Дело № 2а-81/2021, 33а-1188/2021
УИД 68RS0021-01-2020-001854-33
Судья Тришин С.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 28 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Корнеевой А.Е.,
судей: Симоновой Т.А., Яковлевой М.В.,
при секретаре Абросимовой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Рассказово Тамбовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании организовать проведение работ,
по апелляционной жалобе Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области на решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 2 февраля 2021 года,
заслушав доклад судьи Корнеевой А.Е., судебная коллегия,
установила:
Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Рассказово Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившееся в не организации проведения работ по содержанию в нормативном состоянии участка автодороги от дома №29 до дома № 87 ул. Ремесленная г.Рассказово Тамбовской области и обязать организовать проведение работ на указанном участке автодороги в соответствии с п.п. «з», пп.2 п.6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. №402.
В обосновании заявленных требований указав, что к Уполномоченному по правам человека в Тамбовской области обратились жители улицы Ремесленная г.Рассказово Тамбовской области с жалобой на бездействие органа местного самоуправления по ремонту автодороги проходящей по данной улице. В рамках рассмотрения жалобы главе города Рассказово Тамбовской области были направлены рекомендации о принятии необходимых мер по приведению дорожного покрытия на дороге по ул. Ремесленная г.Рассказово Тамбовской области, в состояние соответствующее нормативным требованиям.
Из информации администрации города Рассказово следует, что из-за недостатка средств, выделяемых на ремонт дорог из областного бюджета данный объект, в план мероприятий не включен, и данный участок будет включен в заявку на внесение в государственную программу. ООО «Благоустройство» выполнило работы по профилированию указанного участка автодороги в соответствии с муниципальным контрактом. Однако согласно ответа УГИБДД УМВД России по Тамбовской области на дорожном полотне участка автодороги от дома № 29 до № 87 по ул. Ремесленная г. Рассказово Тамбовской области присутствуют дефекты продольного и поперечного профиля грунтового покрытия в виде просадок и колейности. До настоящего времени ответчиком не решен вопрос по приведению спорного участка дороги в нормативное состояние, в связи с чем, нарушаются права граждан на благоприятные условия проживания.
Решением Рассказовского районного суда Тамбовской области от 2 февраля 2021 года в удовлетворении административных требований Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе, поданной в Тамбовский областной суд, Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области, просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований.
Полагает, все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Обязанность по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги по ул.Ремесленной г.Рассказово Тамбовской области и обеспечению безопасности дорожного движения возложена на администрацию г.Рассказово Тамбовской области.
Однако с 2019 г. административный ответчик бездействует, чем нарушает права граждан на благоприятные условия проживания, поскольку наличие дефектов и повреждений дорожного покрытия на спорном участке автодороги не соответствует требованиям безопасности дорожного движения и создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Тот факт, что спорный участок автодороги засыпан битым кирпичом не освобождают орган местного самоуправления от обязанности по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения. При наличии каких-либо препятствий административный ответчик должен изыскать иной способ по исполнению своих обязанностей.
Автор жалобы считает, что суд, отказывая в удовлетворении административного иска Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области, не принял мер к восстановлению нарушенных прав граждан, в связи с чем, цели и задачи административного судопроизводства достигнуты не были.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Порфирьеву М.О., поддержавшую жалобу, специалиста Санькову Т.М., проверив законность и обоснованность принятого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Статья 13 названного Федерального закона определяет полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (статья 17 данного Закона).
Как установлено судом и следует из материалов дела, автомобильная дорога по улице Ремесленная города Рассказово Тамбовской области, в том числе от дома №29 до дома №87, протяженностью 1440 метров является муниципальной собственностью, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности города Рассказово Тамбовской области №2071 от 9 октября 2020 г. Данная дорога относится в категории дорог общего пользования местного значения и имеет три типа покрытия, 500 п.м. асфальтобетонное, 255 п.м. щебеночное, 685 п.м. грунтовое от дома №29 до дома №87.
На основании муниципального контракта № 01644300031420000027 от 1 апреля 2020 г. заключенного между МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» и подрядчиком - ООО «Благоустройство», подрядчик оказывает услуги по содержанию автомобильных дорог, скверов, парков и зеленых зон улиц г. Рассказово Тамбовской области. Исходя из приложения №2 к контракту, технического задания на оказание услуг по содержанию автомобильных дорог, в состав услуг по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам включена профилировка грунтовых дорог.
27 марта 2020 г. МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» была подана заявка в ООО «Благоустройство» об обеспечении ежегодного проведения работ по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части ул. Ремесленная от дома №29 до дома №87 (грунтового участка) в срок до 1 июня 2020 г. в соответствии с указанным муниципальным контрактом.
Однако данные работы по профилированию участка ООО «Благоустройство» не были выполнены, в связи с тем, что спорный участок засыпан шлаком, битым кирпичом и прочим дорожно-строительным материалом, что сделало невозможным проведение ремонта путем профилирования.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности признания бездействия администрации города Рассказово Тамбовской области, выразившееся в не организации проведения работ по содержанию в нормативном состоянии участка автодороги незаконным, поскольку администрация города принимала действия по профилированию дороги, однако по независящим от неё причинам, работы провести было невозможно.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, который является законным и обоснованным и соответствует обстоятельствам дела.
В соответствии с Приказом Росстата от 29.12.2017 № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта», автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами). Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии с пп. «з» ч. 2 п. 6 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. № 402, восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов; профилировка грунтовых дорог; восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части гравийных и щебеночных покрытий с добавлением щебня, гравия или других материалов с расходом до 300 м3 на 1 километр.
Учитывая то, что спорная автодорога имеет грунтовое дорожное покрытие, то в силу требований выше приведенной Классификации, она подлежит профилированию, что не исключает обязанности администрации г. Рассказово Тамбовской области как лица ответственного за её содержание.
Вместе с тем привлеченный в качестве специалиста сотрудник ТОГБУ «Тамбовавтодор» Санькова Т.М. пояснила, что если дорога с грунтовым покрытием, то содержание данных дорог заключается только в профилировке. Профилирование дороги – это выравнивание грунта. Если произвести профилирование грунтовой дороги, то после каждого дождя её будет размывать, будет колейность и выбоины. Для того, чтобы насыпать щебень на грунтовую дорогу, необходимы соответствующие документы об изменении типа дороги с грунтовой на дорогу с щебнем.
Следовательно, проведение профилирования данной дороги не приведет к восстановлению прав жителей улицы Ремесленная г. Рассказово Тамбовской области, которые обращались к Уполномоченному по правам человека в Тамбовской области с заявление о рассмотрении вопроса об асфальтировании автодороги по улице Ремесленной г. Рассказово Тамбовской области. В данном случае необходимо изменение типа покрытия автомобильной дороги.
При таких обстоятельствах, учитывая, что совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия административного ответчика, повлекшее за собой нарушение прав и законных интересов граждан при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой проанализировал и дал оценку всем представленным в ходе рассмотрения дела доказательствам каждому в отдельности и в их совокупности, и не ограничивал стороны в выборе средств доказывания своей позиции. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного с учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Рассказовского районного суда Тамбовской области от 2 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Рассказовский районный суд Тамбовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 мая 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: