Дело № 2-370/2022
11 апреля 2022 года город Вельск
29RS0001-01-2022-000437-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Хомовой Т.Н.
pассмотpев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению РТА к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации на период трудоустройства, процентов за несвоевременную выплату компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания за период нахождения в оплачиваемом отпуске,
установил:
РТА обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № по Архангельской области и НАО, о взыскании 34253 руб. 30 коп. в счет компенсации на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы со дня увольнения и процентов за несвоевременную выплату компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания за период нахождения истца в оплачиваемом отпуске в размере 25151 рублей 12 коп.
Обосновывает требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в МИФНС России №. С ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность старшего государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками. ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом расторгнут, она освобождена от занимаемой должности в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе. При расторжении служебного контракта ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск и четырех месячное денежное содержание при увольнении. При этом при расчете компенсации за период трудоустройства за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в расчет среднего заработка не включены выплачиваемые средства материального стимулирования. В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Выплаченные ей в соответствии с приказами ответчика в период службы средства материального стимулирования должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, компенсации на период трудоустройства. Ее материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, учитывается при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
РТА на судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия и на удовлетворении иска настаивает по тем же основаниям.
Представитель МИФНС России № по Архангельской области и НАО на судебное заседание также не явился. Согласно представленному отзыву с исковыми требованиями не согласны и просили рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассматривает дело без участия сторон.
Исследовав письменные материалы дела, доводы искового заявления, суд приходит к следующему.
Статья 37 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В судебном заседании установлено, что РТА проходила службу в МИФНС России № по Архангельской области и НАО с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МИФНС России № по Архангельской области и НАО № от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора с РТА – старшим государственным налоговым инспектором отдела работы с налогоплательщиками прекращено в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При увольнении РТА произведены следующие выплаты: месячный оклад за классный чин в размере 94 руб. 11 коп.; должностной оклад в размере 267 руб. 11 коп.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 240 руб. 40 коп.; денежное поощрение в размере 267 руб. 11 коп.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 80 руб. 13 коп.; больничный лист за счет предприятия в размере 3839 руб. 82 коп., больничный лист за счет предприятия в размере 1919 руб. 91 коп., материальное стимулирование в размере 2537 руб. 50 коп.; материальное стимулирование в размере 10531 руб. 71 коп., компенсация месячного денежного содержания в размере 145596 руб. 16 коп.; компенсация за неиспользованные отпуска в размере 84666 руб. 24 коп.; районный коэффициент в размере 189 руб. 77 коп.; процентная надбавка за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 474 руб. 43 коп., а также произведены удержания за отпуск в размере 2377 руб. 12 коп., 3565 руб. 68 коп.
Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам РТА начислены и выплачены средства материального стимулирования, которые не учитывались ответчиком при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске в периоды с 01 декабря по ДД.ММ.ГГГГ, со 02 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 26 марта по ДД.ММ.ГГГГ, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 72 календарных дней, компенсации в связи с расторжением служебного контракта за первые четыре месяца со дня увольнения.
Решением Вельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу РТА взыскано денежное содержание на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске за периоды с 01 декабря по ДД.ММ.ГГГГ, со 02 марта по ДД.ММ.ГГГГ, с 26 марта по ДД.ММ.ГГГГ в размере 51955 руб. 40 коп.; компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 72 дней в размере 42086 руб. 16 коп., компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере 68506 руб. 60 коп., всего - 162548 руб. 16 коп.
В период службы соответствующими приказами ответчика истцу как федеральному государственному гражданскому служащему территориального органа ФНС России выплачивались ежеквартальные выплаты в виде материального стимулирования и разовые премии всего в размере 274516 руб. 70 коп. (в период с мая 2020 года по апрель 2021 года, согласно искового заявления), разовые премии ответчиком также относились к средствам материального стимулирования.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнением особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом – Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
В соответствии с абзацем первым п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменении его структуры либо сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ фонд оплаты труда федеральных государственных служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента; 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании абзаца 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2017 и в 2018 году, Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное РТА материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
В соответствии с абз. 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня, установленного для срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты им неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно представленному расчету, недоначисленные и невыплаченные денежные суммы компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения составили 34253 руб. 30 коп.
При таких обстоятельствах данный расчет задолженности компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, суд признает арифметически верным и берет его за основу.
С учетом того, что суммы взысканные решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, выплачены РТА только ДД.ММ.ГГГГ истцом заявлены требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату отпускных за декабрь 2020 г. в размере 949 руб. 91 коп., отпускных за март 2021 г. в размере 6498 руб. 66 коп., компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5264 руб. 03 коп., компенсации при увольнении за четыре месяца в размере 9848 руб. 95 коп.
Так же заявлено требование о взыскании процентов за несвоевременную выплату компенсации на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 2859 руб. 57 коп.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд приходит к выводу, что требования РТА к МИФНС России № по Архангельской области и НАО подлежат удовлетворению частично.
К данному выводу, суд пришел на основании следующего.
Так на момент рассмотрения спора сумма компенсации при увольнении в размере 34253 руб. 30 коп. (месячного денежного содержания за 5 и 6 месяцы со дня увольнения) РТА не выплачена, что ответчиком не оспаривается, и доказательств обратному в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах, исковые требования РТА о взыскании данной компенсации являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В части требования о взыскании процентов за несвоевременную выплату денежного содержания суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Ответчик ссылается на то, что в этой части исковые требования необоснованны, поскольку данные проценты указаны истцом на суммы, причитающиеся к выплате на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду изложенного, при установленных обстоятельствах заслуживают внимания и доводы ответчика в этой части, то соответственно отсутствуют основания для удовлетворения требования о взыскании процентов за нарушение сроков причитающихся выплат в размере 25151 руб. 12 коп., поскольку данные денежные суммы не были начислены работодателем РТА
Суд рассмотрел данный спор по тем требованиям и основаниям, которые были заявлены, поскольку согласно ст.39 ГПК РФ предмет и основание иска определяет истец.
Согласно положениям пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для взыскания государственной пошлины с ответчика не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
иск РТА к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации на период трудоустройства, процентов за несвоевременную выплату компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания за период нахождения в оплачиваемом отпуске - удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу РТА компенсацию на период трудоустройства за пятый и шестой месяцы со дня увольнения в размере 34253 рубля 30 копеек.
В удовлетворении иной части иска о взыскании денежных средств в размере 25151 рубль 12 копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.А. Пестерев