соответствии с требованиями Правил лесовосстановления.
Статья 309 ГК Российской Федерации содержит императив, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Данная позиция Конституционного суда РФ приведена в определении от 13.05.2019 N 1197-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Группа "Илим" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем седьмым статьи 3 и статьей 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", частью первой статьи 56 Федерального закона "О животном мире" и статьей 58 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат безусловному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать бездействие ООО «ЛесПромСервис», выразившееся в невыполнении в 2020 году лесовосстановительных мероприятий на лесном участке, предоставленном по договору аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, искусственного лесовосстановления на площади 131,5 га, - незаконным.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 4 мая 2022 года.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Р. Морозова