К делу № 2-626/2024
УИД № 01RS0006-01-2024-000142-40
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
а. Тахтамукай 26 февраля 2024 года
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи Тимошенко О.Н.,
при секретаре Батове Р.Р.,
с участием помощника прокурора…
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Тахтамукайского района Республики Адыгея к администрации муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» об обязании администрации муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» путем обращения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имуществ в установленном законом порядке принять меры к регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Тахтамукайского района Республики Адыгея обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» об обязании администрации муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» путем обращения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имуществ в установленном законом порядке принять меры к регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги по <адрес>.
В обоснование требований истец указал, что Прокуратурой района в администрации муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» проведена проверка исполнения федерального законодательства при использовании муниципального имущества.
Выявлены факты отсутствия государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящихся на балансе муниципального образования.
Проведенной проверкой установлено, что на балансе администрации МО «Афипсипское сельское поселение» состоят автомобильные дороги по <адрес>.
В тоже время, в нарушение вышеуказанного законодательства указанные догори на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано.
Ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления обязанностей по регистрации права нарушает приведенные требования законодательства и может повлечь за собой бесконтрольное использование муниципального имущества, его повреждение либо утрату, а также иные негативные последствия, поскольку длительное непринятие мер по обязательной государственной регистрации права на закрепленное имущество не позволяет уполномоченным муниципальным органам своевременно и эффективно контролировать его состояние и использование по назначению, что может, в данном случае, привести к нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал свои исковые требования, просил удовлетворить.
Ответчик администрация муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, дело судом рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, установил следующее.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Тахтамукайского района в администрации муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» проведена проверка исполнения федерального законодательства при использовании муниципального имущества.
В результате проведенной проверки выявлены факты отсутствия государственной регистрации прав на объекты недвижимости, находящихся на балансе муниципального образования.
Согласно пп. 3, 22 ч. 1 ст. 14, ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, «находящимся в муниципальной собственности поселения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования, самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации; федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных
В соответствии с ч. ч. 3, 4, 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в ЕГРН единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, при отсутствии государственной регистрации соответствующего права, такое право не признается и не подтверждается государством.
Согласно ст. 2 Закона, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В силу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно ч. 6 ст. 1 Закона, государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона № 218-ФЗ органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно ст. 216 ГК РФ право собственности, хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам.
В связи с этим такие виды прав на недвижимое имущество как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, необходимые для обеспечения содержания дорог, возникают с момента их государственной регистрации (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В ходе судебного разбирательства установлено, что проведенной прокуратурой проверкой выявлено, что на балансе администрации МО «Афипсипское сельское поселение» состоят автомобильные дороги по <адрес>
При этом, в нарушение вышеуказанного законодательства указанные догори на кадастровый учет не поставлены, право собственности на них не зарегистрировано.
Таким образом, ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления обязанностей по регистрации права нарушает приведенные требования законодательства и может повлечь за собой бесконтрольное использование муниципального имущества, его повреждение либо утрату, а также иные негативные последствия, поскольку длительное непринятие мер по обязательной государственной регистрации права на закрепленное имущество не позволяет уполномоченным муниципальным органам своевременно и эффективно контролировать его состояние и использование по назначению, что может, в данном случае, привести к нарушениям законодательства о безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, установленных судом обстоятельств, суд считает требования прокуратуры Тахтамукайского района Республики Адыгея подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 195-198, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокуратуры Тахтамукайского района Республики Адыгея к администрации муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» об обязании администрации муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» путем обращения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имуществ в установленном законом порядке принять меры к регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги по <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования «Афипсипское сельское поселение» (ИНН №) путем обращения в орган государственной регистрации прав на недвижимое имуществ в установленном законом порядке принять меры к регистрации права муниципальной собственности на автомобильные дороги по <адрес>
Заявление об отмене заочного решения может быть подано ответчиком в Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.Н. Тимошенко