Решение по делу № 33а-157/2021 от 16.12.2020

Судья Тарабрина Н.Н.№ 33а-157/2021(33а-4031/2020)

(10RS0011-01-2020-011066-82)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08.02.2021г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судейСоляникова Р.В., Щепалова С.В.

при ведении протокола помощником судьи Елисеевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобыТрифонова П.А. и администрации Прионежского муниципального районана решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.10.2020 по административному делу № 2а-5692/2020 по административным искам Трифонова П. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административные иски поданы по тем основаниям, что Трифонов П.А.10.06.2020 и 22.06.2020 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) с заявлениями о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 755 кв.м с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, п. Шуя, ул. Рыбацкая, и об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка с«для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» на «благоустройство территории (код 12.0.2)». Решением, выраженным в письме от 15.07.2020 № 16014/124-21, Министерство отказало Трифонову П.А. в предоставлении земельного участка для испрашиваемых целей, оставив заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка фактически без разрешения, ссылаясь на отсутствие соответствующих полномочий. Полагая изложенные в указанном решении мотивы его принятия несостоятельными, Трифонов П.А. просил суд признать данное решение Министерства незаконным.

Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23.09.2020 административные иски объединены в одно производство.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

С принятым судебным постановлением не согласны административный истец Трифонов П.А. и заинтересованное лицо – администрация Прионежского муниципального района.

В апелляционной жалобе Трифонов П.А. просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования в части признания незаконным решения Министерства об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность для целей ИЖС. В обоснование доводов жалобы указывает, что параметры планируемого объекта индивидуального жилищного строительства на настоящий момент не определены, ввиду чего делать выводы о несоответствии их противопожарным требованиям преждевременно.

Администрация Прионежского муниципального района в апелляционной жалобе выражает несогласие с решением суда первой инстанции в части вывода суда о наличии у органа местного самоуправления полномочий по установлению и изменению видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на обращение в регистрирующий орган с таким заявлением, а также в части признания соответствующим закону отказа Министерства изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка. Считает, что поскольку вид разрешенного использования земельного участка выбирается правообладателем самостоятельно без согласования и дополнительных процедур, на администрацию Прионежского муниципального района не может быть возложена обязанность по обращению в регистрирующий орган с заявлением об установлении вида разрешенного использования земельного участка в интересах третьего лица. Ввиду изложенного, администрация Прионежского муниципального района просит исключить из мотивировочной части решения выводы суда о наличии у органов местного самоуправления полномочий по установлению и изменению видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; решение суда первой инстанции по настоящему делу отменить в части признания соответствующим закону отказа Министерства в удовлетворении заявления истца об изменении разрешенного вида использования спорного земельного участка и принять в этой части новое решение о признании данного отказа незаконным.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец доводы своей апелляционной жалобы и апелляционной жалобы администрацииПрионежского муниципального района поддержал, представитель Министерства Макаров Д.А. против доводов апелляционных жалоб возражал.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, 10.06.2020 Трифонов П.А. обратился в Министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 755 кв.м, расположенного по адресу: Прионежский р-н, п. Шуя, ул. Рыбацкая, установленный вид разрешенного использовании– «для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)». В заявлении Трифонов П.А. просил изменить вид разрешенного использования на «благоустройство территории (код 12.0.2)». Заявление обосновано невозможностью использования указанного земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.

22.06.2020 Трифонов П.А. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 755 кв.м, расположенного по адресу: Прионежский р-н, п. Шуя, ул.Рыбацкая, для индивидуального жилищного строительства.

15.07.2020 решением, выраженным в письме №16014/124-21, Министерство отказало Трифонову П.А. в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, а именно для индивидуального жилищного строительства, невозможно, поскольку размеры земельного участка, его расположение, требования пожарной безопасности, проходящая через участок охранная зона воздушной линии электропередачи не позволяют разместить на нем объект недвижимости – индивидуальный жилой дом.

Этим же письмом Трифонову П.А. отказано и в удовлетворении заявления об изменении разрешенного вида использования земельного участка, поскольку Министерство не является органом, уполномоченным на обращение в орган регистрации прав за изменением видов разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

10.09.2020Трифонов П.А. обратился в суд с административными исками.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение вынесено в установленный законом срок, полномочным должностным лицом, оформлено в соответствии с требованиями закона, прав административного истца не нарушает.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ установлено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 1); принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса (подпункт 2).

Как следует из оспариваемого решения, Министерство не указало конкретного основания отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренного пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16ЗК РФ, сославшись на пункт 2 статьи 7 ЗК РФ, предусматривающий, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением, и на невозможность строительства индивидуального жилого дома из-за отсутствия противопожарного расстояния (разрыва) в 15 метров, установленного пунктом 4.3 свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24.04.2013 № 288 (далее – СП 4.13130.2013), и частичного нахождения земельного участка в границах охранной зоны воздушной линии электропередачи.

Суд первой инстанции, соглашаясь с решением Министерства в данной части, указал, что отказ в предоставлении земельного участка для ИЖС в связи с невозможностью размещения на нем индивидуального жилого дома из-за отсутствия противопожарного расстояния (разрыва) в 15 м вытекает из нормативных предписаний подпункта 6 пункта 11.9 ЗК РФ, устанавливающего, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Однако в данном деле речь идет об уже сформированном земельном участке, включенном в гражданский оборот с 2005 года, состоящем на постоянном кадастровом учете с 23.03.2005 с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки», ранее предоставленного иному лицупо договору аренды от 25.04.2005 № 2188, действие которого прекращено в 2019 году.

В силу пункта 4.3 СП 4.13130.2013 минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми, общественными (в том числе административными, бытовыми) зданиями и сооружениями следует принимать в соответствии с таблицей 1 и с учетом пунктов 4.4 - 4.13.

Согласно указанной Таблице минимальные противопожарные расстояния (разрывы) между жилыми и общественными зданиями в зависимости от степени огнестойкости здания варьируются от 6 до 15 метров.

При условии соблюдений положений пунктов 4.5 и 4.6 СП 4.13130.2013 противопожарные расстояния могут быть уменьшены на 20% и 50% соответственно к установленным в пункте 4.3 СП 4.13130.2013.

По мнению судебной коллегии, установление противопожарных расстояний на испрашиваемом земельном участке находится вне компетенции Министерства и должно определяться согласно статье 48ГрК РФ на стадии подготовки проектной документации с учетом назначения объекта, режима его использования, наличия на данном земельном участке либо смежном земельном участке иных объектов, а также иных обстоятельств, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами, в том числе требований противопожарных расстояний, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Поскольку Министерство не доказало невозможность возведения на испрашиваемом земельном участке индивидуального жилого дома с соблюдением минимальных противопожарных расстояний, установленных пунктом 4.3 СП 4.13130.2013, и с учетом ограничений, связанных с наличием в границах испрашиваемого земельного участка охранной зоны воздушной линии электропередачи, постольку отказ в предоставлении земельного участка административному истцу не соответствует закону и нарушает его права.

Не может судебная коллегия согласиться и с выводами суда первой инстанции, признавшего обоснованным оспариваемое решение административного ответчика в части фактического оставления без разрешения заявления административного истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка со ссылкой на отсутствие у Министерства компетенции по разрешению данного вопроса.

Пунктом 8 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15, 15(1) статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532, установлено, что в случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (с указанием кадастрового номера земельногоучастка и условно разрешенного вида использования); решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).

Утверждение правил землепользования и застройки и внесение в них изменений относится органами местного самоуправленияне исключает права Министерства, осуществляющего в силу Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» и Положения о Министерстве имущественныхи земельных отношений Республики Карелия, утвержденном постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, полномочия в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, выбирать из предусмотренных документами территориального планирования видов разрешенного использования основные и вспомогательные виды разрешенного использования конкретных земельных участков, относящихся к неразграниченной государственной собственности.

Указанной правовой позиции придерживается Управление Росреестра по Республике Карелия (письмо от 28.01.2021 № 00466).

Кроме того, в материалы дела представлены доказательства существующей правоприменительной практики по изменению именно административным ответчиком, а не органом местного самоуправления вида разрешенного использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, направлению Министерством в регистрирующий орган соответствующего решения, на основании которого регистрирующим органом внесены изменения о виде разрешенного использования земельного участка в ЕГРН.

Ситуация, при которой Министерство,исполняя полномочиясфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в одних случаях полагает себя компетентным органом для изменения вида разрешенного использования земельного участка, а в других – нет, свидетельствует об избирательном подходе, не основанном на законе.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает отказ Министерства фактически разрешить по существу заявление административного истца об изменении вида разрешенного использования незаконным.

С учетом изложенного решение в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22.10.2020 по настоящему делу отменить, принять в указанной части новое решение.

Административное исковое заявление Трифонова П. А. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения удовлетворить.

Признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от 15.07.2020 № 16014/124-21.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Трифонова П. А. о предоставлении земельного участка в собственность и об изменении вида разрешенного использования и об исполнении апелляционного определения сообщить в суд первой инстанции и административному истцу в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Трифонова П. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 руб.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-157/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Трифонов Петр Александрович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Администрация Шуйского сельского поселения
Благодарева Лада Анатольевна
Администрация Прионежского муниципального района
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
17.12.2020Передача дела судье
21.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2021Передано в экспедицию
08.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее