Решение от 25.10.2024 по делу № 2-1054/2024 от 30.07.2024

Дело № 2-1054/2024

УИД 74RS0043-01-2024-001787-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 октября 2024 года г. Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Белышевой В.В.,

при секретаре Негодиной А.В.,

с участием прокурора Зыкиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплоком» о понуждении исполнить обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплоком», в котором просил признать незаконными бездействие муниципального унитарного предприятия «Теплоком» по выполнению требований федерального законодательства об организации и проведении производственного экологического контроля в процессе хозяйственной деятельности за качеством сбрасываемых сточных вод в водные объекты – озеро Табанколь и реку Коелга; возложить на МУП «Теплоком» обязанность с момента вступления судебного акта в законную силу обеспечить выполнение требований федерального законодательства об организации и проведении произведенного экологического контроля с регламентированной федеральным законодательством периодичностью в процессе хозяйственной деятельности в процессе контроля за качеством сбрасываемых сточных вод в водные объекты – озеро Табанколь и реку Коелга с привлечением аккредитованной лаборатории.

В обоснование требований указывал, что Челябинской природоохранной прокуратурой при осуществлении надзорных полномочий выявлены нарушения обязательных требований законодательства в сфере водопользования и охраны окружающей среды. МУП «Теплоком» нарушает правила водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водные объекты в процессе хозяйственной деятельности. Предприятие осуществляет сброс сточных вод в реку Коелга и озеро Табанколь по выпускам, расположенным на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ предприятием осуществлялся сброс сточных вод в водный объект реку Коелга в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Исследование качества сбрасываемых сточных вод выполняется с нарушением установленной периодичности проведения производственного экологического контроля по выпуску сточных вод в озеро Табанколь. Отсутствие контроля за качеством сбрасываемых сточных вод нарушает права и законные интересы жителей Чебаркульского муниципального района Челябинской области, а также создает угрозу загрязнения водных объектов.

В судебном заседании участвующий в деле старший помощник Чебаркульского горпрокурора Зыкина И.В. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Ответчик - муниципальное унитарное предприятие «Теплоком» при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил (л.д.109).

Третьи лица: Администрации Чебаркульского городского округа, Управление муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа, Министерства экологии Челябинской области о времени и месте слушания дела извещены, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили (л.дл.110,111,114).

Министерство экологии Челябинской области направило письменное мнение на иск, в котором указало, что в случае доказанности нарушения МУП «Теплоком» требований проведения производственного экологического контроля с установленной периодичностью при осуществлении производственного контроля в области охраны и использования водных объектов - реки Коелга и озера Табанколь (в том числе контроля за качеством сточных вод), требования, изложенные в исковом заявлении Челябинского природоохранного прокурора, подлежат удовлетворению (л.д.92-96).

Заслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, и на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

В соответствии со ст. 67 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Приказ № 109) утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля (далее – ПЭК), сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе и сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Согласно п. 9 Приказа № 109 Раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать: подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха»; подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов»; подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»; подраздел «Производственный контроль в области обращения с побочными продуктами производства».

Согласно пп. 9.2.1 Приказа № 109 программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод, предусмотренная абзацем третьим п. 9.2 Приказа № 109, должна содержать перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам, периодичность отбора и анализа проб сточных вод, места отбора проб, указание аттестованных методик (методов) измерений.

Периодичность отбора и анализа проб сточных вод для объектов I и II категорий при осуществлении сброса сточных вод устанавливается не менее одного раза в месяц, по показателю токсичности - не менее одного раза в квартал (пп. 9.2.2 Приказа № 109).

Порядок контроля, отбора и анализа сточных вод регламентирован Постановлением правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Порядок учета объема забора (изъятия) водных ресурсов и предоставление сведений об их качестве установлен Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.11.2020 № 903 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества».

В судебном заседании установлено, что на основании решения заместителя Челябинского природоохранного прокурора Челябинской природоохранной прокуратурой при осуществлении надзорных полномочий выявлены нарушения обязательных требований законодательства в сфере водопользования и охраны окружающей среды, допущенные МУП «Теплоком».

По результатам проверки установлено, что МУП «Теплоком» осуществляет деятельность по обеспечению населения и организаций Чебаркульсткого городского округа услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, нарушая при этом правила водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водные объекты в процессе хозяйственной деятельности.

МУП «Теплоком» осуществляет сброс сточных вод в реку Коелга, озеро Табанколь по выпускам, расположенным на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области.

В региональный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС), внесены следующие очистные сооружения МУП «Теплоком»:

- очистные сооружения канализации, расположенные на реке Коелга, (код объекта 75-0166-002131-П) присвоена II категория негативного воздействия (л.д.31).

- очистные сооружения канализации курорта «Кисегач» (код объекта 75-0274-004419-П) присвоена II категория негативного воздействия (л.д.33).

Пользование поверхностным водным объектом – озером Табанколь осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-21).

Пользование поверхностным водным объектом – рекой Коелга осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-26).

Пользование поверхностным водным объектом – рекой Коелга осуществляется на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-30).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предприятием осуществлялся сброс сточных вод в реку Коелга в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование, в связи с чем, МУП «Теплоком» привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 7.6 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 50000 рублей. Штраф оплачен. (л.д.50-54)

Кроме того, выявлено, что сточные воды МУП «Теплоком» в ДД.ММ.ГГГГ за период, истекший на момент проверки Челябинской природоохранной прокуратурой исполнения установленных природоохранным законодательством обязательных экологических требований, ДД.ММ.ГГГГ. сбрасываются в водные объекты – реку Коелга, озеро Табанколь с превышением установленных показателей максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, что было подтверждено результатами химического анализа проб воды. Также в нарушение норм законодательства МУП «Теплоком», осуществляя производственный контроль качества сбрасываемых сточных вод в части химических показателей, не имеет аккредитации (л.д.17).

В связи с выявленными нарушениями правил водопользования, МУП «Теплоком» ДД.ММ.ГГГГ привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 80000 рублей. Штраф оплачен (л.д.59-63).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что МУП «Теплоком» нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, поэтому полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2024 ░░░░

2-1054/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Челябинский природоохранный прокурор
Ответчики
МУП "Теплоком"
Другие
Министерство экологии Челябинской области
Администрация Чебаркульского городского округа
УМС администрации Чебаркульского городского округа
Суд
Чебаркульский городской суд Челябинской области
Судья
Белышева В.В.
Дело на сайте суда
chebar.chel.sudrf.ru
30.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2024Передача материалов судье
02.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2024Судебное заседание
25.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее