Решение по делу № 2-268/2023 от 28.06.2023

дело № 2-268/2023

УИД 46RS0025-01-2023-000406-10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2023 года                   г. Фатеж Курской области

Фатежский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Долженковой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Шаховой Н.Л.,

с участием

представителя истца – помощника прокурора Фатежского района Курской области Чебанова Д.Р.

представителя ответчика ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» Кваскова В.П.

представителя третьего лица Министерства здравоохранения Курской области Ступаковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фатежского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОБУЗ «Фатежская центральная районная больница имени Валентина Феликсовича Войно – Ясенецкого, Святого Луки» (далее – ОБУЗ Фатежская ЦРБ») о возложении обязанности оснастить фельдшерско – акушерские пункты медицинским оборудованием и видеонаблюдением,

установил:

Прокурор Фатежского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» о возложении обязанности оснастить фельдшерско – акушерские пункты медицинским оборудованием и видеонаблюдением. В обосновании своих требований указал, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Фатежского района Курской области были выявлены нарушения законодательства о здравоохранении. В структуре ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» имеет 12 фельдшерско-акушерских пунктах (далее – ФАП), расположенных на территории Фатежского района Курской области. В нарушение действующего законодательства Большежировский ФАП не оснащен светильником медицинским передвижным, кольпоскопом и Большеанненковский ФАП, имеющий согласно утвержденному штатному расписанию должность акушера, на период проверки не оснащен светильником медицинским передвижным, кольпоскопом, гинекологическими инструментами, креслом гинекологическим. Так же в нарушение требований ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-03 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 3, п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», п.п. «б» п. 16 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), здания 11 фельдшерско-акушерских пунктов (за исключением здания фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу Курская область, Фатежский район, с. Хмелевое, здание которого системой видеонаблюдения оборудовано), не оборудованы системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов. В связи с чем истец был вынужден обратиться в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и обязать ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» организовать системой видеонаблюдения ФАПы, расположенные по адресам: д. Басовка, д. Миролюбово, д. 65-а, д. Большое Анненково, д. 1-б, с. Молотычи, д. 97, с. Нижний Реут, д. 60, с. Сотниково, д. 269, х. Мелешинка, стр. 28, д. Ржава, зд. 211, с. Большое Жирово, стр. 147-б, с. Хмелевое, д. 20, д. Зыковка, зд. 63, с. Солдатское, д. 99-а Фатежского района Курской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, так же обязать ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» оснастить следующим медицинским оборудованием, необходимым для оказания первичной медицинской помощи для взрослого и детского населения в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: - Большежировский ФАП ( Фатежский район) с. Большое Жирово, стр. 147-б): светильником медицинским передвижным, кольпоскопом; - Большеанненковский ФАП ( Фатежский район, д. Большое Анненково, д. 1-б) светильником медицинским передвижным, кольпоскопом, гинекологическими инструментами, креслом гинекологическим.

Представитель истца – помощник прокурора Фатежского района Курской области Чебанов Д.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» Квасков В.П. в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку данные требования являются необоснованными, так как согласно паспорта безопасности ФАПов не рекомендовано установление видеонаблюдения, так же Большежировский ФАП и Большеанненковский ФАП оснащены надлежащим оборудованием, необходимости приобретения гинекологического оборудования поскольку в штате данных ФАПов нет должности врача гинеколога. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Курской области Ступакова Е.Н., в судебном заседании пояснила, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, поскольку необходимости в установлении видеонаблюдения и оснащения ФАПов гинекологическим оборудованием не имеется.

Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории государства действуют Федеральные законы и другие нормативные акты, которые должны неуклонно исполняться органами местного самоуправления, должностными лицами, всеми гражданами.

В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ).

В силу ст. 2 указанного закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ст. 3 Федерального закона N 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона N 35 Правительство Российской Федерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 N 8 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Данные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий) (п. 1 Требований). Согласно п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).

Согласно подпункта 6 пункта 3.1 Устава ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» в состав Бюджетного учреждения входят фельдшерско-акушерские пункты.

В соответствии с пунктом 5.1 Устава ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» имущество Бюджетного учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления.

Таким образом, здания вышеуказанных 12 ФАПов закреплены за ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» на праве оперативного управления и обязанность по устранению в полном объеме нарушений законодательства о противодействии терроризму в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения РФ, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 № 8, должна быть возложена на учреждение, которому переданы в оперативное управление здания учреждения здравоохранения.

ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» проведено обследование и категорирование объектов в которых расположены фельдшерско-акушерские пункты. Акты обследования подписаны и утверждены председателем комиссии по обследованию и категорированию объекта 14 марта 2022 года, согласно которым фельдшерско-акушерским пунктам присвоена 4 категория.

В соответствии с пп. "б", "н" п. 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия в том числе по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; а также по своевременному оповещению работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации.

Паспорта безопасности фельдшерско-акушерских пунктов утверждены 15 апреля 2022 года. В рекомендациях указанно в связи с малочисленным односменным пребыванием медицинских работников на ФАП и других производственных критериев не могут предоставлять «интерес» преступным лицам для проведения террористических актов.

В качестве необходимых мероприятий по антитеррористической защищенности объектов в актах обследования и категорирования фельдшерско-акушерских пунктов, и паспортах безопасности указано на необходимость оборудования объектов системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных.

Суд считает не состоятельными доводы представителя ответчика и третьего лица о том, что паспорта безопасности ФАПов не содержат рекомендации по установлению видеонаблюдения, поскольку обязанность организации своевременного оповещения работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечению технических возможностей эвакуации возложена на все объекты (территорий) относящиеся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской федерации, независимо от присвоенной им категории и рекомендации паспорта безопасности.

В соответствии с п. 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия). В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" юридические лица обеспечивают выполнение требований по антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Таким образом, судом установлено, что ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» нарушает положения федерального законодательства о противодействии терроризму. Требования прокурора Фатежского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме. Установление системы видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных и системы своевременного оповещения работников и посетителей (пациентов) о безопасной и беспрепятственной эвакуации в зданиях, фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных по адресу: д. Басовка, д. Миролюбово, д. 65-а, д. Большое Анненково, д. 1-б, с. Молотычи, д. 97, с. Нижний Реут, д. 60, с. Сотниково, д. 269, х. Мелешинка, стр. 28, д. Ржава, зд. 211, с. Большое Жирово, стр. 147-б, с. Хмелевое, д. 20, д. Зыковка, зд. 63, с. Солдатское, д. 99-а Фатежского района Курской области, правообладателем которых выступает ответчик на основании договоров безвозмездного пользования, является обязательным, выполнение данных мероприятий необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья пациентов ответчика и его работников.

На основании ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Определяя срок в 12 месяцев со дня вступления решения в силу для оборудования системами видеонаблюдения потенциально опасных участков и критических элементов объекта, архивирование и хранение данных и своевременного оповещения работников и посетителей (пациентов) о безопасной и беспрепятственной эвакуации зданий, в которых расположены фельдшерско-акушерские пункты по адресу: д. Басовка, д. Миролюбово, д. 65-а, д. Большое Анненково, д. 1-б, с. Молотычи, д. 97, с. Нижний Реут, д. 60, с. Сотниково, д. 269, х. Мелешинка, стр. 28, д. Ржава, зд. 211, с. Большое Жирово, стр. 147-б, с. Хмелевое, д. 20, д. Зыковка, зд. 63, с. Солдатское, д. 99-а Фатежского района Курской области, суд исходит из требований ст. 206 ГПК РФ, а также из требований разумности и достаточности, объема необходимых работ, а также количества фельдшерско-акушерских пунктов которые требуют приведения их в соответствие с положениями законодательства об антитеррористической защищенности.

Разрешая требования истца обязать ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» оснастить следующим медицинским оборудованием, необходимым для оказания первичной медицинской помощи для взрослого и детского населения в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: - Большежировский ФАП (Фатежский район с. Большое Жирово, стр. 147-б): светильником медицинским передвижным, кольпоскопом; - Большеанненковский ФАП (Фатежский район, д. Большое Анненково, д. 1-б) светильником медицинским передвижным, кольпоскопом, гинекологическими инструментами, креслом гинекологическим, суд приходит к следующему:

Паспортом национального проекта «здравоохранение» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16) предусмотрены мероприятия по созданию и замене фельдшерско-акушерских пунктов.

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Курской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Администрации Курской области от 30.12.2021 № 1536-па, предусмотрен ряд мероприятий по оказанию медицинской помощи в том числе в рамках деятельности ФАП (разделы II, IV, VI).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ), основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №323-ФЗ) к основным принципам охраны здоровья относятся, помимо прочего, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ), основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечения связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей, доступность и качество медицинской помощи.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона № 323-ФЗ медицинская организация обязана, в том числе, организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядкам оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.

Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено положение об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.

Приложением № 14 к данному положению утвержден стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта).

В ходе проведенной проверки прокуратуры Фатежского района Курской области установлено, что Большежировский ФАП не оснащен светильником медицинским передвижным (п. 59 Стандарта), кольпоскопом (п. 61 Стандарта) и Большеанненковский ФАП не оснащен светильником медицинским передвижным (п. 59 Стандарта), кольпоскопом (п. 61 Стандарта), гинекологическими инструментами (п. 60 Стандарта), креслом гинекологическим (п. 12 Стандарта).

Данное медицинское оборудование предусматривается в ФАПе только в том случае если в штате имеются наличие должностей врача акушера-гинеколога (акушерки).

Как следует из штатного расписания в Большежировском ФАПе и Большеанненковском ФАПе должностей врачей акушера – гинеколога не имеется.

Таким образом заявленные исковые требования прокурора Фатежского района Курской области в части оснащения медицинским оборудованием вышеуказанных ФАПов суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191 – 194 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Фатежского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Обязать ОБУЗ «Фатежская ЦРБ» ( ИНН 4625003098) в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу организовать системой видеонаблюдения в фельдшерско – акушерских пунктах, находящихся на территории Фатежского района Курской области, расположенных по адресам: д. Басовка, д. Миролюбово, д. 65-а; д. Большое Анненково д. 1-б; с. Молотычи, д. 97; с. Нижний Реут д. 60; с. Сотниково д.269; х. Мелешинка стр. 28; д. Ржава зд.211; с. Большое Жирово стр. 147-б; с. Хмелевое д. 20; д. Зыковка зд. 63; с. Солдатское д. 99-а Фатежского района Курской области.

В удовлетворении остальных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Курского областного суда через Фатежский районный суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 октября 2023 года.

Судья

2-268/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ОБУЗ "Фатежская ЦРБ"
Другие
Ступакова Елена Николаевна
Квасков Владимир Павлович
Министерство здравоохранения Курской области
Лукьянчикова Светлана Александровна
Суд
Фатежский районный суд Курской области
Дело на сайте суда
fatezhsky.krs.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023Подготовка дела (собеседование)
13.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
12.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее