2-1686/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 декабря 2019 года г. Миллерово
Ростовской области
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Мишель Г.Б.,
при секретаре судебного заседания Серединой Н.Н.,
с участием представителя истца адвоката Шевцовой Е.Е.,
представителя ответчика Боковой Л.М.,
представителя МУ Управление образования Миллеровского района Ковалевой Е.А.,
представителя Отдела опеки и попечительства Администрации Миллеровского района Чеченевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Вороновой Галины Михайловны к Администрации Миллеровского района Ростовской области, третье лицо: Отдел опеки и попечительства Администрации Миллеровского района, о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Воронова Галина Михайловна обратилась в Миллеровский районный суд с исковым заявлением к Администрации Миллеровского района Ростовской области, третье лицо: Отдел опеки и попечительства Администрации Миллеровского района, о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма жилого помещения.
В обоснование исковых требований истцом указано, что на основании Типового договора № найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 01.03.2019 года, заключенного между МУ Управление образования Миллеровского района и ФИО3, гражданину было передано во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры общей площадью 28,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
В жилом помещении ФИО3 был зарегистрирован 06.03.2019 года.
13 апреля 2019 года ФИО3 заключил брак с Вороновой Галиной Михайловной.
Как член семьи нанимателя жилого помещения, с согласия собственника, Воронова Г.М. была зарегистрирована в жилом помещении адресу: <адрес> и вселилась в него. Вместе с Вороновой Г.М. в жилом помещении проживает ее малолетний ребенок - сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
21 мая 2019 года ФИО3 умер. После смерти супруга Воронова Г.М. с малолетним сыном продолжает пользоваться жилым помещением.
Администрация Миллеровского района уведомлением от 17.10.2019 года № отказала Вороновой Г.М. в удовлетворении ее заявления, зарегистрированного за № от10.10.2019 года о заключении с ней договора социального найма и предложила в срок до 01.11.2019 года освободить занимаемое жилое помещение.
Данным решением, по мнению истца, нарушаются не только ее права, но и малолетнего ребенка - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, так как в части жилищных прав дети следуют судьбе родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное (ч.2). В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения (ч. 3). В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 4).
С учетом положений закона, по мнению истца, между ней и Администрацией Миллеровского района усматривается спор о праве пользования жилым помещением и праве на заключение договора социального найма.
В связи с чем истец просила суд: признать за ней, Вороновой Галиной Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, а также обязать Администрацию Миллеровского района исключить жилое помещение по адресу: <адрес>, из специализированного жилищного фонда и заключить с ней, Вороновой Галиной Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, договор социального найма в отношении данного жилого помещения.
Истец Воронова Г.М. в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом уведомлена о времени и месте судебного заседания. В тексте искового заявления просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя адвоката Шевцовой Е.Е.
С учетом указанных обстоятельств, а также мнения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие истца в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца адвокат Шевцова Е.Е. в судебном заседании исковые требования Вороновой Г.М. поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснения дала в рамках искового заявления.
Представитель ответчика Администрации Миллеровского района Ростовской области Бокова Л.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что истец не была включена в типовой договор специализированного социального найма жилого помещения, в связи с этим не имеет права на данную жилую площадь.
Представитель Управления образования Миллеровского района Ковалева Е.А., а также представитель Отдела опеки и попечительства Администрации Миллеровского района Чеченева Е.И., в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав пояснение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторонам должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на обоснование своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд возбуждает гражданское дело по заявлению лиц, обратившихся за защитой своих прав, свобод и законных интересов.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебная защита осуществляется судами. Объектом защиты является нарушенное или оспоренное право.
В соответствии с п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществления правосудия» при рассмотрении дела, вытекающих из жилищных правоотношений, необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище ( ч.1 сит. 27, ч.1 ст. 40).
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Согласно ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.
Как установлено в судебном заседании 01 марта 2019 года с ФИО3 на основании Постановления Администрации Миллеровского района от 28 февраля 2019 года № «О предоставлении специализированных помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», был заключен типовой договор № найма специализированного жилого помещения (л.д.11-16), согласно которому наймодатель передал нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, закрепленное на праве оперативного управления на основании выписки из Единого государственного реестра от 13 февраля 2019 года №, состоящее из квартиры общей площадью 28,2 кв.м., 2 этаж, расположенной по адресу: Россия, <адрес>, для временного проживания в нем с правом оформления регистрации по месту жительства.
Согласно свидетельству о заключении брака от 13.04.2019 года (л.д.8) между ФИО3 и Вороновой Галиной Михайловной был заключен брак 13 апреля 2019 года.
21 мая 2019 года ФИО3 умер, о чем составлена запись акта о смерти №, что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
В соответствии с имеющейся в материалах дела справкой, выданной председателем совета микрорайона №, в <адрес>, проживает Воронова Г.М. (л.д.19), данный факт также подтверждается копией домовой книги (л.д.17-18).
Часть. 1 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые он занимали по данным договором.
Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ были введены части 3 и 4 ст. 109.1 ЖК РФ
В соответствии с ч.3 ст. 109.1 ЖК РФ в жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с ч. 4 ст. 109.1 ЖК РФ в случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
В п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обращено внимание судов на то, что вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ, влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре. Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования Вороновой Г.М. о признании права пользования жилым помещением и обязании заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.12.2019 ░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░░░░░░░ 30.12.2019 ░░░░.