Дело №2а-1450/2021
№
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 июня 2021 года г.Рязань
Октябрьский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующего судьи Старовойтовой Т.Т.,
с участием помощника прокурора Рязанского района Рязанской области Головановой Е.Г.,
при секретаре Правентьевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Прокуратуры Рязанского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура Рязанского района Рязанской области обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению, мотивируя требования тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований миграционного законодательства по распространяемой в сети «Интернет» информации.
Согласно административному иску прокуратурой района в ходе мониторинга сети «Интернет» при осуществлении надзорных полномочий в сфере соблюдения участниками гражданских правоотношений законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации выявлены сайты с доменными именами <данные изъяты> на страницах которых размещена информация с предложением купить паспорт гражданина Российской Федерации за плату без прохождения установленной законом процедуры с внесением данных в государственные базы.
Прокуратурой района установлено, что вход на сайты является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте имеет возможность любой Интернет-пользователь. Информация на этих сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
В соответствии со ст.29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Права и свободы человека и гражданина, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» закреплена недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. В данной норме перечислена информация, распространение которой в Российской Федерации с использованием средств массовой информации запрещено, в том числе установлен запрет на использование средств массовой информации в целях совершения уголовно-наказуемых деяний, а также для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ст.10 данного Федерального закона запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п.1 ст.9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1 ст.15.1 указанного выше Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: 1)доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2)сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.2 ч.5 ст.15.1 названного выше Федерального закона основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 указанного Федерального закона, является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Главой 32 УК РФ предусмотрена ответственность за преступления против порядка управления, по следующим статьям: ст. 322 УК РФ - незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, ст.322.1 УК РФ - организация незаконной миграции, ст. 322.2 УК РФ - фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, ст. 322.3 УК РФ - фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт документа, предоставляющего права или освобождающего от исполнения обязанностей, в целях его использования.
Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» предусмотрено, что миграционный учет осуществляется в целях: 1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; 2)выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; 3)формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; 4)планирования развития территорий Российской Федерации; 5)управления в кризисных ситуациях; 6)защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; 7)систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; 8)решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
В соответствии с п.1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997г. №828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14- летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Пунктом 10 Положения установлено, что выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, предоставление возможности доступа к информации, содержащей сведения о возможности приобретения поддельных документов, без прохождения всех предусмотренных процедур по оформлению документов недопустимо, фактически способствует совершению таких преступлений, как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 324 и 327 УК РФ.
Согласно административному иску, информация, размещенная на указанных выше Интернет-сайтах, носит противоправный характер, противоречит целям и задачам действующего законодательства, нарушает конституционные права граждан Российской Федерации.
Поскольку уполномоченные органы не наделены правом принятия решений о признании запрещенной информации, в которой содержится предложение для неопределенного круга лиц (публичная оферта) приобрести за деньги паспорт гражданина Российской Федерации, размещенная на сайтах <данные изъяты>/ информация может быть признана запрещенной только в судебном порядке.
Приобретение паспорта лицами иностранных государств, не имеющими гражданство и иными лицами приводит к их бесконтрольному пребыванию на территории Российской Федерации. Также приводит к террористической и экстремисткой угрозе, возможности совершения противоправных действий на территории Российской Федерации ввиду отсутствия возможности их достоверной идентификации и принятию мер к своевременному реагированию правоохранительных органов.
Пунктом 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму, законодателем установлен приоритет мер предупреждения терроризма. К таковым относятся устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 25.07.2002г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Согласно ст.12 данного Федерального закона запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Согласно общедоступным сведениям информация о владельце указанных выше сайтов отсутствует, привлечь владельца сайтов к участию в рамках административного производства не представляется возможным.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Как следует из ч.ч.1,3 ст.1 КАС РФ, а также правовой позиции, изложенной в п.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, является Управление Роскомнадзора по Рязанской области.
На основании изложенного Прокуратура Рязанского района Рязанской области просили суд признать информацию о продаже официальных документов, в том числе паспорта гражданина Российской Федерации, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайтах с адресами <данные изъяты>/ информацией, распространение которой в Российской Федерации, запрещено; направить копию решения суда в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области для включения сведений об указанных сайтах в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В судебном заседании помощник прокурора Рязанского района Рязанской области Голованова Е.Г. отказалась от заявленных административных исковых требований, просила производство по делу прекратить.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области, будучи извещенными о месте и времени проведения судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились, в письменном отзыве указали, что названные в административном иске сайты в сети «Интернет» недоступны, внесены в реестр на основании судебных решений.
При указанных обстоятельствах, суд на основании ст.150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области.
В соответствии с ч.2 ст.46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу ч.ч.2,3 ст.157 КАС РФ если по данной категории административных дел не допускается принятие отказа от административного иска, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска. В случае принятия судом отказа от административного иска выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Согласно п.3 ч.1 ст.194 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В соответствии с ч.1 ст.195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
При таких обстоятельствах суд принимает отказ от административных исковых требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем производство по административному делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.46, 157, 194, 195 КАС РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по административному делу по административному исковому заявлению Прокуратуры Рязанского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Рязанской области о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению, - прекратить в связи с отказом от административных исковых требований.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На определение может быть подана частная жалоба в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда в течение 15 дней с момента вынесения через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья – Т.Т.Старовойтова