Дело № 2-343/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2020 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – Кунице Е.В.,
с участием прокурора – Кушнеровой О.А.,
представителя ответчика – Лемтюжниковой А.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Симферополя в интересах малолетнего ФИО1 в лице его законного представителя ФИО2 к Администрации г. Симферополя, Управлению жилищной политики Администрации г. Симферополя о признании нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, понуждении принять на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, понуждении предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке взамен признанного непригодным для проживания инвалида, по договору социального найма, с учетом имеющегося заболевания, третье лицо – ФИО3,
установил:
08.10.2019 года заместитель прокурора г. Симферополя в интересах малолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г. Симферополя о понуждении предоставить во внеочередном порядке для проживания инвалида благоустроенное жилое помещение, мотивируя исковые требования тем, что малолетний ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает в жилом помещении жилой площадью 48,7 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма, заключенного между Администрацией г. Симферополя и ФИО3 от 17.12.2019 года № 4792. Малолетний ФИО1 является ребенком-инвалидом, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида ему рекомендованы технические средства реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела. Постановлением Администрации г. Симферополя от 21.01.2019 года № 156 жилое помещение – <адрес> в <адрес> признано непригодным для проживания инвалида-колясочника в соответствии с п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, согласно которому отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Учитывая, что жилое помещение, в котором проживает ФИО1 признано непригодным для его проживания как инвалида, нуждающегося в технических средствах реабилитации, ввиду чего имеет право на получение жилого помещения вне очереди в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту и реконструкции, жилое помещение по договору социального найма предоставляется вне очереди. Уточнив исковые требования, прокурор просил признать несовершеннолетнего ФИО1, и его законного представителя ФИО2 нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма; обязать Администрацию г. Симферополя принять их на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма; обязать Администрацию г. Симферополя предоставить ФИО1 во внеочередном порядке взамен признанного непригодным для проживания инвалида жилого помещения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным техническим правилам и нормам, а также требованиям к жилому помещению, в котором проживает инвалид, использующий кресло-коляску, с учетом его заболевания, которое входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную площадь, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 30.11.2012 № 991н, в границах населенного пункта г. Симферополь.
Определением суда от 07.11.2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищной политики Администрации г. Симферополя Республики Крым.
Определением суда от 07.02.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ФИО3
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом, причин неявки не сообщила.
Помощник прокурора Кушнерова О.А. в судебном заседании поддержала исковые требования в части понуждения Администрации г. Симферополя принять ФИО1 и его законного представителя ФИО2 на учет в качестве нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма; обязать Администрацию г. Симферополя предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. В остальной части исковые требования не поддержала. Пояснила, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. Для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо 2 условия: 1) нуждаемость; 2) наличие заболевания, при котором лицо имеет право на получение жилого помещения вне очереди. Жилое помещение, в котором проживает несовершеннолетний ФИО1, страдающий заболеванием, которое входит в Перечень заболеваний, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 30.11.2012 года № 991н, признано непригодным для его проживания как инвалида, ввиду чего он имеет право на получение жилого помещения вне очереди.
Представитель ответчика Администрации г. Симферополя в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, и пояснила, что основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ и в силу пункта 3 части 1 статья 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в частности, инвалида-колясочника. Частью 2 статьи ЖК РФ определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Кроме того, принятие на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, осуществляется в рамках предоставления муниципальной услуги, получателями которой являются граждане, признанные малоимущими, и обратившиеся с соответствующим заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма Администрацией г. Симферополя. ФИО3 разъяснялось, что признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании соответствующих заявлений.
Представитель ответчика Управления жилищной политики Администрации г. Симферополя Республики Крым в судебное заседание не явился, предоставил аналогичные письменные возражения против иска, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом, причин неявки не сообщила.
Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным кодексом порядке.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
Судом установлено, что малолетний ФИО1 зарегистрирован и проживает в изолированном жилом помещении – <адрес>, состоящей из трех комнат, общей площадью 62,90 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, находящейся в муниципальной собственности, и предоставленной в бессрочное владение и пользование его семье на основании договора социального найма жилого помещения № 4792 от 17.12.2018 года, заключенного между Администрацией г. Симферополя и ФИО3 (л.д.27, 135-138).
ФИО1 является ребенком-инвалидом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, и ему рекомендованы технические средства реабилитации в виде кресла-коляски с ручным приводом с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела (л.д.10-25).
Постановлением Администрации г. Симферополя от 21.01.2019 года № 156 жилое помещение – <адрес> в <адрес> признано непригодным для проживания инвалида-колясочника в соответствии с п. 54 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47, согласно которому отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (л.д.8-9).
Учитывая вышеприведенные законоположения, право ФИО1 быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания его малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Законом Республики Крым от 6 июля 2015 года № 130-ЗРК/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений» (далее – Закон от 6 июля 2015 года № 130-ЗРК/2015) установлен порядок признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно статье 21 Закона от 6 июля 2015 года № 130-ЗРК/2015 признание граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии между указанным органом и многофункциональным центром.
Заявление о признании граждан малоимущими подписывается заявителем и всеми полностью дееспособными членами его семьи. Заявления о признании граждан малоимущими от имени недееспособных граждан подписываются их законными представителями.
Одновременно с заявлением о признании граждан малоимущими должны быть представлены:
1) паспорт гражданина Российской Федерации и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность всех членов семьи (удостоверение личности, свидетельство о рождении, другие установленные законодательством документы, устанавливающие личность);
2) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельства о рождении, о заключении брака, копии судебных решений о признании членами семьи заявителя иных лиц, указанных заявителем в качестве таковых, другие документы, подтверждающие состав семьи);
3) правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, находящиеся в собственности заявителя и членов его семьи;
4) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина за расчетный период, или копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенные налоговыми органами;
5) отчеты об оценке находящегося в собственности заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению имущества, указанного в части 1 статьи 19 настоящего Закона, составленные в соответствии с законодательством об оценочной деятельности не ранее шести месяцев до даты подачи заявления о признании граждан малоимущими.
По результатам рассмотрения заявления о признании граждан малоимущими и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, принимает решение о признании гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо решение об отказе в признании гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о признании граждан малоимущими либо решение об отказе в признании граждан малоимущими оформляется правовым актом органа, осуществляющего признание граждан малоимущими, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня подачи заявления о признании гражданина малоимущим и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов в орган, осуществляющий признание граждан малоимущими.
В случае представления гражданином заявления о признании гражданина малоимущим через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о признании граждан малоимущими либо решения об отказе в признании граждан малоимущими выдает или направляет гражданину, подавшему заявление о признании граждан малоимущими, копию указанного решения.
В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр копия решения направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан гражданином.
Между тем документы, подтверждающие право ФИО1 состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и Республики Крым, в материалы дела не представлены, малоимущим ФИО1 в установленном законом порядке не признан.
Вопрос о том, может ли ФИО1 и ФИО2 быть признанными нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, может быть проверен только при наличии акта органа, осуществляющего признание граждан малоимущими, по результатам рассмотрения соответствующего заявления.
Учитывая, что с таким заявлением ФИО2 в установленном законом порядке не обращалась, оснований для принятия их на соответствующий жилищный учет и предоставления по договору социального найма жилого помещения вне очереди, не имеется.
Проживание ребенка-инвалида в жилом помещении, признанном именно для него непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.