Решение по делу № 2а-2101/2018 от 24.08.2018

Дело № 2а-2101/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


18 сентября 2018 года             Московская область г. Воскресенск

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи          Ильина С.М.,

при секретаре судебного заседания     Пономаревой М.А.,

с участием адвоката                 Яковлевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Морозова Валерия Викторовича к судебному приставу-исполнителю Воскресенского РОСП УФССП России по Московской области Ерыгиной Ирине Александровне, УФССП РФ по Московской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам,     

УСТАНОВИЛ:

Морозов В.В. обратился в Воскресенский городской суд Московской области с уточненным административным иском к судебному приставу-исполнителю Воскресенского РОСП УФССП России по Московской области Ерыгиной И.А. и Воскресенскому РОСП УФССП России по Московской области о признании незаконным постановления о расчете задолженности по алиментам, вынесенного 20.08.2018 г., и отмене постановления.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в производстве судебного пристава-исполнителя Ерыгиной И.А. находится исполнительный лист от <дата>, на основании которого в отношении Морозова В.В. возбуждено исполнительное производство -ИП от <дата>.

20.08.2018 г. судебный пристав-исполнитель Ерыгина И.А. выдала ему постановление о расчёте задолженности по алиментам от 20.08.2018 г., согласно которому задолженность за период с 01.01.2015 г. по 31.03.2018 г. составляет 161 378,06 руб.

Не согласившись с данным расчётом, Морозов В.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

В ходе судебного разбирательства ненадлежащий ответчик Воскресенский РОСП УФССП России по Московской области заменен на УФССП России по Московской области.

Административный истец Морозов В.В. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о месте и времени его проведения, с учётом участия его представителя, дело рассмотрено в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца адвокат Яковлева Оксана Ивановна, действующая на основании доверенности (копия на л.д.27) и ордера (л.д.28), в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных уточненных требований по основаниям, изложенным в административном иске. Представила в материалы дела письменные пояснения по административному исковому заявлению (л.д.81-82), в которых указала, что при вынесении оспариваемого постановления судебный пристав-исполнитель превысила свои полномочия, самостоятельно изменив порядок исполнения решения суда, так как в резолютивной части решения суда, в нарушение требований ч.2 ст. 117 СК РФ, не указано об индексации суммы взысканных алиментов. Обратила внимание суда на то обстоятельство, что расчет задолженности судебным приставом-исполнителем был произведен в соответствии с письмом ФССП России от 16.06.2016 г. №00011/16/85969-АП, которое носит лишь рекомендательный характер. Также указала, что при вынесении оспариваемого постановления от 20.08.2018 г. судебный пристав-исполнитель вышел за пределы установленного ч.1 ст. 113 СК РФ трехлетнего срока с момента его вынесения, чем в любом случае неправильно определил итоговый размер задолженности. Просила применить срок исковой давности.

По мнению представителя административного истца, фактически задолженности по уплате алиментов за Морозовым В.В. не имеется, так как он добровольно их уплачивал путем передачи лично в руки взыскателю Лыгиной Ю.В., затем переводом через сбербанк, а в настоящее время производится удержание из зарплаты Морозова В.В.

Одновременно представила расчет индексации алиментов в твердой денежной сумме согласно п. 4 письма от 15.09.2016 г. №00011/16/85969-АП, которым установлен алгоритм расчета размера кратности алиментов в случае, если в исполнительном документе судом кратность не установлена.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Воскресенского РОСП УФССП России по Московской области Ерыгина И.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представила письменный отзыв на административный иск (л.д.71), согласно которому расчет задолженности Морозова В.В. по алиментам был ею произведен в соответствии с письмом ФССП России от 16.06.2016 г. №00011/16/85969-АП, т.е. является верным.

Представитель административного ответчика Воскресенского РОСП УФССП России по Московской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом о времени и месте его проведении, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие.

Заинтересованное лицо Лыгина Ю.В. в судебное заседание не явилась, извещёна надлежащим образом о времени и месте его проведении, ранее представила отзыв на административное исковое заявление (л.д.75-77), в котором указала на необоснованность заявленных Морозовым В.В. административных исковых требований.

Изучив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего:

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Как установлено в судебном заседании, решением мирового судьи от 10 февраля 2006 года с Морозова В.В. в пользу Лыгиной Ю.В. взысканы алименты на содержание сына ФИО9, <дата> года рождения, в размере 3 000 рублей ежемесячно, начиная с 10 января 2006 года до достижения ребенком совершеннолетия (л.д. 8). В соответствии с указанным решением взыскателю выдан исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство -ИП (копия на л.д. 33-70).

Постановлением от 20.08.2018 г. определена задолженность Морозова В.В. по алиментам по состоянию на 01.04.2018 г. в размере 161 378,06 руб.

Положениями ст. 113 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что взыскание алиментов за прошедший период на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа. В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов производится за весь период независимо от установленного п. 2 ст. 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока. Размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда. При несогласии с определением задолженности по алиментам судебным исполнителем любая из сторон может обжаловать действия судебного исполнителя в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.

Порядок определения задолженности по алиментным обязательствам регламентирован положениями статьи 102 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также нормами статей 113 и 117 Семейного кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 СК РФ, часть 2 статьи 102 Закона).

По общему правилу алименты взыскиваются в долевом отношении к заработку лица, обязанного платить алименты; при повышении минимального размера оплаты труда повышается заработная плата этого лица, следовательно, увеличивается сумма выплачиваемых алиментов; наряду с этим законодателем определены случаи и допускается взыскание алиментов в твердой денежной сумме; при этом поскольку лица, получающие алименты в долевом отношении от заработной платы плательщика алиментов, и лица, получающие алименты в твердой денежной сумме, должны быть в равной мере защищены от инфляции, законодателем предусмотрена в вышеуказанных нормах индексация сумм алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме.

Частью 1 статьи 102 Закона (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 года № 363-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», действующей на дату вынесения оспариваемого постановления) устанавливалось, что при повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты.

На основании ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации судебный пристав-исполнитель производит индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты. Размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами пункта 1 настоящей статьи, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума.

В разделе V Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов (утв. ФССП России 19.06.2012 г. № 01-16) разъяснен порядок расчета задолженности по алиментам, согласно которому расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением, вынесенным в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ. В рамках исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов судебному приставу-исполнителю необходимо производить расчет задолженности по алиментам с периодичностью не реже одного раза в квартал и оформлять соответствующим постановлением. При несогласии с размером задолженности по алиментам, определенным судебным приставом-исполнителем, любая из сторон, интересы которой нарушены, может обжаловать действия судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном действующим законодательством. При этом в соответствии с ч. 4 ст. 102 Закона сторона, интересы которой нарушены, вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности.

Порядок индексации размера алиментов (задолженности) определен п. 5.2. указанных Методических рекомендаций, согласно которому в соответствии с ч. 1 ст. 102 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ и п. 1 ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации в случае, если по решению суда алименты взысканы в твердой денежной сумме, судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, производящие удержание алиментов из заработной платы или иного дохода должника, производят индексацию алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, и определяется ежеквартально. Об индексации алиментов судебный пристав-исполнитель выносит постановление. При индексации алиментов судебному приставу-исполнителю в первую очередь необходимо установить величину прожиточного минимума по месту жительства лица, получающего алименты, с даты последнего увеличения прожиточного минимума. Затем судебный пристав-исполнитель определяет, какому количеству величин прожиточного минимума кратен размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме. Получившееся кратное число умножается на величину прожиточного минимума на момент расчета.

Аналогичный порядок индексации разъяснен и в Письме ФССП России от 16.06.2016 г. №00011/16/85969-АП, согласно которому индексация алиментов в твердой денежной сумме производится по формуле:

,

где К - кратность прожиточного минимума (0,5 прожиточного минимума, 2 прожиточных минимума, 3 прожиточных минимума и т.д.); В - величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или в целом по Российской Федерации; - сумма ежемесячных алиментов.

При этом кратность прожиточного минимума, в соответствии с указанными разъяснениями в случае, если она не установлена в исполнительном документе, рассчитывается по формуле:

,

где - твердая денежная сумма алиментов, установленная в исполнительном документе; В1 - величина прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленная в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, или в целом по Российской Федерации на момент вынесения судом решения о взыскании алиментов; К - кратность, в соответствии с которой производится индексация суммы алиментов, установленной в исполнительном документе в твердой денежной сумме.

Проверяя расчет индексации алиментов, произведенный судебным приставом-исполнителем в оспариваемом постановлении, суд находит его произведенным в соответствии с перечисленными формулами, т.е. соответствующим нормам действующего законодательства. Приходя к такому выводу, суд принимает во внимание доводы представителя административного истца о том, что у Морозова В.В. вообще отсутствует какая-либо задолженность по алиментам, однако считает их необоснованными, так как представленный в постановлении расчет произведен с учетом всех документально подтвержденных выплат алиментов, произведенных Морозовым В.В. Сумма задолженности по алиментам рассчитана судебным приставом-исполнителем с учетом того обстоятельства, что алименты Морозовым В.В. выплачивались не в полном объеме.

Расчет, представленный стороной административного истца (л.д.83) перечисленным формулам не соответствует, так как произведен с учетом изменяющейся кратности прожиточного минимума, что действующими правовыми нормами не предусмотрено.

В силу действующего законодательства индексация алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится независимо от того, указано ли в судебном акте (исполнительном документе) на возможность такой индексации, либо нет.

Таким образом, доводы представителя административного истца о том, что судебным приставом-исполнителем необоснованно применена индексация алиментов, так как в резолютивной части решения суда и в исполнительном документе отсутствовало специальное указание на ее применение, по мнению суда, так же несостоятельны.

Кроме того, суд критически оценивает доводы представителя административного истца о том, что, определив за должником размер задолженности за период с 01.01.2015 г., судебный пристав-исполнитель вышел за пределы срока, предусмотренного ч.1 ст. 113 СК РФ, так как указанной нормой предусмотрена возможность взыскания задолженности по алиментам за прошедший период на основании исполнительного листа в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа, но не предшествовавшего вынесению постановления о расчете задолженности по алиментам.

Установив перечисленные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения уточненных административных исковых требований, считает необходимым в их удовлетворении отказать.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Морозова Валерия Викторовича к судебному приставу-исполнителю Воскресенского РОСП УФССП России по Московской области Ерыгиной Ирине Александровне, УФССП РФ по Московской области об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по алиментам от 20.08.2018 года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2018 года.

Судья:              <данные изъяты>         С.М. Ильин

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2а-2101/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов Валерий Викторович
Морозов В.В.
Ответчики
Судебный пристав исполнитель Воскресенского РОСП Ерыгина Ирина Александровна
Другие
Лыгина Ю.В.
Лыгина Юлия Викторовна
Яковлева О.И.
Суд
Воскресенский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
voskresensk.mo.sudrf.ru
24.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
24.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
24.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
31.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2018[Адм.] Судебное заседание
11.09.2018[Адм.] Судебное заседание
18.09.2018[Адм.] Судебное заседание
19.04.2020Регистрация административного искового заявления
19.04.2020Передача материалов судье
19.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2020Подготовка дела (собеседование)
19.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Судебное заседание
19.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее