УИД: 66RS0044-01-2019-003459-47
Мотивированное решение составлено 01 ноября 2019 года
Дело № 2а-2858/2019
Решение
именем Российской Федерации
30 октября 2019 года Первоуральский городской суд Свердловской области,
в составе председательствующего Кукушкиной Н.А.,
при секретаре Щербаковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2858/2019 по административному исковому заявлению Суворова Анатолия Ивановича к Отделу по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Первоуральску Свердловской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Первоуральску Свердловской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Суворов А.И. обратился в суд с административным иском к Отделу по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу <адрес> (далее по тексту Отдел по вопросам миграции ОМВД по <адрес>) о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований административным истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ через многофункциональный центр он обратился в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> с заявлением о регистрации по месту жительства в жилом доме по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Волчиха» участок №, представив заявление, документ, удостоверяющий личность, заявление собственника, документ, являющийся основанием для вселения, свидетельство о регистрации права, протокол об административном правонарушении, квитанцию об оплате. Жилой дом принадлежит Суворовой О.В., с которой он состоит в фактических брачных отношениях. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в регистрации по месту жительства по указанному адресу со ссылкой на то, что регистрация возможно только для членов семьи собственника, к которым он не относится. Полагает, что данное решение противоречит нормам действующего законодательства и подлежит отмене как незаконное (л.д.4-5).
Определением судьи к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу <адрес> (далее по тексту ОМВД России по <адрес>) (л.д.52-53).
В судебном заседании административный истец Суворов А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика ОМВД России по <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.46), и представившая копию диплома о наличии высшего юридического образования (л.д.48), иск не признала, поддержав доводы отзыва. В своем отзыве административный ответчик ссылается на то, что Отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку является структурным подразделением ОМВД России по <адрес>. Просит в удовлетворении административного иска отказать, указывая, что Суворов А.И. не является членом семьи собственника Суворовой О.В. и не вселен собственником в качестве члена своей семьи в исключительном случае, такого решения суда нет, поэтому отказ в его регистрации по месту жительства является законным (л.д.39-40).
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административный истец Суворов А.И. через многофункциональный центр обратился в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> с заявлением о регистрации его по месту жительства по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Волчиха» участок № (л.д.18-19).
В регистрации по месту жительства Суворову А.И. было фактически отказано со ссылкой на Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, с указанием того, что регистрация возможна только членов семьи собственника жилого помещения (л.д.20).
Признавая незаконным указанное решение об отказе в регистрации по месту жительства, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и приходит к выводу, что оспариваемое решение государственного органа, осуществляющего регистрационный учет, не соответствует законодательству и нарушает права административного истца.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15). К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (части 1, 2 статьи 16).
В силу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Аналогичные полномочия для собственника жилого помещения установлены статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации №) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Под местом жительства названный закон понимает жилой дом, квартиру, комнату, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Статьей 6 вышеуказанного закона установлено, что орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.
Статьей 8 вышеуказанного закона установлены основания для ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Порядок регистрации граждан по месту жительства определен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила).
По смыслу части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации № и пункта 18 Правил, основанием для регистрации гражданина по месту жительства является факт предоставления им всех документов, предусмотренных пунктом 16 Правил, необходимых для такой регистрации: документа, удостоверяющего личность; заявления установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно пункту 49.4 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, документом, являющимся основанием для вселения в жилое помещение может быть заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение (согласие собственника).
Анализ всего вышеприведенного законодательства свидетельствует о том, что собственник жилого помещения вправе вселить в принадлежащее ему жилое помещение не только члена своей семьи, но и другое лицо, не являющееся членом его семьи. В случае вселения собственником жилого помещения в соответствии с требованиями законодательства для постоянного проживания в принадлежащее ему жилое помещение лица, не являющегося членом его семьи, вселенное лицо вправе зарегистрироваться по месту жительства в этом жилом помещении, предоставив подтверждение законности своего вселения.
Как следует из материалов дела, земельный участок кадастровый № по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Волчиха» участок №, принадлежит на праве собственности Суворовой О.В. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке, выдано свидетельство о государственной регистрации права. Этот земельный участок относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – садоводство (л.д.56).
На указанном земельном участке находится жилой дом, также принадлежащий на праве собственности Суворовой О.В. Жилой дом имеет адрес: <адрес>, садоводческое товарищество «Волчиха» участок №. Право собственности на этот жилой дом зарегистрировано в установленном порядке, что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации (л.д.17).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П признан не соответствующими Конституции Российской Федерации абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов.
Таким образом, поскольку на вышеуказанном земельном участке находится жилой дом пригодный для постоянного проживания (обратного не доказано), то в этом жилом доме возможна регистрация граждан по месту жительства. Такая регистрация осуществляется в соответствии с вышеприведенным законодательством, которое не содержит запрета на регистрацию в этом доме лица, не являющегося членом семьи собственника этого дома, вселенного собственником для постоянного жительства в соответствии с действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что вселение административного истца в указанный жилом дом было осуществлено на основании заявления собственника этого жилого помещения Суворовой О.В., которая в заявлении Суворова А.И. о регистрации по месту жительства своей подписью подтвердила факт его вселения в дом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, судом установлено, что Суворов А.И. представил все необходимые для регистрации по месту жительства документы, предусмотренные вышеназванными нормативными правовыми актами (л.д.18-19). Следовательно, у органа, осуществляющего регистрационный учет, отсутствовали основания для нерегистрации административного истца по месту жительства по вышеуказанному адресу, а оспариваемый отказ в такой регистрации противоречит требованиям части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации № и пункту 18 Правил.
Оспариваемый отказ также нарушает и права административного истца, поскольку ограничивает его право на регистрацию по месту жительства в избранном им месте жительства, в которое он вселен на законных основаниях.
Поскольку оспариваемый отказ в регистрации по месту жительства противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, на которые ссылался административный ответчик, не содержат никаких выводов о том, что в жилых помещениях, расположенных на садовых земельных участках возможно регистрация только собственника жилого помещения и членов его семьи. В связи с этим доводы ОМВД России по <адрес> о том, что в жилом доме, расположенном на садовом земельном участке, могут быть зарегистрированы по месту жительства только собственник жилого помещения и члены его семьи, основаны на неправильном толковании вышеприведенного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и поэтому обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции.
Ссылка представителя административного ответчика на указание ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61-63) о выявлении случаев фиктивной регистрации граждан, в том числе на садовых участках, основанием для отказа в удовлетворении требований не является.
При таких обстоятельствах, административный иск Суворова А.И. к ОМВД России по <адрес> о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения, подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по <адрес>.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О совершенствовании государственной политики в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации (п.1).
В соответствии с п.1 Положения об отделе по вопросам миграции ОМВД России по <адрес>, утвержденного приказом ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Отдел по вопросам миграции является структурным подразделением ОМВД России по <адрес> (л.д.57-60).
Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям в данном случае является Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Первоуральску.
Суд также не находит оснований для возложения обязанности на Отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> зарегистрировать Суворова А.И. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, садоводческое товарищество «Волчиха», участок №, по месту жительства, поскольку разрешение данного вопроса находится в компетенции ОМВД России по <адрес>.
С учетом изложенного, решение ОМВД России по <адрес> об отказе Суворову А.И. в регистрации по месту жительства следует признать незаконным, и обязать ОМВД России по <адрес> устранить допущенные нарушения прав административного истца Суворова А.И., возложив на указанный орган государственной власти обязанность по оказанию Суворову А.И. указанной государственной услуги в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Суворова Анатолия Ивановича к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Первоуральску Свердловской области о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить.
Признать незаконным решение Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу <адрес> об отказе Суворову Анатолию Ивановичу в регистрации по месту жительства.
Обязать Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу <адрес> устранить допущенные нарушения прав административного истца Суворова Анатолия Ивановича, возложив на указанный орган государственной власти обязанность по оказанию Суворову Анатолию Ивановичу указанной государственной услуги в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Требования Суворова Анатолия Ивановича к Отделу по вопросам миграции Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу <адрес> о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства, обязании устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловском областном суде через Первоуральский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>