Решение по делу № 33а-2436/2018 от 24.08.2018

Судья Перченко Н.Л.                            Дело № 33а-2436/2018

Докладчик Неволина Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 октября 2018 года                        город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего судьи        Крылова Н.А.,

судей                            Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.,

при секретаре                    Филипповой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Военного комиссариата города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 30 ноября 2017 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности на призывную комиссию Военного комиссариата города Южно-Сахалинска Сахалинской области вынести решение о его зачислении в запас

по апелляционной жалобе представителя КП на решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 мая 2018 года.

Заслушав доклад судьи Неволиной Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

К, 17 октября 1988 года рождения, состоял на воинском учете в военном комиссариате города Санкт-Петербурга – отдел по Красногвардейскому району. В связи с обучением в высшем учебном заведении ему в установленном порядке была представлена отсрочка от призыва на военную службу до 29 сентября 2014 года. 30 ноября 2017 года он принят на воинский учет в военном комиссариате г. Южно-Сахалинска по месту жительства.

Решением призывной комиссии военного комиссариата г. Южно-Сахалинска от 30 ноября 2017 года К зачислен в запас по достижении предельного возраста как не прошедший военную службу по призыву без законных на то оснований с выдачей взамен военного билета соответствующей справки.

Не согласившись с указанным решением призывной комиссии, К 12 января 2018 года обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал на то, что от службы в армии он не уклонялся. В период с 29 сентября 2014 года (окончание действия отсрочки) и до достижения им возраста 27 лет (17 октября 2015 года) мероприятия по организации призыва на военную службу в отношении него не осуществлялись.

По мнению административного истца, зачисление его в запас в связи с достижением предельного возраста как не прошедшего военную службу без законных оснований с выдачей справки взамен военного билета является незаконным, нарушает его право поступить на государственную службу.

В связи с изложенным просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного комиссариата города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 30 ноября 2017 года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, а также обязать призывную комиссию Военного комиссариата города Южно-Сахалинска Сахалинской области вынести решение о его зачислении в запас в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Определением суда от 18 января 2018 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Военный комиссариат города Южно-Сахалинска и Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Сахалинской области».

Решением Южно-Сахалинского городского суда от 25 мая 2018 года требования К удовлетворены частично: признано незаконным решение призывной комиссии Военного комиссариата города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 30 ноября 2017 года о признании К, ДД.ММ.ГГГГ, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. В удовлетворении остальной части заявленных им требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца КП просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Считает решение суда незаконным ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильного применения судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы привел обстоятельства аналогичные изложенным в административном иске. Полагает, что призывная комиссия Военного комиссариата города Южно-Сахалинска является органом уполномоченным принять решение о зачислении К в запас, а вывод суда об обратном является ошибочным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции К апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам. Военный комиссар г. Южно-Сахалинска С возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить без изменения решение суда. Представители Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Сахалинской области» и призывной комиссии Военного комиссариата г. Южно-Сахалинска, а также представитель административного истца П, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснение явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями, изложенными в преамбуле Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе, Федеральный закон № 53-ФЗ), настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт «а» пункта 1 статьи 22 поименованного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает в том числе, воинский учет, пребывание в запасе.

Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, а также установил требование о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Закона № 53-ФЗ).

Статья 28 Федерального закона № 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу принять в отношении граждан подлежащих призыву одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от исполнения воинской обязанности; о зачислении в запас.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 названного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 (далее - Положение).

В силу пункта 34 Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального). Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).

Как следует из материалов дела, административный истец К поставлен на первичный воинский учет в Военном комиссариате по городу Южно-Сахалинску 07 февраля 2005 года.

25 марта 2008 года в связи с прибытием на учебу в город Санкт-Петербург, поставлен на учет в Военном комиссариате Калининского района города Санкт-Петербурга, а 17 июля 2013 года принят на учет в Военном комиссариате по Красногвардейскому району города Санкт-Петербурга.

На основании подпункта «а» пункта 1 статьи 22 и абзаца 5 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решением начальника отдела Военного комиссариата по Красногвардейскому району по городу Санкт-Петербургу от 18 октября 2015 года К снят с воинского учета призывников по достижению им 27 лет.

Из копии учетной карточки призывника К следует, что в период с 30 июня 2011 года по 29 сентября 2014 года ему была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы на основании подпункта «б» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

28 ноября 2017 года административный истец обратился в призывную комиссию Военного комиссариата по городу Южно-Сахалинску с заявлением о выдаче ему военного билета в связи с зачислением в запас по достижению возраста 27 лет.

30 ноября 2017 года он принят на воинский учет по месту жительства – в Военный комиссариат г. Южно-Сахалинска и в этот же день – 30 ноября 2017 года решением призывной комиссии Военного комиссариата по городу Южно-Сахалинску (протокол от 30 ноября 2017 года) он признан не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, а взамен военного билет ему выдана справка.

При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции, установив, что в период с 29 сентября 2014 года (окончание отсрочки от призыва) до 18 октября 2015 года (по достижении истцом возраста 27 лет) К состоял на воинском учете в Военном комиссариате по Красногвардейскому району города Санкт-Петербурга, и учитывая наличие решения начальника отдела Военного комиссариата по Красногвардейскому району о снятии его с воинского учета и зачислении в запас, пришел к выводу, что призывная комиссия Военного комиссариата по городу Южно-Сахалинску не полномочна принимать решение о зачислении К в запас, в связи с чем признал оспариваемое решение названной комиссии незаконным. По этим же основаниям суд отказал в удовлетворении требований о возложении на призывную комиссию обязанности вынести решение о зачислении К в запас по указанному им основанию – абзацу 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Соглашаясь с решением суда об удовлетворении заявленных К требований в части признания незаконным оспариваемого решения призывной комиссии судебная коллегия вместе с тем считает ошибочной изложенную в мотивировочной части оценку представленным доказательствам, а также мотивы, приведенные судом в обоснование принятого решения, и находит заявленные требования в указанной части подлежащими удовлетворению по иным основаниям.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.

Согласно пункту 14 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 719, воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат в числе прочих:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (далее - военнообязанные): мужского пола, пребывающие в запасе; не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет.

Порядок снятия с воинского учета гражданина, убывающего к новому месту жительства и порядок высылки личного дела гражданина при поступлении в военный комиссариат по новому месту жительства (пребывания) регулируется пунктом 22 Приложения № 9 к Инструкции, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663».

Из приведенных выше норм, с учетом положений статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следует, что мероприятия воинского учета, в том числе связанные с зачислением в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет, выдачей военного билета, проводятся призывной комиссией и военным комиссариатом по месту нахождения гражданина на воинском учете.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что военный билет может быть выдан только тем органом, где призывник состоял на учете до достижения им возраста 27 лет, является ошибочным.

Поскольку 30 ноября 2017 года К поставлен на воинский учет в военный комиссариат г. Южно-Сахалинска Сахалинской области, то призывная комиссия данного военного комиссариата правомочна рассматривать вопрос об основаниях зачисления его в запас, а военный комиссариат – решать вопрос о выдаче военного билета.

При этом, в соответствии с приведенными выше законоположениями для вынесения заключения о том, что гражданин, достигший возраста 27 лет, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, призывная комиссия должна изучить документы воинского учета, хранящиеся в военном комиссариате муниципального образования: личное дело призывника, учетно-алфавитную книгу.

Вместе с тем, при рассмотрении дела установлено и не оспаривается военным комиссариатом г. Южно-Сахалинска, что заключение о признании К не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований, принято призывной комиссией без изучения документов воинского учета, при отсутствии личного дела К, которое находилось по месту его прежнего воинского учета – в отделе военного комиссариата по Красногвардейскому району и не было в установленном порядке истребовано.

При таких обстоятельствах, когда оспариваемое заключение призывной комиссии военного комиссариата г. Южно-Сахалинска от 30 ноября 2017 года принято с нарушением установленного порядка, оно является незаконным.

Рассматривая вопрос о способе восстановления нарушенного права К судебная коллегия приходит к выводу, что указанный административным истцом способ – возложение на призывную комиссию обязанности вынести решение о его зачислении в запас в соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (как не прошедшего военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии по достижении им возраста 27 лет), не соответствует характеру нарушения права, поскольку основания для зачисления в запас определяет призывная комиссия по итогам изучения документов воинского учета, чего в данном случае сделано не было.

С учетом изложенного устранение допущенных нарушений прав К в данном случае возможно путем повторного рассмотрения призывной комиссией в установленном законом порядке его заявления от 28 ноября 2017 года о выдаче военного билета.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 25 мая 2018 года изменить.

Обязать призывную комиссию Военного комиссариата города Южно-Сахалинска Сахалинской области устранить допущенное нарушение прав К путем повторного рассмотрения в установленном порядке его заявления от 28 ноября 2017 года о выдаче военного билета.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя КП – без удовлетворения.

Председательствующий                        Н.А. Крылов

Судьи                                    С.А. Лихачева

Е.В. Неволина

33а-2436/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Ким А. В.
Ответчики
Военный комиссариат Сахалинской области
Призывная комиссия Военного комиссариата г. Южно-Сахалинска
Военный комиссариат г. Южно-Сахалинска
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Неволина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
27.09.2018Судебное заседание
18.10.2018Судебное заседание
26.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее