Дело №2-1478/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2017 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.А.,
при секретаре Жих Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу «Зверохозяйство «Гурьевское» об обязании в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области проект зон санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых закрытым акционерным обществом «Зверохозяйство «Гурьевское» на основании лицензии №№, с участием третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, администрации Гурьевского городского округа Калининградской области,
У С Т А Н О В И Л:
Калининградский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» об обязании в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области проект зон санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» на основании лицензии №№
В обоснование заявленных требований указано, что ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» на основании лицензии №№ осуществляется добыча подземных вод посредством эксплуатации артезианских скважин. Проведенной проверкой установлено, что зоны санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», не утверждены органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что является недопустимым, может повлечь загрязнение источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, создает угрозу жизни или здоровья неопределенного круга лиц, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Ссылаясь на ст. 43 Водного Кодекса РФ, ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02.2.1.4 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании заместитель Калининградского межрайонного природоохранного прокурора Оголь Е.В. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представители ответчика ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» директор Галактионов А.Б., действующий на основании приказа о назначении Ефимов А.А., действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, просили суд отказать в удовлетворении исковых требований, указав при этом, что требования Межрайонного природоохранного прокурора Калининградской области незаконны, поскольку границы санитарно-эпидемиологических зон установлены, имеется соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение, постановлением администрации Гурьевского района в 2004 году установлены зоны санитарной охраны артезианских скважин. Кроме того пояснили, что ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» выполняет все санитарно-эпидемиологические требования, в связи с чем в действиях ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» нет никаких нарушений.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в судебное заседание по доверенности Одноочко А.А., не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано следующее. По данным имеющимся в Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» с заявлением об утверждении проекта зон санитарной охраны, эксплуатируемых им артезианских скважин, не обращался. Неисполнение ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» обязанности по разработке проекта на эксплуатируемые им артезианские скважины и направлению его на утверждение в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области может повлечь за собой загрязнение источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, нарушение права граждан, неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Данные нарушения недопустимы, поскольку в свою очередь создают угрозу здоровья населения. Ссылаясь на положения ст. 43 Водного кодекса РФ, ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», указывает, что Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области поддерживает исковые требования в полном объеме по следующим основаниям.
Третье лицо администрация Гурьевского городского округа Калининградской области в судебное заседание не явилось, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено судом надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 ГПК РФ, суд полагает заявленные Калининградским межрайонным природоохранным прокурором, действующим в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению.
Статья 42 Конституции РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона №7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года №10, утверждены Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», 26 февраля 2002 утверждены Санитарные правила и нормы 2.1.4.1110-02. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы», которые определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и соблюдение которых является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее Правила).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 Правил, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу п. 1.6 Правил, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11 Правил).
В состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п. 1.12 Правил).
Пунктом 1.13 Правил установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Как следует из п. 1.17 Правил, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
В силу ч. 3 ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Материалами дела подтверждено, что ответчик ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ИНН №, ОГРН № адрес места нахождения юридического лица: <адрес >, является действующим, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 19.07.2017 года.
Постановлением главы администрации МО «Гурьевский район» №874 от 3 июня 2004 года «Об организации зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» в <адрес >» установлены зоны санитарной охраны артезианских скважин I, II, III поясов следующих размеров:
Номер скважины: I пояс, м. II пояс, м. III пояс, м.
455д 30*50 189*182 единый для
двух скважин:1506*1230
230а 30*30 202*202
1097бис 30*30 113*104 576*530
135бис 30*30 180*180 858*838
527бис 30*30 220*214 1601*748
Кроме того, указанным постановлением возложена ответственность на ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» за санитарное состояние источников водоснабжения и I пояса зоны санитарной охраны.
9 июня 2005 года Территориальным агентством по недропользованию по Калининградской области ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ОГРН № выдана лицензия на право пользования недрами № с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод для хозяйственно - питьевого водоснабжения ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» в количестве до 700 м.куб. в сутки.
В соответствии с п. 1.2 изменений и дополнений №1 к лицензии № на право пользования недрами с целью добычи подземных пресных вод для хозяйственно - питьевого водоснабжения ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», являющихся неотъемлемой частью условия пользования недрами, владельцу лицензии предоставляется в пользование участок недр, расположенный по адресу: <адрес >
Пунктом 10.1 указанных Условий пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Приказом №347 от 16 апреля 2015 года Департамента по недропользованию по Северо-Западному Федеральному округу были внесены изменения и дополнения в лицензию на пользование недрами № зарегистрированную 9 июня 2005 года, сроком до 30 июля 2015 года и предоставленную ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» с целевым назначением – добыча подземных пресных вод для хозяйственно – питьевого водоснабжения предприятия, расположенного в <адрес >
Согласно письма Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области №567-п от 18 сентября 2017 года ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» Территориальным агентством по недропользованию по Калининградской области 9 июня 2005 года ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» была выдана лицензия на право пользования недрами № с целевым назначением – добыча подземных пресных вод для хозяйственно – питьевого водоснабжения ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» в количестве 700 м.куб., сроком действия до 30 июля 2015 года. По заявке ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу установлен срок окончания действия лицензии КЛГ 014982 ВЭ установлен 30 июля 2020 года. Согласно приложения №12 (сведения об участке недр) к лицензии КЛГ 01982 ВЭ действующий водозабор представлен шестью эксплуатационными скважинами №№230а, 455д, 527бис, 1097 бис, 1353, 1356, пробуренными специализированными организациями в период с 1974 года по 1992 год до глубины 48-90 метров. Какие – либо иные обращения ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» по вопросам недропользования в отдел геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Калининградской области не поступали.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» не представлено доказательств, что на дату рассмотрения заявленных требований разработан и направлен для утверждения в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для скважин №№230а, 455д, 527бис, 1097бис, 1353, 1356 в <адрес >
Отсутствие проекта зон санитарной охраны не позволяет эксплуатирующей организации ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» правильно организовать режим хозяйствования данного источника водоснабжения и может привести к загрязнению водоносного горизонта в связи с неправильным использованием территории в районе ЗСО, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку отсутствие проекта зон санитарной охраны артезианской скважины, эксплуатируемой ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» на основании лицензии №№, нарушает права неопределенного круга лиц, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы стороны ответчика на отсутствие оснований для удовлетворения иска прокурора со ссылкой на установление постановлением администрации МО «Гурьевский район» №874 от 3 июня 2004 года «Об организации зоны санитарной охраны подземных источников водоснабжения ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» <адрес >» зон санитарной охраны артезианских скважин, не являются доказательством, подтверждающим разработанного и направленного для утверждения в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области проект зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для скважин №№230а, 455д, 527бис, 1097бис, 1353, 1356 в <адрес > в установленном законом порядке.
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ установлено, что в случае, если указанные в ч. 1 данной статьи могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вместе с тем, срок для совершения ответчиком указанных выше действий, с учетом характера и объема действий ответчика, суд считает при указанных выше обстоятельствах необходимым установить в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с положениями, предусмотренными ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку, в силу закона Калининградский межрайонный природоохранный прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд общей юрисдикции, с ответчика ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, которая в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Калининградского межрайонного природоохранного прокурора к закрытому акционерному обществу «Зверохозяйство «Гурьевское», - удовлетворить.
Обязать закрытое акционерное общество «Зверохозяйство «Гурьевское» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить для утверждения в Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области соответствующий СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 проект зон санитарной охраны артезианских скважин, эксплуатируемых закрытым акционерным обществом «Зверохозяйство «Гурьевское» на основании лицензии №КЛГ 01982 ВЭ.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Зверохозяйство «Гурьевское» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 25 декабря 2017 года.
Судья Т.А. Макарова