№ 2-1663/2019г. Изг.: 06 11 2019г
УИД: 76RS0023-01-2019-002075-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2019 года г. Ярославль
Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:
судьи Донцовой Н.С.,
при секретаре Зайцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Государственному Учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле о признании решения недействительным в части, включении периодов в специальный стаж,
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратилась с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославля о включении периодов в специальный стаж.
В судебном заседании истец ФИО3 и ее представитель по доверенности Барышникова Т.Ю., требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что 27.12.2018 года ФИО3 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле за назначением страховой пенсии по старости, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Однако, решением № 460900/18 от 10.07.2019 г. ей было отказано в досрочном назначении пенсии по причине отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Специальный стаж составил 28 лет 6 месяцев 27 дней при требуемом стаже 30 лет.
При этом из специального стажа были исключены следующие периоды:
- периоды курсов повышения квалификации: с 23.09.1997 г. по 24.10.1997 г. (32 дня),
с 19.02.2018 г. по 23.03.2018 г. (33 дня);
- периоды работы «по выписке из ИЛС без кода льготной работы»:с 01.03.2002 по 18.12.2002 г. (293 дня = 9 месяцев 18 дней)
с 03.09.2008 г. по 03.10.2008 г. (31 день),
с 12.11.2012 г. по 16.11.2012 г. (5 дней),
с 15.10.2013 г. по 15.11.2013 г. (32 дня).
В соответствии со справкой ОБЮЗ «Первая городская клиническая больница» №01-17/508 от 07.09.2018 г. период с 23.09.1997 г. по 24.10.1997 г. (32 дня) - это период прохождения повышения квалификации с сохранением заработной платы на основании приказа №113 от 22.09.1997 г., что подтверждается удостоверением №5 от 22.10.1997 г. Период с 03.09.2008 г. по 03.10.2008 г. (31 день) - это период прохождения повышения квалификации с сохранением заработной платы, что подтверждается удостоверением № 2054. Период с 15.10.2013 г. по 15.11.2013 г. (32 дня) - это период прохождения повышения квалификации с сохранением заработной платы, что подтверждается удостоверением №2714. Период с 19.02.2018 г. по 23.03.2018 г. (33 дня) - это период прохождения повышения квалификации с сохранением заработной платы, что подтверждается удостоверением №27 0298945 от 23.03.20018 г. Периоды прохождения курсов повышения квалификации имели место при осуществлении трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в указанные периоды сохранялась средняя заработная плата. Период с 01 марта 2002 по 18 декабря 2002 года (293 дня) - это период работы фельдшером в здравпункте ЗАО «Меланж», что подтверждается архивной справкой от 22.06.2018 г. Д-2775 ГБУ Ивановской области «Государственный архив Ивановской области». ЗАО «Меланж» осуществляло медицинскую деятельность на основании Лицензии Д02318 от 10.06.2002 г., выданной Управлением здравоохранения Ивановской области (первичная доврачебная медицинская помощь, диагностика, амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь).
Просят:
- признать недействительным в части отказа решение начальника ГУ – УПФ РФ в г. Ярославле от 10.07.2019 г. № 460900/18,
- включить в специальный стаж для назначения пенсии периоды курсов повышения квалификации: -с 23.09.1997 г. по 24.10.1997 г. (32 дня),
-с 19.02.2018 г. по 23.03.2018 г. (33 дня);
-с 03.09.2008 г. по 03.10.2008 г. (31 день),
-с 12.11.2012 г. по 16.11.2012 г. (5 дней),
-с 15.10.2013 г. по 15.11.2013 г. (32 дня),
период с 01.03.2002 по 18.12.2002 г -работы фельдшером в здравпункте ЗАО «Меланж»,
Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле – Манухина О.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации по своей правовой природе не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность, связанная с повышенной интенсивностью, сложностью, психоэмоциональной, физической и прочей нагрузкой, ведущей к утрате профессиональной пригодности. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не соблюдается одно из условий включения периодов в специальный стаж, а именно, наличие факта выполнения работы.. Кроме того, период работы с 01.03.2002 по 18.12.2002 в должности фельдшера здравпункта ЗАО «Меланж» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям: согласно трудовой книжке ФИО3 с 01.03.2002 по 18.12.2002 работала в ЗАО «Меланж» фельдшером здравпункта. Приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2011 № 258н, утвержден «Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», п.3 которого предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (на основании сведений отраженных в лицевом счете гражданина). Дата регистрации ФИО3 в системе обязательного пенсионного страхования 28.12.1998г. Выписка из лицевого счета ФИО3 не содержит сведения о льготных условиях работы в спорный период, при этом, работодатель-страхователь ЗАО «Меланж» представил в территориальный орган ПФР на застрахованное работающее лицо ФИО3 сведения о стаже - в выписке отражен период работы с 01.03.2002 по 18.12.2002 на общих основаниях, и представил сведения о начисленных страховых взносах за отчетный период 2002 года. Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 в разделе «Наименование должностей» должность фельдшера предусмотрена только в учреждениях здравоохранения, в разделе «Наименование учреждений» закрытые акционерные общества не поименованы. Вместе с тем, согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 в стаж работы засчитываются на общих основаниях в порядке, предусмотренном указанными Правилами, работы в должностях, указанных в списке, в врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций. Таким образом, структурное подразделение, в котором осуществляла трудовую деятельность ФИО3, не предусмотрено законодательством, как предоставляющее право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям: в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только городах, независимо от их возраста. Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессии, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В силу частей 2, 3, 4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
В силу п. 4 правил от 11.07.2002 г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле от 10.07.2019 г. № 460900/18 Дружининой И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
В специальный стаж истца не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 23.09.1997 г. по 24.10.1997 г., с 19.02.2018 г. по 23.03.2018 г., с 03.09.2008 г. по 03.10.2008 г., с 12.11.2012 г. по 16.11.2012 г., с 15.10.2013 г. по 15.11.2013 г.
Данные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, по следующим основаниям: согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в ред. Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 N 214-ФЗ, от 02.12.2000 № 139-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 27.02.2003 № 29-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, с изменениями, внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288) ст. 54. «Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью», повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Таким образом, периоды прохождения курсов повышения квалификации подлежат включению в стаж, поскольку в эти периоды истец продолжал состоять в трудовых отношениях, направлялся на курсы повышения квалификации работодателем, в эти периоды ему начислялась заработная плата и работодателем отчислялись страховые взносы.
Доводы ответчика о том, что в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета спорные периоды отражены работодателем обычными условиями труда не может являться основанием для отказа истцу во включении в специальный стаж спорных периодов, поскольку ненадлежащее исполнение работодателем предусмотренной законом обязанности по предоставлению указанных сведений в Пенсионный фонд при доказанности права работника на льготное пенсионное обеспечение не может повлечь для работника неблагоприятные последствия.
Период работы с 01.03.2002 г. по 18.12.2002 г. в здравпункте ЗАО «Меланж» в должности фельдшера не подлежит включению в специальный стаж по следующим основаниям: в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Для учета периодов лечебной деятельности, имевших место до 01.01.1992 г., а также по выбору застрахованного лица до 01.10.1993 г., применяется Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. применяется Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. применяется Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта первого статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций; в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений; в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлена единственная организационно-правовая форма - учреждение. Данным Постановлением не предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечения для лиц, работающих в ООО, ОАО, ЗАО, АО даже при наличии у этих организаций лицензий на право осуществления медицинской деятельности и осуществления такой деятельности. Надлежащих доказательств, для применения вышеприведенного п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в материалах дела не имеется, равно, как не имеется доказательств для применения п. 6 Правил.
Из материалов дела усматривается, что общество, в котором работала истец в спорный период, изначально образовывалось как общество, организационно-правовой формы учреждения никогда не имело.
При таких обстоятельствах, оснований для установления тождественности должностей, включения спорного периода в специальный стаж истца не имеется.
Как установлено судом, в специальный стаж истца УПФР не включен период работы с 01.03.2002 г. по 18.12.2002 г. в здравпункте ЗАО «Меланж» в должности фельдшера, так как данное структурное подразделение не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы истца с 01.03.2002 г. по 18.12.2002 г. в здравпункте ЗАО «Меланж» в должности фельдшера не может быть зачтен в специальный стаж, поскольку данное общество по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле от 10.07.2019 г. № 460900/18 в части не включения курсов повышения квалификации недействительным.
Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле включить в специальный стаж ФИО3 периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
- с 23.09.1997 г. по 24.10.1997 г.;
- с 19.02.2018 г. по 23.03.2018 г.;
- с 03.09.2008 г. по 03.10.2008 г.;
- с 12.11.2012 г. по 16.11.2012 г.;
- с 15.10.2013 г. по 15.11.2013 г.
Исковые требования ФИО3 о включении в специальный стаж периода работы с 01.03.2002 г. по 18.12.2002 г. в здравпункте ЗАО «Меланж» в должности фельдшера – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд г. Ярославля.
Судья Н.С. Донцова