Дело № 2-1054/2024
УИД 74RS0043-01-2024-001787-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2024 года г. Чебаркуль Челябинской области
Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Белышевой В.В.,
при секретаре Негодиной А.В.,
с участием прокурора Зыкиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» о понуждении исполнить обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплоком», в котором просил признать незаконными бездействие муниципального унитарного предприятия «Теплоком» по выполнению требований федерального законодательства об организации и проведении производственного экологического контроля в процессе хозяйственной деятельности за качеством сбрасываемых сточных вод в водные объекты – озеро Табанколь и реку Коелга; возложить на МУП «Теплоком» обязанность с момента вступления судебного акта в законную силу обеспечить выполнение требований федерального законодательства об организации и проведении произведенного экологического контроля с регламентированной федеральным законодательством периодичностью в процессе хозяйственной деятельности в процессе контроля за качеством сбрасываемых сточных вод в водные объекты – озеро Табанколь и реку Коелга с привлечением аккредитованной лаборатории.
В обоснование требований указывал, что Челябинской природоохранной прокуратурой при осуществлении надзорных полномочий выявлены нарушения обязательных требований законодательства в сфере водопользования и охраны окружающей среды. МУП «Теплоком» нарушает правила водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водные объекты в процессе хозяйственной деятельности. Предприятие осуществляет сброс сточных вод в реку Коелга и озеро Табанколь по выпускам, расположенным на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ предприятием осуществлялся сброс сточных вод в водный объект реку Коелга в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Исследование качества сбрасываемых сточных вод выполняется с нарушением установленной периодичности проведения производственного экологического контроля по выпуску сточных вод в озеро Табанколь. Отсутствие контроля за качеством сбрасываемых сточных вод нарушает права и законные интересы жителей Чебаркульского муниципального района Челябинской области, а также создает угрозу загрязнения водных объектов.
В судебном заседании участвующий в деле старший помощник Чебаркульского горпрокурора Зыкина И.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.
Ответчик - муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил (л.д.109).
Третьи лица: Администрации Чебаркульского городского округа, Управление муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа, Министерства экологии Челябинской области о времени и месте слушания дела извещены, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили (л.дл.110,111,114).
Министерство экологии Челябинской области направило письменное мнение на иск, в котором указало, что в случае доказанности нарушения МУП «Теплоком» требований проведения производственного экологического контроля с установленной периодичностью при осуществлении производственного контроля в области охраны и использования водных объектов - реки Коелга и озера Табанколь (в том числе контроля за качеством сточных вод), требования, изложенные в исковом заявлении Челябинского природоохранного прокурора, подлежат удовлетворению (л.д.92-96).
Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, и на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Приказ № 109) утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее – ПЭК), сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе и сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Согласно п. 9 Приказа № 109 Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать: подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»; подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»; подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»; подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства».
Согласно пп. 9.2.1 Приказа № 109 программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим п. 9.2 Приказа № 109, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.
Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал (пп. 9.2.2 Приказа № 109).
Порядок контроля, отбора и анализа сточных вод регламентирован Постановлением правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Порядок учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и предоставление сведений об их качестве установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества».
В судебном заседании установлено, что на основании решения заместителя Челябинского природоохранного прокурора Челябинской природоохранной прокуратурой при осуществлении надзорных полномочий выявлены нарушения обязательных требований законодательства в сфере водопользования и охраны окружающей среды, допущенные МУП «Теплоком».
По результатам проверки установлено, что МУП «Теплоком» осуществляет деятельность по обеспечению населения и организаций Чебаркульсткого городского округа услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, нарушая при этом правила водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водные объекты в процессе хозяйственной деятельности.
МУП «Теплоком» осуществляет сброс сточных вод в реку Коелга, озеро Табанколь по выпускам, расположенным на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области.
В региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС), внесены следующие очистные сооружения МУП «Теплоком»:
- очистные сооружения канализации, расположенные на реке Коелга, (код объекта 75-0166-002131-П) присвоена II категория негативного воздействия (л.д.31).
- очистные сооружения канализации курорта «Кисегач» (код объекта 75-0274-004419-П) присвоена II категория негативного воздействия (л.д.33).
Пользование поверхностным водным объектом – озером Табанколь осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-21).
Пользование поверхностным водным объектом – рекой Коелга осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.22-26).
Пользование поверхностным водным объектом – рекой Коелга осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ № сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-30).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятием осуществлялся сброс сточных вод в реку Коелга в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, в связи с чем, МУП «Теплоком» привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 50000 рублей. Штраф оплачен. (л.д.50-54)
Кроме того, выявлено, что сточные воды МУП «Теплоком» в ДД.ММ.ГГГГ за период, истекший на момент проверки Челябинской природоохранной прокуратурой исполнения установленных природоохранным законодательством обязательных экологических требований, ДД.ММ.ГГГГ. сбрасываются в водные объекты – реку Коелга, озеро Табанколь с превышением установленных показателей максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, что было подтверждено результатами химического анализа проб воды. Также в нарушение норм законодательства МУП «Теплоком», осуществляя производственный контроль качества сбрасываемых сточных вод в части химических показателей, не имеет аккредитации (л.д.17).
В связи с выявленными нарушениями правил водопользования, МУП «Теплоком» ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 80000 рублей. Штраф оплачен (л.д.59-63).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МУП «Теплоком» нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, поэтому полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2024 ░░░░