Решение по делу № 3а-1791/2020 от 28.10.2020

УИД: 59OS0000-01-2020-001475-11

№ 3а-1791/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2020 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

с участием представителя административного истца Попова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андреева Николая Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Андреев Н.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером **642, площадью 2176 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 755000 рублей по состоянию на 24.06.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **643, площадью 2989 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1037000 рублей по состоянию на 24.06.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **644, площадью 2200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 763000 рублей по состоянию на 24.06.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **645, площадью 2000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 694000 рублей по состоянию на 24.06.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **646, площадью 1925 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 668000 рублей по состоянию на 24.06.2019.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков утверждена актами ГБУ «ЦТИ ПК» от 03.02.2020 № 559 об утверждении кадастровой стоимости по состоянию на 24.06.2019 в размерах соответственно 1545606,84 руб., 2121024,29 руб., 1588928 руб., 1445813,76 руб., 1351652,96 руб. Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости объектов недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке оценщика ООО «Оценка-консалтинг» З., согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости составляла соответственно 755000 руб; 1037000руб.; 763000руб.; 694000 руб. и 668000 руб. Несоответствие кадастровой стоимости рыночной нарушает законные интересы административного истца, как плательщика земельного налога.

Административный истец Андреев Н.В. в судебное заседание не явился. Представитель административного истца П2. в судебном заседании настаивал на административном иске.

Представитель административных ответчиков ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» и Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края П1. просил провести судебное заседание в его отсутствие. В письменном отзыве на иск Министерство возражает против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, указанной в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо администрация Краснокамского городского поселения о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства административного дела.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частями 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от3.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Андреев Н.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами **642, **643, **644, **:645 и **646, расположенных по адресу: ****, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как собственник земельных участков, Андреев Н.В. является плательщиком земельного налога, исчисляемого из размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, следовательно, вправе поставить вопрос об оспаривании их кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков утверждена актами ГБУ «ЦТИ ПК» от 16.03.2020 № 732 и от 21.02.2020 № 651 об утверждении кадастровой стоимости по состоянию на 24.06.2019:

- земельного участка с кадастровым номером **642 в размере 1545 606,84 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **643 в размере 2121024,29 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **644 в размере 1 588928 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **645 в размере 1445813.76 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **646 в размере 1351652,96 руб.

Административным истцом представлен в суд отчёт об оценке от 13.10.2020 № 20/727 оценщика ООО «Оценка-консалтинг» З., согласно которому рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 24.06.2019 составляла:

- земельного участка с кадастровым номером **642 - 755000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **643 - 1037000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **644 - 763000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **645 - 694000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **646 - 668000 руб.

Отчёт об оценке составлен с соблюдением требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объектов оценки, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке. Суждение специалиста относительно рыночной стоимости объектов оценки подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховал гражданскую ответственность.

Выводы сделаны оценщиком в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого, а также отказ от применения доходного и затратного подходов и определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки суд находит обоснованным.

Оценщиком проведен анализ рынка земельных участков категории земли населенных пунктов, предназначенных под промышленную застройку. По результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости: категория и вид разрешенного использования, имущественные права, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидка на торг, местоположение, площадь, коммуникации, подъездные пути, разрешенное использование.

Применяя сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, из предложенного рынка купли-продажи земельных участков на территории города Перми, оценщик выбрал подходящие по элементам сравнения: передаваемые права, дата предложения, местоположение, категория земель и вид разрешенного использования, наличие обременений, подъездные пути, наличие коммуникаций. Из представленной выборки оценщик выбрал по 3 объекта-аналога для объектов оценки. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объекту оценки. С учетом внесения корректировок на дату предложения, на торг, на местоположение, на площадь, на обеспеченность коммуникациями, сведения о стоимости объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объекта оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказа от применения корректировок, оценщиком приведено в отчете со ссылками на источники, которыми он руководствовался.

Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчете надлежащим образом обоснован с учетом анализа рынка объектов оценки. Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, приложенные к уточнённому отчету скриншоты страниц сайта являются читаемыми. С учётом изложенного, проведённая оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчет об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о достоверности размера рыночной стоимости объектов оценки, установленного в отчёте от 13.10.2020 № 20/727 оценщика ООО «Оценка-консалтинг» З., и о возможности принять указанный отчёт об оценке в качестве надлежащего доказательства.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Согласно части 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объекта недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта капитального строительства. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости.

Административный ответчик выразил несогласие с отчётами об оценке от 30.07.2020 оценщика ООО «Оценка-консалтинг» З. Доказательств, иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, чем в отчете об оценке, административный ответчик и заинтересованное лицо суду не представили.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость объектов недвижимости следует установить в размере рыночной стоимости по состоянию на 24.06.2019:

- земельного участка с кадастровым номером **642 в размере 755000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером **643 в размере 1037000 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером **644 в размере 763000 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером **645 в размере 694000 руб.;

-земельного участка с кадастровым номером **646 в размере 668000 руб.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 28.10.2020, на что суд указывает в резолютивной части настоящего решения.

Согласно разъяснению, данному в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку оспариваемая кадастровая оценка определена актом ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому административному исковому заявлению. В удовлетворении требований Андреева Н.В. к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков суд отказывает.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Андреева Николая Владимировича к Государственному бюджетному учреждению "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером **642, площадью 2176 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 755000 рублей по состоянию на 24.06.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **643, площадью 2989 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1037000 рублей по состоянию на 24.06.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **644, площадью 2200 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 763000 рублей по состоянию на 24.06.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **645, площадью 2000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 694000 рублей по состоянию на 24.06.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **646, площадью 1925 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 668000 рублей по состоянию на 24.06.2019.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков считать 28.10.2020.

В удовлетворении административного искового заявления Андреева Николая Владимировича к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Подлинник решения суда находится в материалах административного дела № 3а-1791/2020 Пермского краевого суда

Мотивированное решение суда изготовлено 27.11.2020.

3а-1791/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреев Николай Владимирович
Ответчики
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Другие
Попов Олег Вячеславович
Администрация Краснокамского городского поселения
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Алексеев Александр Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
28.10.2020Регистрация административного искового заявления
29.10.2020Передача материалов судье
02.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее