Решение по делу № 2-304/2020 от 29.01.2020

Гражданское дело № 2-304\2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2020 года                                                      Краснодарский край, г. Апшеронск

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Бахмутова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацко А.П.

с участием сторон:

истцов Клементьевой Е.В., Клементьева М.Э.,

представителя ответчика Администрации Муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края Сапожниковой Л.С., действующей на основании доверенности от 13.01.2020 г.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князевой Н.А. действующей на основании доверенности от 28.02.2020 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Апшеронского районного суда Краснодарского края гражданское дело по иску Клементьева Михаила Эдуардовича, Клементьевой Елены Викторовны к администрации муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края,

УСТАНОВИЛ:

29.01.2020 г. Клементьев М.Э. обратился в Апшеронский районный суд с иском к администрации муниципальное образование Апшеронский район Краснодарский край (далее по тексту «Администрация») о признании за ним права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

         В обоснование доводов иска Клементьев М.Э. указал, что     распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 г. № 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края», в результате сильных дождей и ливней 24, 25 октября 2018 г., резкого подъема уровня воды в реках Краснодарского края и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края на территории Апшеронского района Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации.

В связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной подтоплением ливневыми дождями в Апшеронском районе 24, 25 октября 2018г., пострадало жилое помещение, расположенное по адресу: Краснодарский край Апшеронский район <адрес>, в котором Клементьев М.Э. проживала без регистрации и был вселен в него как член семьи собственника указанного жилого помещения Клементьевой Е.В.

Постановлением администрации МО Апшеронский район от 18.06.2019г. жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край Апшеронский район <адрес>, признан непригодным для проживания и включен в реестр жилых помещений, непригодных для проживания в результате чрезвычайной ситуации под .

В декабре 2019г. супруга истца Климентьева Е.В. обратилась в адрес Администрации с заявлением     о включении ее, так же членов ее семьи, в том числе Климентьева М.Э., в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на предмет получения ею мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

27.01.2020 г., рассмотрев заявление Клементьевой Е.В., ответчик отказал ей     во включении в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и соответственно в предоставлении собственнику жилого дома, в том числе и членам его семьи, мер социальной поддержи в объеме и порядке, предусмотренном действующим региональным законодательством, поскольку на момент ЧС Клементьев М.Э. не был зарегистрирован в     жилом доме, признанным на основании решения Администрации непригодным для проживания.

     Поскольку Климентьев М.Э. имеет право на получение указанной меры социальной поддержки в установленном законом объеме, последний просит суд признать его постоянно проживавшим на момент введения режима ЧС в жилом доме по адресу: Краснодарский край Апшеронский район <адрес>, признанном в установленном законом порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие сильных дождей и ливней в муниципальном образовании Апшеронский район 24, 25 октября 2018 года, а так же просит признать за собой право на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения и обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район включить ее в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальном образовании Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 03 июля 2015 года № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, обратив решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании собственник жилого помещения утраченного в результате ЧС, супруга истца - Клементьева Е.В. вступила в дело в качестве истца в порядке процессуального соучастия (ст. 40 ГПК РФ).

Клементьева Е.В., Клементьев М.Э. в судебном заседании заявленные требования поддержали, на удовлетворении иска настаивали в полном объеме, обратили внимание суда на то обстоятельство, что ранее решением Апшеронского районного суда        от 12.11.2018г. за Клементьев М.Э. было признано право на получение иных мер социальной поддержи в виде выплаты ему финансовой и материальной помощи, как пострадавшему в результате ЧС, при этом суд     при принятии решения пришел к выводу, что Клементьев М.Э. постоянно проживал в доме своей супруги, в том числе и на момент введения режима ЧС.

Представитель администрации МО Апшеронский район Краснодарского края Сапожникова Л.С. принятие решения по иску Клементьевой Е.В., Клементьева М.Э. оставила на усмотрение суда.

Представитель Министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Князева Н.А. возражала против удовлетворения иска Клементьевой Е.В., Клементьева М.Э., указав, что отсутствие регистрации Клементьева М.Э. в домовладении, признанном не пригодным для проживания, не порождает правовых оснований для включения его в соответствующие списки граждан на получение мер социальной поддержки, в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 г. № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций.

           Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Кабардинского сельского поселения     Апшеронского района Краснодарского края в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка при указанных обстоятельствах препятствием к разбирательству дела не является.

Выслушав доводы сторон, их представителей, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно преамбуле данного Федерального закона, его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 1 Федерального закона № 68-ФЗ, установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Согласно ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция) граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 24 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специализированный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что 24, 25 октября 2018 года в результате опасных метеорологических явлений в Краснодарском крае возникла чрезвычайная ситуация регионального характера (далее по тексту «чрезвычайная ситуация»), режим которой был введен распоряжением (постановлением) главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 года № 266-р. Согласно указанному правовому акту, территория муниципального образования Апшеронский район включена в зону чрезвычайной ситуации

В силу ч.1 ст.61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 г. № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций», граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - утраченные жилые помещения) на день ее возникновения (далее - граждане, лишившиеся жилого помещения) имеют право на получение мер государственной поддержки.

Меры государственной поддержки гражданам, лишившимся жилого помещения, предоставляются в одной из следующих форм: в натуральной форме - в виде строительства жилого помещения; в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее - социальная выплата).

Гражданами, лишившимися жилого помещения, признаются собственники указанных жилых помещений и члены их семей. К членам семьи собственника в целях настоящего Закона относятся его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители, внуки.

Размер социальной выплаты гражданам, лишившимся жилого помещения устанавливается статьями 3, 4 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 г. № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций», порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, утвержден постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. № 891.

В соответствии с пунктом 1 раздела 2 приложения к постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. № 891, списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае (далее - органы местного самоуправления), осуществляющими отдельные государственные полномочия Краснодарского края в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года № 3211-КЗ «О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по реализации мер государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций».

На основании п. 2 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. № 891, право на получение социальной выплаты имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации (далее - утраченные жилые помещения) на день ее возникновения (далее - граждане, лишившиеся жилого помещения):

1) собственники утраченных жилых помещений и члены их семей;

2) члены семьи собственника утраченного жилого помещения, если он постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанном жилом помещении. К членам семьи собственника утраченного жилого помещения в целях настоящего Порядка относятся его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители, внуки.

В силу требований п. 2 Главы 2 Общих положений Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. № 891 заявление о включении граждан, лишившихся жилого помещения, в список подается не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, предусматривающего решение о предоставлении мер государственной поддержки: гражданином - собственником утраченного жилого помещения; в случае если собственник утраченного жилого помещения постоянно не проживал в нем на день возникновения чрезвычайной ситуации - членами его семьи, постоянно проживавшими в указанных жилых помещениях, или их законными представителями; в случае смерти собственника утраченного жилого помещения, постоянно проживавшего в нем на день возникновения чрезвычайной ситуации, - членами его семьи, постоянно проживавшими в указанных жилых помещениях, или их законными представителями; в случае если утраченное жилое помещение принадлежало членам семьи на праве общей собственности - одним из членов семьи по согласию остальных членов семьи либо совместно.

Органы местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней со дня получения заявлений и документов, предусмотренных пунктом 3 раздела 2 настоящего Порядка, проверяют представленные документы на соответствие их требованиям настоящего Порядка и принимают решение о включении в список либо об отказе во включении в список, о чем уведомляют гражданина (п. 6 Главы 2 Общих положений Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 сентября 2015 г. № 891 ).

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу: Краснодарский край Апшеронский район, <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1\3 доли) ГОМО, ГОМО и ННН

Указанный юридический факт подтвержден выпиской из ЕГРН от 27.11.2019г.

ДД.ММ.ГГГГ. ННН вступила в брак с Клементьевым М.Э.

После заключения брака супругам присвоена фамилия Клементьевы.

Как следует из доводов иска, в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 г. в Апшеронском районе Краснодарского края произошло подтопление жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край Апшеронский район, <адрес> в котором истец Клементьев М.Э. проживал со своей семьей.

Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 12.11.2018г. Клементьев М.Э. признан постоянно проживающим     по адресу: Краснодарский край Апшеронский район, <адрес>, и на основании указанного судебного постановления за ним, как за пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края 24, 25 октября 2018 г., признано право на получение мер социальной поддержки по иным правовым основаниям.

В качестве ответчика по иску Клементьев М.Э. выступала администрация МО Апшеронский район.

В силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Постановлением администрации МО Апшеронский район от 18.06.2019г. «О признании жилых помещений, расположенных на территории муниципального образования Апшеронский район непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной циклоном, произошедшим на территории муниципального образования Апшеронский район 24 октября 2018 года, сопровождающимся обильными осадками и приведшим к подъему уровня воды в реке Пшиш», жилой дом, расположенный по адресу: Краснодарский край Апшеронский район, <адрес> признан непригодным для проживания, и включен в реестр таких домов за номером 3.

           Таким образом, судом установлено и подтверждено допустимыми доказательствами по делу, что Клементьев М.Э. постоянно проживал в жилом доме, расположенном по адресу: Краснодарский край Апшеронский район Апшеронский район, <адрес>, признанным в последствие в установленном законом порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территории населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальном образовании Апшеронский район 24, 25 октября 2018 г., и, следовательно, у него возникло право на получение мер социальной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения наравне с собственником жилого помещения Клементьевой Е.В.

Данное обстоятельство указывает на обоснованность требований истца, а совокупность представленных доказательств, находящихся в гражданском деле, при их оценке на предмет допустимости и относимости позволяет суду прийти к выводу об удовлетворении требований Клементьева М.Э. в данной части иска в полном объеме.     

Признание права Клементьева М.Э. на получение мер социальной поддержки и включения его в соответствующие списки граждан исключает препятствие для Климентьевой Е.В., как собственника жилого помещения, утраченного в результате ЧС на получение аналогичных мер социальной поддержки, путем включения ее в указанные списки наравне со своим супругом.

На основании ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой пострадавшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Клементьева Михаила Эдуардовича, Клементьевой Елены Викторовны к администрации муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края о признании права на получение мер социальной поддержки в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края удовлетворить.            

Признать гражданина Российской Федерации Клементьева Михаила Эдуардовича, ..., пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края 24, 25 октября 2018 года.

Признать право граждан Российской Федерации Клементьева Михаила Эдуардовича, ... пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район 24, 25 октября 2018 года, на получение мер социальной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Возложить на администрацию муниципальное образование Апшеронский район Краснодарского края обязанность включить Клементьева Михаила Эдуардовича и Клементьеву Елену Викторовну в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, происшедшей на территории муниципального образования Апшеронский район 24, 25 октября 2018 года, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствие с законом Краснодарского края от 03.07.2015 г. № 3210-КЗ в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                           А.В. Бахмутов

2-304/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клементьева Елена Викторовна
Клементьев Михаил Эдуардович
Ответчики
Администрация МО Апшеронский район
Другие
Администрация Кабардинского с/поселения
Министерство ГО и ЧС Краснодарского края
Суд
Апшеронский районный суд Краснодарского края
Судья
Бахмутов Алексей Васильевич
Дело на сайте суда
apsheronsk.krd.sudrf.ru
29.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2020Передача материалов судье
04.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.02.2020Предварительное судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее