Дело № 2а-3914/2022
22RS0068-01-2022-003696-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2022 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи: Быхуна Д.С.,
при секретаре Мардарь В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконными решения об отказе в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – Алтайкрайимущество, Управление) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 877 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, по адресу: .... «а» (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке.
В обоснование заявленных требований указано на то, что ФИО1 обладает правом на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, поскольку относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, состоит на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ Управлением принято решение № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 877 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, по адресу: .... «а» (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства, в связи с отсутствием доступа к испрашиваемому земельному участку с территории общего пользования. С указанным отказом административный истец не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим право заявителя. Указывает, что в перечне законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не содержится такого основания, как отсутствие «красных линий» в районе испрашиваемого земельного участка.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Центрального района г.Барнаула.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО6 в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Алтайкрайимущества – ФИО3 против удовлетворения административного иска возражала по доводам письменных возражений.
Административный истец ФИО1, представители заинтересованных лиц комитета по строительству архитектуре и развитию г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято Алтайкрайимуществом ДД.ММ.ГГГГ, в суд настоящее административное исковое заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного Кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 3 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков» (далее – Закон Алтайского края № 98-ЗС) право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства имеют граждане, имеющие трех и более детей, нуждающиеся в жилых помещениях, совместно проживающие с детьми, состоящие на учете в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства и проживающие на территории Алтайского края не менее двух лет до даты подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков.
Согласно части 3.3 статьи 3 Закона Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС граждане, указанные в части 3 настоящей статьи, имеют право на предоставление в собственность бесплатно самостоятельно выбранного ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства независимо от места постоянного проживания таких граждан на территории Алтайского края, в том числе на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, за исключением территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - город Барнаул). Гражданам, состоящим на учете на территории города Барнаула, земельные участки в соответствии с настоящей частью могут быть предоставлены на территории иных муниципальных районов или городских округов Алтайского края, а также в следующих населенных пунктах, входящих в состав территории города Барнаула: селах Власиха, Гоньба, Лебяжье, станциях Власиха, Железнодорожная Казарма 242 км, Железнодорожная Казарма 250 км, Железнодорожная Казарма 253 км, Ползуново, поселках Бельмесево, Березовка, Борзовая Заимка, Землянуха, Казенная Заимка, Конюхи, Лесной, Мохнатушка, Научный Городок, Новомихайловка, Плодопитомник, Пригородный, Садоводов, Центральный, Черницк, Ягодное.
Предоставление земельного участка в случае, указанном в части 3.3 настоящей статьи, осуществляется без учета очередности в порядке, предусмотренном статьями 39.14 - 39.17 Земельного Кодекса РФ (часть 3.4 статьи 3 Закона Алтайского края № 98-ЗС).
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», пунктом 1.1 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 3 ноября 2016 года № 131, принятие оспариваемого решения относится к компетенции административного ответчика.
Исходя из подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка прилагается к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и но результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, административный истец относится к категории граждан, имеющих трех и более детей, в связи с чем поставлен на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, что не оспаривается административным ответчиком.
ФИО1 через представителя ФИО4 обратилась в Управление имущественных отношений Алтайского края с заявкой о предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка, общей площадью 877 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, по адресу: .... «а», для индивидуального жилищного строительства в соответствии с пунктом 6 статьи 39.5, статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, законом Алтайского края от 09 ноября 2015 года № 98-ЗС «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков», что не оспаривается стороной административного ответчика.
Указанное заявление поступило и зарегистрировано Алтайкрайимуществом 08 апреля 2022 года за №1153.
Решением Управления имущественных отношений Алтайского края от 27 апреля 2022 года № 48/2388 ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в связи с отсутствием доступа (проезда) с территории общего пользования в соответствии с пунктом 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС.
Оценивая законность оснований отказа, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливаиию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Помимо оснований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, пунктом 14 части 11 статьи 7 Закона Алтайского края № 98-ЗС предусмотрено, что решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, принимается в случае отсутствия доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельного участка общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
По смыслу приведенных норм при формировании земельного участка для цели его предоставления бесплатно без проведения торгов для индивидуальною жилищного строительства обязательным условием является наличие доступа к нему (прохода, проезда), который бы обеспечивал возможность использования участка для цели индивидуального жилищного строительства (последующего проживания в возведенном жилом доме).
Изложенное с очевидностью предполагает наличие пути следования не только человека, но и соответствующей техники для строительства, транспортных средств в случае угрозы жизни и здоровью граждан, возникновения чрезвычайной ситуации, в частности скорой помощи, пожарной охраны.
При этом доступ должен существовать на момент принятия решения об утверждении схемы расположения и предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В свою очередь, границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями, которые подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории (к которой относятся проект планировки территории и проект межевания территории) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из анализа содержания статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проект планировки и проект межевания территории определяют, в том числе, границы территорий общего пользования (содержат чертежи красных линий).
В силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ответу уполномоченного органа – комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос суда в соответствии с проектом планировки улично-дорожной сети городского круга – города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №, доступ с территории общего пользования к земельному участку по адресу: .... «а» (согласно схеме), отсутствует.
Указанный ответ согласуется с представленным в цветном исполнении фрагментом проекта планировки улично-дорожной сети городского круга – города Барнаула Алтайского края, утвержденного постановлением администрации города Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому спорный земельный участок общих границ с кранными линиями не имеет, расположен вдоль охранной зоны ЛЭП, то есть не имеет доступа, а именно прохода или проезда от земельных участков общего пользования.
Данное обстоятельство исключало возможность предоставления земельного участка в собственность, поскольку отсутствие доступа к испрашиваемому земельному участку со стороны земель общего пользования не позволяет, исходя из положений пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, использовать таковой для заявленной цели – индивидуального жилищного строительства, представляет собой объективное препятствие, исключающее возможность предоставления земельного участка.
При установленных обстоятельствах оспариваемое решение соответствует действующему законодательству.
Учитывая, что судом установлено наличие законного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в собственность без торгов земельного участка общей площадью 877 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, по адресу: .... «а», (согласно схемы), для индивидуального жилищного строительства, в связи невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ввиду отсутствия доступа (прохода или проезда от земельных участков общего пользования) к образуемому участку, заявленные требования о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворению не подлежат.
Требование о возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № в установленном законом порядке является производным от требований о признании незаконным решения, в связи чем также подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Д.С. Быхун
Мотивированное решение составлено 25 июля 2022 года.