УИД 58RS0005-01-2024-000889-16
Производство № 2-589/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 августа 2024 года с. Бессоновка
Бессоновский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Рязанцевой Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Бессоновского района Пензенской области Калашниковой А.О.,
при секретаре Куликовой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского о возложении обязанности по оборудованию системами оповещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бессоновского района Пензенской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского, ссылаясь на то, что прокуратурой района в июне 2024 проведена проверка антитеррористической защищенности здания филиала МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в с. Александровка, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства. Проверкой было установлено, что здание образовательной организации филиала МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в с. Александровка, относящееся к четвертой категории опасности, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Просил обязать МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского установить в здании филиала МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в с. Александровка (местонахождение: <адрес>) системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с пп. «д» п. 24 Требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора Бессоновского района Пензенской области Калашникова А.О. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления образования Бессоновского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении начальник Управления Семенцов Ю.С. просил рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, находящиеся в материалах дела, и оценив все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей в числе прочего являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п. 15 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п.п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе, при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий а также должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Так, согласно п. 1 вышеуказанного правового акта, настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно- технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).
В соответствии с п. «д» п. 21 Требований минимизация возможных последствий и ликвидация угрозы террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе, посредством обеспечения технических возможностей эвакуации, а также своевременного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о порядке беспрепятственной и безопасной эвакуации из зданий (сооружений).
Согласно пп. «д» п. 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия в том числе, по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что в июне 2024 года прокуратурой района проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных организаций Бессоновского района, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства.
Проверкой было установлено, что здание образовательной организации филиала МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в с. Александровка, относящееся к четвертой категории опасности, не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
По результатам проверки составлен акт.
С учетом выявленных нарушений 14.06.2024 в адрес и.о. начальника Управления образования Бессоновского района внесено представление об устранении нарушений закона.
В письме от 14.06.2024 и.о. начальника Управления Семенцов Ю.С. подтвердил отсутствие систем оповещения на 15 объектах, в том числе в филиале МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в с. Александровка.
В ответе от 24.06.2024 и.о. начальника Управления Семенцов Ю.С. на представление указано на наличие выявленных прокуратурой нарушений и на привлечение к дисциплинарной ответственности виновного должностного лица.
Таким образом, судом установлено, что до настоящего времени нарушения антитеррористической защищенности здание филиала МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в с. Александровка, находящегося по адресу: <адрес>, не устранены, а именно образовательный объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что ответчиком не оспаривается.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу, что ответчиком надлежащим образом возложенная законом обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного объекта не исполняется, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд обязывает ответчика МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского установить в здании филиала МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в с. Александровка (местонахождение: <адрес>) системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с пп. «д» п. 24 Требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Указанный срок для принятия указанных мер, суд считает разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Бессоновского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского о возложении обязанности по оборудованию системами оповещения удовлетворить.
Обязать МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского установить в здании филиала МБОУ СОШ с. Вазерки им. В.М. Покровского в с. Александровка (местонахождение: <адрес>) системы оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в соответствии с пп. «д» п. 24 Требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, в течение десяти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Бессоновский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Рязанцева Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2024 года.
Судья Рязанцева Е.А.