Решение по делу № 2а-766/2022 от 28.03.2022

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

05 мая 2022 года                         г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи:                       Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания:         Кузнецовой Н.А.

рассмотрев в судебном заседании административное дело №2а-766/2022 по административному иску Попова В.Н, к заместителю начальника УМВД России по ЯНАО Романюку И.А., ФСИН России, УМВД России по ЯНАО о признании распоряжения ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, решения УМВД России по ЯНАО о депортации незаконными

У С Т А Н О В И Л :

    Попов В.Н. обратился в суд с административным иском к заместителю начальника УМВД России по ЯНАО Романюку И.А., ФСИН России, о признании распоряжения ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, решения УМВД России по ЯНАО о депортации незаконными. Определением суда от 30.03.2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УМВД России по ЯНАО.

В обоснование требований административного иска административный истец указал, что в отношении него принято распоряжения ФСИН России от 10.09.2021 года -РН о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, согласно которому признано его пребывание (проживание) в Российской Федерации нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч.3 ст.86 УИК РФ. В данном распоряжении его статус указан как лицо без гражданства, в то время как он является гражданином Республики Узбекистан с 1997 года.

Заместителем начальника УМВД России по ЯНАО Романюком И.А. 30.09.2021 года утверждено решение о депортации , согласно он подлежит депортации за пределы Российской Федерации.

С указанными решениями он ознакомлен через администрацию ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЯНАО и считает их незаконными по следующим основаниям.

Он прибыл в Россию в 1998 году, спасаясь от преследования русскоязычного населения в Республике Узбекистан. О том, что он является гражданином Республики Узбекистан ему стало известно только в 2021 году. Но вопреки этому по прибытии в Россию в 1998 году он обладал статусом лица без гражданства, проживал в гражданском браке без документов, а потому не мог законно зарегистрировать брак. Имеет дочь гражданку РФ. Его родственники сестра и брат также граждане РФ, проживают в РФ, а он каких-либо родственных связей за пределами РФ не имеет. Считает, что принятыми решениями нарушаются его права, гарантированные ст.8 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", поскольку направлены на разрыв его родственных связей, а потому подлежат признанию незаконными.

Административный истец, принимавший участие в судебном заседании по средством видеоконференцсвязи с ФКУ ИК-3 УФСИН России по ЯНАО на удовлетворении требований административного иска настаивал, по основаниям, изложенным в административном иске.

Административные ответчики ФСИН России и заместитель начальника УМВД России по ЯНАО Романюку И.А. будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика УМВД России по ЯНАО Коршкова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования иска не признала по основаниям, изложенным в представленных в адрес суда возражениях.

Суд, выслушав доводы сторон, показания свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Ч.4 ст.4 КАС РФ определяет, что иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. По смыслу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Соответственно, в РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства должны быть гарантированы без какой бы то ни было дискриминации права на охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и защиту от унижающего человеческое достоинство обращения, право на судебную защиту, а также права в сфере семейной жизни согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В то же время в РФ гарантируется защита общества, безопасности государства, конституционного строя.

Принятие уполномоченными органами решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, и о депортации по своей сути является ограничением, а потому с учётом задач государства должно соответствовать публичному интересу, обеспечение защиты которого иным образом, кроме как применением такого ограничения, не возможно.

Согласно ч.4 ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

В отношении Попова В.Н. ФСИН России, в соответствии с его полномочиями данного органа принято распоряжение от 10.09.2021 года -РН о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы в соответствии с которым признано его пребывание (проживание) в Российской Федерации нежелательным сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости в соответствии с ч.3 ст.86 УИК РФ, и он после отбытия наказания обязан выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.31 Федерального закона от <дата> N 114-ФЗ.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 19 марта 2003 года N 3-П "По делу о проверке конституционности положений Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также пунктов 1 - 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда города Москвы и жалобами ряда граждан", непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможности закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены в том числе общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Из материалов дела следует, что Попов В.Н. пребывая на территории Российской Федерации, лояльности к правопорядку Российской Федерации не проявлял и законы Российской Федерации не соблюдал, умышленно совершил на территории Российской Федерации тяжкие, особо тяжкие преступление против здоровья населения и общественной нравственности, и связанное с незаконным оборотом наркотических средств, против общественной безопасности, связанное с незаконным оборотом оружия средней тяжести, а именно: 05.10.200 года был осужден в Челябинской области по ст. 228 ч.1, ст.228 ч.4, ст.222 ч.1, ст.69 ч.3 УК РФ к 7 годам 3 месяцам лишения свободы, освободился 05.03.2005 года; 11.02.2008 года был осужден в Челябинской области по ст.3 ч.1 ст.228.1 ч.3 УК РФ к 9 годам лишения свободы, освобожден 30.12.2014 года; 02.02.2016 года был осужден в Челябинской области по ст.228 ч.2 ст.70 к 4 годам лишения свободы, освобожден 28.09.2018 года; 12.02.2019 года был осужден в Челябинской области по ст.228 ч.2 ст.70 к 3 года 10 месяцам лишения свободы, по которому в настоящее время отбывает наказание, признан особо опасным рецидивистом, что послужило поводом для принятия административным ответчиком ФСИН России оспариваемого решения.

Совершение преступления виновным лицом порождает его особые правовые отношения с государством, служащие основанием введения в отношении него дополнительных правовых обременений, как для лица, которое обладает повышенной опасностью для общества.

Таким образом, оспариваемое распоряжение ФСИН России является адекватной мерой реагирования государства на противоправное поведение иностранного гражданина либо лица без гражданства.

Наличие в Российской Федерации близких родственников сестры, брата и дочери, являющихся гражданами Российской Федерации не могут влиять на суть принятого распоряжения ФСИН России, поскольку как указано выше, пребывание административного истца, с учетом его личности и поведения в Российской Федерации в период его пребывания, свидетельствовало о умышленном нарушении им законов Российской Федерации и совершения тяжких, особо тяжких преступлений и преступления средней тяжести, перечисленных выше, а потому его пребывания в Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, с учетом признания административного истца особо опасным рецидивистом, и обжалуемое распоряжение обосновано принято целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

    Согласно положений п.11 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.

    УМВД России по ЯНАО в соответствии с данной нормой, в связи с принятием распоряжения ФСИН России от 10.09.2021 года -РН о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, в соответствии с его полномочиями и было принято обжалуемой решение о депортации в отношении административного истца, утвержденное заместителем начальника УМВД России по ЯНАО – начальником полиции Романюком И.А. 30.09.2021 года, а потому является законным и обоснованным, поскольку является следствием принятия распоряжения нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, которое признано судом законным и обоснованным.

Указание в обжалуемом распоряжении ФСИН России о том, что администратвиный истец является лицом без гражданства, в действительности является гражданином Республики Узбекистан, о чем указано в решении о депортации, правового значения не имеет, поскольку порядок принятия распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства один и тот же.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-181, 227КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Попова В.Н, к заместителю начальника УМВД России по ЯНАО Романюку И.А., ФСИН России, УМВД России по ЯНАО о признании распоряжения ФСИН России от 10.09.2021 года -РН о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, решения УМВД России по ЯНАО о депортации от 30.09.2021 года, незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий                                К.В. Лисиенков

2а-766/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Валерий Николаевич
Ответчики
Заместитель начальника УМВД России по ЯНАО
УМВД России по ЯНАО
ФСИН России
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Лисиенков Константин Владимирович
Дело на сайте суда
salehardsky.ynao.sudrf.ru
28.03.2022Регистрация административного искового заявления
28.03.2022Передача материалов судье
30.03.2022Решение вопроса о принятии к производству
30.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее