УИД 63RS0№-82
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 апреля 2022 г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Т.А.Турбиной,
при секретаре судебного заседания Шкатовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Ботаевой Н.И. к Департаменту градостроительства г. о. Самара о признании незаконным распоряжения,
установил:
Ботаева Н.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В обоснование заявления указав, что истец является собственником земельного участка, площадью 520 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № № в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, площадью 39 кв.м. и принадлежащего истцу земельного участка, площадью 520 кв.в. отказано со ссылкой, что образуемым земельным участком территорию невозможно будет использовать рационально. Полагая причины отказа необоснованными, административный истец просит признать распоряжение № РД-29 от 13.01.2022 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать административного ответчика повторно рассмотреть вопрос о заключении соглашения о перераспределении земельного участка без проведения торгов, площадью 39 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 13.10.2021 Рыбаков А.А., заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дополнив, что истребуемый земельный участок, площадью 39 кв.м. в настоящее время используется истцом.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, согласно представленному письменному отзыву в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Ранее в судебных заседаниях представитель административного ответчика Кочергина Л.В., действующая на основании доверенности от 09.06.2021, выданной сроком на 1 год, позицию, изложенную в представленных возражениях поддержала в полнм объеме.
Заинтересованные лица, привлеченные судом в порядке ст. 47 КАС РФ Базарова А.И., Половинкин Е.Н. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с этим на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело без участия указанных выше лиц.
Заслушав пояснения стороны административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 указанной статьи).
Из содержания пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков приведены в пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 520 +/-8 кв.м, с разрешенным использованием: садоводство, категория земель земли населенных пунктов, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, 130 километр <адрес>, площадью 169 +/-5 кв.м и земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 338 +/-8 кв.м, с разрешенным использованием: под строительство индивидуального жилого дома, категория земель земли населенных пунктов.
Административный истец обратился в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 39 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 559 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара № РД-29 от ДД.ММ.ГГГГ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании п. 6 ст. 11. 9, пп. 11 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ по следующим причинам: согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, сведениям Управления Росреестра по Самарской <адрес>, между образуемым земельным участком и земельным участком, состоящем на государственном кадастровом учете с кадастровым номером № образуется территория, которую невозможно использовать рационально.
Подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ. Одним из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства, что закреплено пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ.
Как указано в пункте 6 статьи 11.9 ЗК РФ, образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным кодексом, другими федеральными законами.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) в соответствии с Решением Думы г.о. Самара от 29.12.2020 № 45 «О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в г.Самаре». В соответствии с топографическими сведениями Департамента испрашиваемый земельный участок частично расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций (газопровод) и полностью расположен в границах 3 пояса зоны санитарной охраны головного водозабора. Участок не расположен в границах красных линий, что подтверждается выпиской из ИСОГД г.о. Самара, представленной по запросу суда.
Из заключения кадастрового инженера ООО «ПКЦ Контур» А.Л. Зюзина от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного по заказу административного истца, следует, что при проведении обследования установлено, что местоположение границ земельного участка, образуемого путем перераспределения из земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности с кадастровым номером № определено по границам, закрепленным с использованием ограждения, являющимся одновременно фактической границей смежных земельных участков с кадастровыми номерами №. При проведении обследования установлено, что на местности между земельными участками с кадастровыми номерами № отсутствует какая-либо чересполосица, а вышеописанная территория входит в состав земельного участка с кадастровым номером № и может быть использована собственником указанного земельного участка рационально. На основании изложенного причины, указанные в распоряжении административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № РД-29 являются необоснованными, поскольку наличие территории, которую согласно распоряжению об отказе невозможно использовать рационально является следствием реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером №, поскольку на местности отсутствует какое-либо вклинивание, вкрапливание и чересполосица.
Таким образом, отказ в перераспределении земельных участков по мотиву разработки схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований, является незаконным.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: в том числе, имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Доводы административного ответчика о том, что образуемым земельным участком и земельным участком, состоящем на государственном кадастровом учете с кадастровым номером № образуется территория, которую невозможно использовать рационально, не подтверждаются материалами дела.
Согласно обстоятельствам административного дела, схема представленная истцом для утверждения содержит указание границ земельных участков, кроме того, свидетельствует об отсутствии изломанности границ, вклинивания, вкрапливания, ведущего к невозможности рационального использования земельного участка.
Вопреки требованиям закона административным ответчиком не представлено доказательств тому, что земельный участок будет невозможно рационально использовать по целевому назначению.
В свою очередь, административным истцом представлено суду заключение кадастрового инженера, выводы которого представителем Департамента не оспаривались.
Убедительных доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено.
Кроме того, административным ответчиком в оспариваемом распоряжении не указано, в чем конкретно выражается наличие препятствий к рациональному использованию земель при формировании испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, распоряжение не является мотивированным, фактически отказ административного ответчика носит формальный характер.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону, нарушает права и законные интересы административного истца, создает препятствия к их реализации, что является основанием для признания распоряжения незаконным.
Доводы административного ответчика, отраженные в письменном отзыве со ссылкой на утверждение о законности оспариваемого распоряжения ввиду наличия препятствующих рациональному использованию образуемого земельного участка, не нашли своего подтверждения, а потому не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.
С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░░ 13.01.2022 № ░░-29 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░ 2022