Дело № 2-481-2022
59RS0005-01-2021-006889-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05.04.2022 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Парыгиной М.В.,
при секретаре Говорухиной Е.И.
с участием представителя истца Кондрашиной А.С.,
представителя ответчика Коньшиной М.С.,
представителя третьего лица Шатровой Я.А., Белавкина Д.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц к Совастеевой Светлане Александровне, Валееву Альберту Максумовичу, Валеевой Галине Ивановне, Анчиковой Лидие Михайловне, ИП Добрыниной Светлане Николаевне, Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Совастеевой Светлане Александровне, Валееву Альберту Максумовичу, Валеевой Галине Ивановне, Анчиковой Лидие Михайловне, ИП Добрыниной Светлане Николаевне, Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми проведена проверка соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия, расположенных по <адрес>. Проверкой установлено, что объект культурного наследия регионального значения-памятник «Правление волостное», расположенный по адресу: <адрес> поставлен на учет и охраняется государством в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 №713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», является памятником градостроительства и архитектуры, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под регистрационным номером №. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 05.12.2013г. № установлены границы территории, утвержден режим использования территории и предмет охраны объекта культурного наследия. Объект (кадастровый №) находится в собственности и пользовании следующих лиц: Совастеевой С.А. принадлежит на праве собственности часть объекта: помещение с кадастровым №(1 этаж, площадь 63 кв.м.), Валееву А.М. и Валеевой Г.И принадлежит на праве собственности по ? доли каждому часть объекта: помещение с кадастровым № (1 этаж, площадь 306,8 кв.м.), Анчиковой Л.М. принадлежит на праве собственности часть объекта: помещение с кадастровым №(цокольный этаж, площадь 54,8 кв.м.), ИП Добрыниной С.Н. принадлежит на праве собственности часть объекта: помещение с кадастровым № (цокольный этаж, площадь 55,2 кв.м.), субъекту Российской Федерации Пермский край в лице Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края принадлежит помещение с кадастровым № (1,2 этаж, площадь 542,7 кв.м.).
Установлено, что объект используется ООО «УК КиАр» (место регистрации офис), ИП Игонин О.Л. (под магазин «Улов»), ИП Добрыниной С.Н. (для оказания швейных услуг «Ткани/Фурнитура»), ООО «Диомид» (стоматологический центр).
15.09.2021 прокуратурой района с привлечением специалиста Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края проведен осмотр данного объекта. По результатам проверки установлены следующие нарушения: 1. Отсутствие информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия. 2. Ненадлежащее состояние объекта: водосточная система нарушена, местами отсутствуют части водосточных труб, водоприемных воронок и желобов. Наблюдаются трещины, следы намокания, позеленение, почернение стен, смытость, стертость, загрязненность окрасочного слоя, отпадение фрагментов штукатурного и окрасочного слоя, местами выкрошивание кирпичей. Имеется деформация стены северного фасада с выгибом наружу, установлен стягивающий каркас. В уровне 1 этажа на северном, западном и восточном фасадах расположены кондиционеры. Цоколи (выделены на западном и части восточного фасада)- имеются фрагментарные сколы штукатурки, смытость, стертость, загрязнение окрасочного слоя, следы биопоражения, местами выкрошивание кирпичей. Отмостка вдоль южного и части восточного фасада бетонная, имеются трещины, сколы бетона. У западного и северного фасада отмостка совмещена с тротуаром, выложена тротуарной плиткой, вдоль восточного фасада-асфальтовое покрытие. Между отместкой и цоколем по периметру всего здания прорастает трава. Главный фасад ориентирован на восток, в центре расположено крыльцо главного входа с железобетонными лестницами. Над крыльцом возведен современный навес. Ограждение крыльца кирпичное, отштукатуренное, окрашенное, облицовано плиткой. Наблюдаются трещины, смытость, стертость, загрязнение окрасочного слоя, фрагментарное отпадение штукатурного слоя, отпадение плитки. 3. Размещение баннеров на уровне цокольного этажа в нарушение п.11.2.1. Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020 №277.
С учетом изложенного собственниками здания обязанность по сохранению объекта культурного значения осуществляется ненадлежащим образом, ремонтно-реставрационные работы не выполняются, не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия для поддержания его в надлежащем состоянии, в том числе в соответствии с Правилами благоустройства территории города Перми, что привело к ухудшению состояния здания и влечет угрозу физической сохранности и сохранения историко-культурной ценности объекта культурного наследия регионального значения-памятник «Правление волостное».
С учетом уточненного искового заявления прокурор просит обязать ответчиков в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения - памятник «Правление волостное», расположенного по адресу: <адрес>, в порядке, установленном статьей 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Обязать ответчиков в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения - памятник «Правление волостное», расположенного по адресу: <адрес>, в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Обязать ответчиков в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушение п. 11.2.1. Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020 № 277, путем устранения с фасадов объекта культурного наследия регионального значения – памятник «Правление волостное», расположенного по адресу: <адрес>, частных объявлений, афиш, агитационных материалов, надписей, графических рисунков и иных изображений.
В судебном заседании представитель истца Кондрашина А.С. на удовлетворении иска настаивала в полном объеме, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик Анчикова Л.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом
Ответчики Валеев А.М., Валеева Г.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом по месту регистрации.
Ответчик ИП Добрынина С.Н. в судебное заседание не явился, извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик Совастеева С.А. в судебное заседание не явилась, извещалась судом по адресу регистрации.
Представитель ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Коньшина М.С. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, однако считает, что заявленный истцом срок не является достаточным для проведения работ. Большая часть помещений находится в собственности в государственной собственности, на 2022 г. денежные средства не запланированы на ремонт здания и могут быть запланированы только на следующий бюджетный год.
Представитель третьего лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Белавкин Д.А. в судебном заседании требования истца поддержал, пояснил, что здание по <адрес>, г.Перми, относиться к объекту культурного наследия, в надлежащем состоянии не содержится. Работы ответчиками должны производиться в соответствии с законом об объектах культурного наследия, заявленный истцом срок не является достаточным для проведения работ. Считает, что достаточный срок для проведения ремонтно-реставрационных работ составляет 3 года, из которых 1 год на составление проектной документации, 2 года на проведение реставрационных работ.
Финансовый управляющий Валеева Г.И. - Кобякин С.А. в судебное заседание после перерыва не явился, извещен.
Представитель третьего лица Имущественного казначейства Пермского края Шатрова Я.А. в судебном заседании с требованиями согласилась, однако полагает, что срок для производства реставрационных работ является недостаточным.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Согласно статье 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации".
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 05.12.2013 г. № установлены границы территории объекта культурного наследия регионального значения – памятника «Правление волостное», расположенного по адресу <адрес>, утвержден режим использования территории и предмет охраны объекта культурного наследия.
Справкой начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 21.09.2021 г. подтверждается, что объект культурного наследия регионального значения –памятник «Правление волостное», расположенный по адресу: <адрес> поставлен на учет и охраняется государством в соответствии распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 173-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», является памятником градостроительства и архитектуры, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под регистрационным номером №, №. Имеются следующие охранные обязательства: от 07.07.2009 б/н (ГУ Центр занятости населения г. Перми Пермского края), от 7.08.2012 № (Совастеева С.А.); Согласно акту технического состояния от 14.11.2018 № состояние объекта в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2015 №646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии» оценивается как удовлетворительное. В соответствии с ГОСТ 55567-2013 общее состояние объекта культурного наследия –ограниченно работоспособное.
15.09.2021 прокуратурой района с привлечением специалиста Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края проведен осмотр данного объекта. По результатам проверки установлены следующие нарушения: 1. Отсутствие информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия. 2. Ненадлежащее состояние объекта: водосточная система нарушена, местами отсутствуют части водосточных труб, водоприемных воронок и желобов. Наблюдаются трещины, следы намокания, позеленение, почернение стен, смытость, стертость, загрязненность окрасочного слоя, отпадение фрагментов штукатурного и окрасочного слоя, местами выкрошивание кирпичей. Имеется деформация стены северного фасада с выгибом наружу, установлен стягивающий каркас. В уровне 1 этажа на северном, западном и восточном фасадах расположены кондиционеры. Цоколи (выделены на западном и части восточного фасада)- имеются фрагментарные сколы штукатурки, смытость, стертость, загрязнение окрасочного слоя, следы биопоражения, местами выкрошивание кирпичей. Отмостка вдоль южного и части восточного фасада бетонная, имеются трещины, сколы бетона. У западного и северного фасада отмостка совмещена с тротуаром, выложена тротуарной плиткой, вдоль восточного фасада-асфальтовое покрытие. Между отместкой и цоколем по периметру всего здания прорастает трава. Главный фасад ориентирован на восток, в центре расположено крыльцо главного входа с железобетонными лестницами. Над крыльцом возведен современный навес. Ограждение крыльца кирпичное, отштукатуренное, окрашенное, облицовано плиткой. Наблюдаются трещины, смытость, стертость, загрязнение окрасочного слоя, фрагментарное отпадение штукатурного слоя, отпадение плитки. 3. Размещение баннеров на уровне цокольного этажа в нарушение п.11.2.1. Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020 №277.
Главным специалистом отдела благоустройства администрации Мотовилихинского района г. Перми от 23.09.2021 г. проведено обследование фасада здания, расположенного по адресу <адрес>. По итогам обследования выявлено размещение вывесок в количестве двух штук с информацией «Продажа, 55 кв.м., 247-4704», что является нарушением п.11.1, п.11.2.1. Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020 №277.
По результатам обследования составлен акт 23.09.2021 и осуществлена фотофиксация объекта культурного наследия регионального значения «Правление волостное».
Как следует из актуальных выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, здание, расположенное по адресу <адрес> находится в собственности и пользовании следующих лиц: Совастеевой С.А. принадлежит на праве собственности часть объекта: помещение с кадастровым №(1 этаж, площадь 63 кв.м.), Валееву А.М. и Валеевой Г.И принадлежит на праве собственности по ? доли каждому часть объекта: помещение с кадастровым №(1 этаж, площадь 306,8 кв.м.), Анчиковой Л.М. принадлежит на праве собственности часть объекта помещение с кадастровым №(цокольный этаж, площадь 54,8 кв.м.), ИП Добрыниной С.Н. принадлежит на праве собственности часть объекта помещение с кадастровым №(цокольный этаж, площадь 55,2 кв.м.). (т.1., л.д.49-74, т.2., л.д.44-50).
Согласно Приложения к приказу Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 28.09.2021 № в перечень недвижимого имущества, изымаемого из оперативного управления государственного казенного учреждения Центр занятости населения Пермского края в состав казны Пермского края, передано следующее имущество: помещения с кадастровым №(1,2 этаж, площадь 542,7 кв.м.), расположенные по адресу: <адрес> (т.1, л.д.126, т.2, л.д.65-68).
Согласно акта приема-передачи от 21.12.2021 г. имущество передано хранителю ГКУ Пермского края «Имущественное казначейство Пермского края». (т.2, л.д.8-12).
20.01.2022 г. между министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» заключен договор обеспечения сохранности имущества. Согласно п.2.1.3 договора учреждение-хранитель обязано принять все необходимые меры, предусмотренные законодательством РФ, настоящим договором, соответствующим обычаям делового оборота и существу обязательства для того, чтобы обеспечить сохранность имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ (т.2., л.д.33-35).
Таким образом, установлено, что собственниками помещений здания по <адрес>, объекта культурного наследия «Правление волостное», являются ответчики: Совастеева С.А., Валеев А.М., Валеева Г.И., Анчикова Л.М., ИП Добрынина С.Н., Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
В силу подпунктов 1 и 8 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
На основании пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
Доводы ответчика министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о том, что обязанность по соблюдению требований ФЗ от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» должна быть возложена на ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» являются необоснованными, поскольку помещения не принадлежат ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края» ни на праве собственности, ни на праве владении и пользовании. Так, согласно п.2.1.2 договора, заключенного между министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и ГКУ ПК «Имущественное казначейство Пермского края», казначейство обязано не пользоваться имуществом без согласия собственника, не распоряжаться имуществом ни при каких обстоятельствах.
Таким образом, охранное обязательство подлежит выполнению министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края.
На основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.
В случае, если объект культурного наследия принадлежит нескольким лицам, указанным в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, установка на него информационных надписей и обозначений осуществляется по соглашению, заключаемому между данными лицами, а при его отсутствии лицом (лицами), которому принадлежит наибольшая площадь объекта культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия представляет собой меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (подпункт 3 пункта 3 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны в том числе: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (статья 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, данная обязанность подлежит выполнению каждым из указанных лиц (пункт 1 статьи 47.3 и пункт 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под ремонтом объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Статьей 43 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что под реставрацией объекта культурного наследия понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Таким образом, установленные в ходе проведенной прокуратурой проверки обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия со стороны собственников объекта.
Судом установлено ненадлежащее состояние объекта культурного наследия регионального значения памятник «Правление волостное», расположенного по адресу: <адрес>.
Также судом установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" собственники объекта культурного значения не принимают мер по сохранности объекта культурного наследия, не проводят работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения памятник «Правление волостное», расположенного по адресу: <адрес>. Отсутствие мер по сохранению, содержанию и поддержанию в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии объекта культурного наследия в течение длительного периода времени ведет к постепенному разрушению объекта, что в дальнейшем может повлечь за собой полную утрату объекта, представляющего собой историческую и культурную ценность.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора Мотовилихинского района г. Перми и возложение на собственников объекта «Правление волостное» обязанности исполнить обязательства в области сохранения, использования охраны объекта культурного наследия.
Суд считает, что обязанность по сохранению выявленного объекта культурного наследия является для ответчиков солидарной, в соответствии с абз. 1, 5 п. 11 ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ.
Устанавливая срок для исполнения обязанности, суд руководствуется статьей 206 ГПК РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, в соответствии с требованиями статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" считает необходимым установить срок в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда для установления информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия.
Для проведения ремонтно-реставрационных работ в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, суд считает возможным определить срок в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Как следует из пояснений представителя третьего лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия, срок проведения ремонтно-реставрационных работ данного объекта в виде восстановления гидроизоляции и укрепления фундаментов, ремонта несущей стены южного фасада и перекрытий, ремонта отмостки, реставрации фасадов составляет не менее 36 месяцев с учетом разработки проектной документации и государственной экспертизы, в том числе, с учетом значительной площади объекта культурного наследия, получения денежных средств на проведение указанных работ согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации, и ФЗ №44 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данные сроки установлены с учетом практики разработки документации и выполнения ремонтных работ.
Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что срок, указанный прокурором 18 месяцев, не является приемлемым для проведения работ, в том числе с учетом разработки проектной документации и государственной экспертизы.
Анализируя перечень необходимых действий по проведению ремонтно-восстановительных работ, с учетом пояснений представителя третьего лица по срокам их проведения, суд полагает, что срок проведения ремонтно-реставрационных работ следует установить 24 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Выполнение работ по ремонту и реставрации указанного памятника архитектуры за счет средств, выделяемых из бюджета, не освобождает собственника указанного объекта от выполнения обязанностей, возложенных на него законодательством, и не является основанием для увеличения сроков выполнения работ. Однако суд считает необходимым указать, что сроки выполнения работ могут быть изменены в случае необходимости при предъявлении обоснованного заявления.
Согласно п.11.2.1 Правил благоустройства территории г.Перми, утвержденного решением Пермской городской думы от 18.12.2018г. № 265 запрещается размещать на фасадах зданий, строений, сооружений, включая элементы их декора конструкции, содержащие информацию или изображения с нарушением требований действующего законодательства, а также размещать частные объявления, афиши, агитационные материалы, крепить растяжки, выполнять надписи, графические рисунки и иные изображения. Нарушение указанного требования Правил благоустройства также влияет на сохранность объекта и ведет к изменению его облика.
Соответственно требования прокурора в указанной части также являются обоснованными, на ответчиков следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу убрать с фасадов объекта культурного наследия частные объявления, афиши, агитационные материалы, надписи, графические рисунки, иные изображения.
Поскольку судом установлены нарушения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия, соблюдение которых собственниками объекта культурного наследия является обязательным в силу закона, требование прокурора о возложении на ответчиков обязанности по их устранению подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Совастееву Светлану Александровну, Валеева Альберта Максумовича, Валееву Галину Ивановну, Анчикову Лидию Михайловну, Добрынину Светлану Николаевну, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края солидарно в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения- памятник «Правление волостное», расположенного по адресу <адрес> порядке, установленном ст. 27 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации»
Обязать Совастееву Светлану Александровну, Валеева Альберта Максумовича, Валееву Галину Ивановну, Анчикову Лидию Михайловну, Добрынину Светлану Николаевну, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края солидарно в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия регионального значения- памятник «Правление волостное», расположенное по адресу <адрес> порядке, установленном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации».
Обязать Совастееву Светлану Александровну, Валеева Альберта Максумовича, Валееву Галину Ивановну, Анчикову Лидию Михайловну, Добрынину Светлану Николаевну, Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края солидарно в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение п.11.2.1 Правил благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской думы от 15.12.2020г. № 277, путем устранения с фасадов объекта культурного наследия регионального значения- памятник «Правление волостное», расположенного по адресу <адрес> частных объявлений, афиш, агитационных материалов, надписей, графических рисунков, иных изображений.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись:
Копия верна судья
Секретарь:
Решение не вступило в законную силу