Решение по делу № 2-1856/2014 от 08.12.2014

Дело № 2- 1856/2014         

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 декабря 2014 года          г. Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Томашевич Н.Л.,

при секретаре Цаплиной Ю.А.,

с участием помощника прокурора Осинского района Пермского края Макаричевой Ю.А.,

истца К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Осинского районного суда Пермского края гражданское дело по иску прокурора Осинского района Пермского края, в интересах К., к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 5 Министерства социального развития Пермского края, о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Осинского района обратился в суд с требованием о возложении на Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление № 5 Министерства социального развития Пермского края обязанности предоставить К. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33-х квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах Осинского муниципального района. В обоснование своих требований указал, что К. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать И. решением Осинского районного суда от 24.01.2001 лишена родительских прав, отец О. решением Осинского районного суда от 01.11.2005 также лишен родительских прав. Постановлением главы администрации Осинского района Пермской области от 16.11.2005 № 920 над К. установлена опека. Жилое помещение за ним не закреплялось. К. не имеет в собственности либо по договору социального найма жилое помещение, не является членом семьи нанимателя жилого помещения. В соответствии с приказом Управления ЖКХ и С от 24.11.2005 К. был включен в список лиц, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Согласно уведомления МТУ № 5 Министерства социального развития Пермского края К. по решению жилищной комиссии № 2 от 26.06.2013 включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилищного помещения. До настоящего времени специализированным жилым помещением К. не обеспечен. Считает, что бездействием ответчиком нарушено право К. на предоставление ему специализированного жилого помещения.

Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец К. исковые требования прокурора, подданные в его интересах, поддерживает в полном объеме, суду пояснил, что в настоящее время работает и проживает на съемном жилье в г. Перми.

Представитель ответчика Межрайонного Территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, в письменных возражениях на иск указал, что с исковыми требованиями не согласен в полном объеме по следующим основаниям. Законом Пермского края от 14.12.12 № 147-ПК «О внесении изменений в отдельные законы Пермской области и Пермского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее отношения в части обеспечения жилыми помещениями детей-сироти и детей, оставшихся без попечения родителей. Частью 1 ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в ред. Закона Пермского края 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено однократное предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству» (далее КГБУ «Дирекция по капитальному строительству»), в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 №1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений и внесении изменения в пункт 8 Порядка выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №92-п» (далее - Учреждение, Порядок), осуществляет непосредственное управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с Постановлением от 09.09.2013 и Порядком КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» осуществляет управление специализированным жилищным фондом Пермского края для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п.1 ст. 2 Закона Пермского края от 08.10.2007 №127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» под управлением специализированным жилищным фондом Пермского края понимается совокупность юридических и фактических действий, направленных на реализацию прав и обязанностей собственника специализированного жилищного фонда в жилищных отношениях, в том числе по заключению, исполнению и распоряжению договоров найма специализированных жилых помещений или безвозмездного пользования, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда. Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договором безвозмездного пользования. Согласно п.2.4 Порядка Учреждение принимает решение о предоставлении ребенку-сироте жилого помещения и заключает с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет. Таким образом, Учреждение уполномочено в сфере предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений. Следовательно, Правительство исполнило свои обязательства в части реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей путем разработки соответствующего порядка. Считает, что истец не доказал какими конкретно действиями Правительство нарушило его права. Кроме того, считает, что привлечение Правительства в качестве ответчика по настоящему делу неправомерно, так как действиями и решениями Правительства права истца не нарушены. Считает необходимым возложить обязанность по предоставлению жилья на КГБУ «Дирекция по капитальному строительству» (л.д.30-31).

Краевое государственное бюджетное учреждение «Дирекция по капитальному строительству», Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края, Министерства строительства и архитектуры Пермского края представителей в судебное заседание не направили.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях, направленных в суд указал, что с исковыми требованиями прокурора не согласен в полном объеме. Согласно решению жилищной комиссии при МТУ № 5 Министерства социального развития Пермского края от 26.06.2014 К. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. Отказа в отношении К. Территориальным управлением Министерства не принималось. Следовательно, права истца нарушены не были. Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица из данной категории, то есть на территории всего Пермского края. Согласно плану приобретения жилых помещений в строящихся жилых домах на 2013-2014 г. Осинский муниципальный район не числится, следовательно, жилые помещения будут приобретаться и предоставляться в других городских округах и муниципальных районах. Ограничение по предоставлению жилого помещения К. в границах Осинского муниципального района Пермского края не основано на действующем законодательстве. Удовлетворяя требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом.

Суд, заслушав прокурора, истца К.,исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец К. обратился к прокурору 07.10.2014 с просьбой предъявить настоящий иск (л.д.7), в связи с чем прокурор на основании положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах К.

Родителями К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются О. и И. (л.д.18). Решением Осинского районного суда Пермской области от 01.11.2005 О. лишен в отношении истца родительских прав (л.д.11-14). Решением Осинского районного суда Пермской области от 24.01.2001 И. также лишена родительских прав в отношении истца (л.д.15). Постановлением главы администрации Осинского района Пермской области от 16.11.2005 несовершеннолетнему К. назначен опекун (л.д.16). Жилое помещение за К. не закреплялось (л.д.18). Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Осинского района Пермской области от 24.11.2005 К. включен во внеочередной список на получения жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей (л.д.19-20). На территории Осинского муниципального района К. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, членом семьи нанимателя также не является (л.д.21). Решением межрайонного территориального управления № 5 Министерства социального развития Пермского края по Осинскому району № 2 от 26.07.2014 К. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. (л.д.22-26). По сведения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю и Осинского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации» за К. объекты недвижимого имущества на праве собственности не зарегистрированы (л.д.27,28)

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

В соответствии с частью 2 и 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края. Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются:1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

В силу части 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

В соответствии со статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 № 147-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативно правовым актом Правительства Пермского края.

Учитывая те обстоятельства, что истец на момент обращения в суд достиг 18-летнего возраста, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением на дату вынесения решения не обеспечен, какие-либо жилые помещения за ним не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения у него отсутствуют, в собственности жилых помещений не имеется, а также то обстоятельство, что истец был поставлен в очередь на получение жилья, решением МТУ № 5 Министерства социального развития Пермского края включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, исковые требования прокурора Осинского района о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на Правительство Пермского края, поскольку дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся в расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Кроме того, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2003 № 1194-п Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений не определяет конкретный орган, ведающий вопросом предоставления таких жилых помещений.

Из смысла статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ следует, что указанная выше социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее предоставление. Местом жительства К. в соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации является Осинский муниципальный район Пермского края, где он ранее проживал и имеет регистрацию по месту жительства.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2003 № 1194-п, жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29.12.2004 №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения; жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности); жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. Пунктом 1.4. Порядка предусмотрено, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.

Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению К. жилого помещения в границах Осинского муниципального района, общей площадью не менее 33 кв.м., благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Удовлетворяя требование прокурора, суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением от 09.09.2013 № 1194-п Министерство социального развития Пермского края в течение предусмотренного Порядком срока со дня получения от Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края сведений об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду Пермского края направляет данные сведения в территориальные органы Министерства, а Межрайонное территориальное управление №5 Министерства социального развития Пермского края в свою очередь лишь формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Как следует из существа иска территориальным органом Министерства социального развития Пермского края, а именно Межрайонным территориальным управлением №5 Министерства социального развития Пермского края указанная обязанность в отношении К. исполнена в полном объеме 26.07.2014. Следовательно, Межрайонное территориальное управление №5 Министерства социального развития Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Осинского района Пермского края, в интересах К., удовлетворить.

Обязать Правительство Пермского края предоставить К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах Осинского муниципального района.

В удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края к Межрайонному территориальному управлению № 5 Министерства социального развития Пермского края отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                         Н.Л.Томашевич

2-1856/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Осинского района в инт. Клименкова Михаила Александровича
Ответчики
МТУ №5 Минсоцразвития Пермского края
Правительство Пермского края
Другие
Министерство энергетики и ЖКХ Пермского края
Министерство строительства и архитектуры Пермского края
КГБУ "Дирекция по капитальному строительству"
Министерство Социального развития Пермского края
Суд
Осинский районный суд Пермского края
Дело на странице суда
osa.perm.sudrf.ru
08.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.12.2014Передача материалов судье
09.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2014Судебное заседание
26.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2015Дело оформлено
10.04.2015Дело передано в архив
26.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее