Дело № 2а-200/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт.Южно-Курильск «18» ноября 2019 года
Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Мигаль О.И.,
при секретаре Теряговой В.В.,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании административное исковое заявление Клемс М.А. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
16 октября 2019 года административный истец Клемс М.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском.
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ее возбуждено исполнительное производство № о выселении, возбужденное на основании исполнительного листа <...>. На основании п.2 данного постановления ей назначен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копию постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства, она получила нарочно ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к начальнику МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области с заявлением о невозможности добровольно исполнить требования исполнительного производства по независящим от нее обстоятельствам и которые относятся к уважительным, и попросила продлить срок для добровольного исполнения. ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств вынес постановление о взыскании исполнительного сбора в размере <...> рублей, при этом указав, что ею не представлено доказательств уважительности причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок. Считает, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора. При наличии обстоятельств непреодолимой силы и причин, объективно препятствующих добровольному исполнению требований исполнительного документа, предусмотренных законом оснований взыскания исполнительского сбора не имеется. Указала, что оспариваемым постановлением нарушаются ее права и законные интересы должника в рамках исполнительного производства, поскольку на нее неправомерно возложена обязанность уплаты денежных средств.
Просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора в размере <...> рублей.
Административный истец Клемс М.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
Сторона административного ответчика – Управление ФССП по Сахалинской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области своего представителя в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены, возражений не представлено.
Заинтересованные лица <...> в судебное заседание своих представителей не направили, возражений не представлено.
В соответствии со статьей 151 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, заинтересованных лиц.
Согласно Постановления пленума Верховного Суда от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» по смыслу статьи 204 КАС РФ, в целях наиболее полной фиксации устной информации в ходе каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное судебное заседание), а также при совершении вне судебного заседания отдельного процессуального действия ведется аудиопротоколирование.
Аудиопротоколирование не осуществляется при неявке в судебное заседание или в место совершения процессуального действия участников судебного процесса, а также при совершении процессуального действия, рассмотрения административного дела (заявления, ходатайства) без извещения лиц, участвующих в деле (без проведения судебного заседания), так как в данных случаях информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется.
Изучив материалы дела, оценив все представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органов местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу части 1 статьи 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые интересы заявителя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное законодательство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для осуществления должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно статье 5 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Правила и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свободы и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализация законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Кодекса.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ст.112 Закона).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области возбуждено исполнительное производство № о выселении, возбужденное на основании исполнительного листа <...>.
На основании п.2 вышеуказанного постановления Клемс М.А. назначен 5- дневный срок для добровольного исполнения требований о выселении.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление УФССП по Сахалинской области о взыскании исполнительского сбора за № в сумме <...> рублей.
Из материалов дела следует, что Клемс М.А. обращалась к начальнику МОПС по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Сахалинской области с заявлением о невозможности исполнить решение суда, в связи с тем, что она <...>, имущественное положение не позволяет за короткий период, представленный для добровольного исполнения решения суда освободить занимаемое жилое помещение. Просила увеличить срок для добровольного выселения, и не выносить постановление о взыскании исполнительского сбора, так как исполнить решение суда не имеет возможности, вследствие непреодолимой силы.
В постановлении о взыскании исполнительского сбора судебный пристав указал, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не предоставлено должником.
В соответствии со статьей 112 Закона и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. № 13-П в качестве уважительных причин рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа.
К таким обстоятельствам относятся:
-непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство);
-предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, при обращении в суд не свидетельствуют о наличии непреодолимой силы, что согласно п.7 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 № 22-ФЗ «Об исполнительном производстве» могло бы освободить от уплаты исполнительского сбора.
Оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным не имеется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности исполнения должником требований исполнительного документа и что это вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
Отсутствие денежных средств не является уважительной причиной и непреодолимым чрезвычайным обстоятельством, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа.
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено судебным приставом в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого постановления соблюден, основания для принятия оспариваемого постановления имелись, содержание постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Руководствуясь статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░