№2-584/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Починок Смоленская область 5 ноября 2020 года
Починковский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего Ковалева В.Д.,
при секретаре Чурилиной Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тиманова В.Н. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Тиманов В.Н. обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование своих требований указал, что ** ** ** он был призван на военную службу. ** ** ** году он был уволен из вооруженных сил. ** ** ** году по ордеру № ** ему на семью, состоящей из трех человек была предоставлена ..., расположенная в ...-1, .... Указанное жилое помещение принадлежит Министерству обороны РФ. Постановлением мэра ... от ** ** ** № ** он с семьей из трех человек принят на учет для получения жилой площади по списку граждан, уволенных с военной службы по .... До настоящего времени жилым помещением он не обеспечен, субсидия ему не предоставлялась. В 2018 году он направил в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения территориального отдела Смоленской области –г.Смоленск» письмо в котором просил предоставить информацию о предоставлении жилого помещения либо выделения субсидии.
Из ответа следует, что в он едином государственном реестре военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации нуждающихся в получении жилой площади по договору социального найма не состоит. В отделении документы, свидетельствующие о признании его нуждающимся в жилых помещениях, квартирно- эксплуатационными органами Министерства обороны Российской Федерации не передавались.
Из ответа администрации ... № **-исх от ** ** ** следует, что Постановлением Администрации ... от ** ** ** № **-адм он был исключен из списка очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилье, как обеспеченный жилым помещением по адресу: ..., общей площадью ** ** **., в котором зарегистрирован вместе с сыном.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 11.11.2019 в удовлетворении иска по факту исключения из списка очередников ему отказано, по тем основаниям, что распоряжением Правительства РФ от ** ** ** № **-р из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов Федеральной службы безопасности исключен ....
Таким образом, Ленинским районным судом г.Смоленска установлено, что он пользуется спорным жилым помещением на условиях социального найма, и соответственно имеет право на приватизацию жилого помещения.
Просит признать за ним право собственности на занимаемую квартиру в порядке приватизации.
Определением суда от 14.10.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены: Департамент имущественных отношений МО РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (территориальное отделение, г.Смоленск).
Истец Тиманов В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель Министерства обороны Российской Федерации не явился, ответчик извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Представитель Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ не явился, ответчик извещен надлежащим образом, возражений не представлено.
Представитель ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен ответчик надлежащим образом.
Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (территориальное отделение, г.Смоленск) в судебное заседание не явился, извещен ответчик надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ч.ч. 3, 5 ст.167 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, обсудив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно требованиям ст. 61 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется на основании договора социального найма.
Частью 1 ст. 63 ЖК РФ определено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ст. 1. Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно абзаца 1, ст. 2. вышеуказанного закона, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ч. 1 ст. 4 указанного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В ст.6 вышеуказанного закона, закреплено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, Тиманов В.Н. проходил военную службу в вооруженных силах в период времени с ** ** ** по ** ** **, уволен из вооруженных сил по истечению срока военной службы и достижения предельного возраста, общая продолжительность военной службы составляет 27 лет, В период прохождения службы на основании ордера № ** от ** ** **, выданного КЭЧ ... Московского военного округа, истцу на семью из трех человек: (он, жена- Т.В.А., сын – Т.А.В.) предоставлена квартира, расположенная по адресу: ...-1, ....
До ** ** ** дом, в котором расположена спорная квартира, находился на территории закрытого военного городка. Постановлением Правительства РФ от ** ** ** N 349-р ... исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Квартира является государственной собственностью и относится к государственному жилищному фонду, статуса служебной не имеет. Она внесена в реестр Федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ФГУ Центрального территориального управления Имущественных отношений МО РФ за номером АЛ/09-9001 от ** ** **. Данное жилое помещение не приватизировано, принадлежит жилому фонду МО РФ.
Постановлением мэра ... от ** ** ** № ** Тиманов В.Н. с семьей из трех человек принят на учет для получения жилой площади по списку граждан, уволенных с военной службы по ....
Постановлением Администрации ... от ** ** ** № **-адм он был исключен из списка очереди граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилье, как обеспеченный жилым помещением по адресу: ..., общей площадью ** ** **
Согласно решению Ленинского районного суда ... от ** ** **, в удовлетворении иска Тиманову В.Н. к Администрации ... о восстановлении на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях отказано.
Дополнительным решением Ленинского районного суда ... от ** ** ** в удовлетворении требования Тиманова В.Н. к Администрации ... о признании незаконным постановления Администрации ... от ** ** ** № ** отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от ** ** ** решение Ленинского районного суда ... от ** ** ** оставлено без изменений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 данного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В соответствии со статьей 7 Закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Применение положений статьи 7 названного выше закона возможно в отношении граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде, который ранее принадлежал государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и был предоставлен гражданам в связи с наличием трудовых правоотношений с данными предприятиями (учреждениями), а впоследствии передан в собственность муниципального образования.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, действовавшее до издания Приказа Министра обороны РФ от 26.06.2000 N 334, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (пункт 7).
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Из положений ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Судом, установлено, что спорная квартира была предоставлена военнослужащему – Тиманову В.Н. в качестве служебного жилого помещения. На момент выдачи Тиманову В.Н. ордера на вселение, спорная квартира являлась ведомственным жилищным фондом Министерства обороны СССР, находилась на территории закрытого городка. Дальнейшее прекращение статуса военного городка не изменило статуса спорного жилья. Спорное жилое помещение являлось частью жилищного фонда закрытых военных городков, в муниципальной собственности это жилье не находится, является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений», поэтому в соотвествии с ч. 2 ст.4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» оно может быть приватизировано только с согласия собственника жилищного фонда или уполномоченного им органа.
Истцом не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства обращения к ответчику о решении вопроса приватизации спорного жилого помещения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания за истцом права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение не имеется. Поскольку спорная квартира является фактически служебным жилым помещением, согласия (распоряжения) собственника либо уполномоченного лица на приватизацию занимаемого истцом жилого помещения, не имеется. Проживание истца в жилом помещении и отсутствие на ордере отметки «служебный» не свидетельствует о наличии права на приватизацию, учитывая статус жилого помещения. Спорное жилое помещение могло быть предоставлено истцу только в качестве служебного для временного проживания на период работы в войсковой части, поскольку квартира располагалась на территории закрытого военного городка, и предназначалось для проживания военнослужащих..
Поэтому оснований полагать, что истец занимает спорное жилое помещение по договору социального найма, не имеется в связи с этим право на приватизацию квартиры, у истца отсутствует.
При этом суд исходит из того, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░