Решение по делу № 2а-1561/2022 (2а-7381/2021;) от 18.10.2021

Дело а-1561/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 марта 2022 года                                       <адрес>

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Ооржак А.М., при секретаре судебного заседания Очур-оол А.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> ФИО4 в интересах жителей дома к Мэрии <адрес>, Департаменту экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес>, Межведомственной муниципальной комиссии Мэрии <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о признании незаконным бездействия по принятию решения, изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках переселения (отселения) физических и юридических лиц в отношении жилого дома, признанного муниципальной межведомственной комиссией непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности принять решение, издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках переселения (отселения) физических и юридических лиц в отношении многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора <адрес> ФИО4, действуя в интересах жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Мэрии <адрес>, Межведомственной муниципальной комиссии Мэрии <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о признании незаконным бездействия по принятию решения, изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках переселения (отселения) физических и юридических лиц в отношении жилого дома, признанного муниципальной межведомственной комиссией непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности принять решение, издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках переселения (отселения) физических и юридических лиц в отношении многоквартирного дома.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО5 о нарушении ее жилищных прав. Согласно данным ЕГРН многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из 2 квартир площадью по 23 и 21,6 кв.м. Заключением муниципальной межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ дом признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. В нарушение приведенных требований закона мэрией <адрес> на основании указанного заключения до настоящего времени не принято решение и не издано распоряжение о дальнейшем использовании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, сроках отселения физических и юридических лиц. Вследствие бездействия органа местного самоуправления указанный дом не включен в республиканскую адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013 - 2022 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ , согласно разделу 1 которой объектом регулирования Программы является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Бездействие мэрии <адрес> по принятию решения и изданию распоряжения с указанием о дальнейшем использовании данного многоквартирного жилого дома влечет нарушение прав граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, на жилище, создает угрозу безопасности жизни и здоровья его жильцов, а также неопределенного круга лиц (лиц, временно пребывающих в данном доме, либо которые могут заселиться в него в последующем). Просит 1) признать незаконным бездействие мэрии <адрес> по принятию решения и изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении жилого <адрес> Республики Тыва, признанного муниципальной межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа «<адрес> Республики Тыва» аварийным и подлежащим сносу; 2) обязать Мэрию <адрес> Республики Тыва принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении жилого <адрес> Республики Тыва, признанного аварийным и подлежащим сносу.

В ходе производства к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Департамент экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес>, Межведомственная муниципальная комиссия Мэрии <адрес>, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Правительство Республики Тыва, в качестве заинтересованных лиц Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес>, ФИО1, ФИО2.

В судебном заседании помощники прокурора <адрес> ФИО6, ФИО7 поддержали административный иск, просили удовлетворить административные исковое требования по изложенным основаниям.

Представитель по доверенности административного ответчика Мэрии <адрес> ФИО8 просила отказать, поддержав доводы письменного возражения в деле, ссылаясь на то, что Правительство Республики Тыва на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан: Российской Федерации» утвердило государственную программу Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021-2025 годы" постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 616, которое включает в себя подпрограмма "Повышение устойчивости жилых домов, основных, объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва на 2021 - 2025 годы" (далее - Подпрограмма). В соответствии с паспортом Подпрограммы государственным заказчиком, координатором, а также ответственным исполнителем Подпрограммы выступает - Министерство строительства РТ (далее - Минстрой РТ). Органы местного самоуправления являются участниками по согласованию. Целями и задачами Подпрограммы являются - создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в республике; строительство новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмическое усиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны, Подпрограмма осуществляется за счет средств федерального 4889470,22 тыс. рублей и республиканского 49388,58 тыс. рублей бюджетов. В указанную Подпрограмму среди других многоквартирных домов включен многоквартирный дом по <адрес> который является аварийным и непригодным для проживания на основании акта и заключения уполномоченной комиссии. Согласно разделу III Подпрограммы Реализация Подпрограммы осуществляется с 2021 до 2025 годы. Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы станет завершение строительства объектов: "Строительство двух 120-квартирных жилых домов в восточном квартале <адрес>" (2022 и 2023 гг.); "Строительство двух общеобразовательных школ на 825 мест в <адрес>" (2022 и 2023 гг.). Таким образом, сроки отселения собственников помещений МКД по <адрес> ФИО1, ФИО2 будут определены распоряжением Правительства РТ в диапазоне 2022-2025 годы. Прокуратура <адрес>, подавая иск, имея на руках акт и заключение межведомственной комиссии по дому 11 <адрес>, не обосновывает конкретными нормами законодательства, в чем именно бездействие межведомственной комиссии и Мэрии. Также не приводит нормативных актов по признанию о бездействии Департамента архитектуры и Департамента экономики, не ссылается на какие-либо нормативные акты. Прокуратура в своим административном иске ссылается на общие нормы Жилищного кодекса РФ, п.8 ч.1 ст. 14, ч.4 ст. 15 ЖК РФ как раз-таки исполнены межведомственной комиссией в виде акта и заключения по признанию дома по <адрес> непригодным. Также Прокуратура ссылается на постановление Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 667, тогда как указанный дом в этом постановлении не значится. Иных доводов и ссылок на нормы права по бездействию ответчиков Прокуратурой <адрес> не приводится. Так как жилые помещения многоквартирного дома по <адрес> являются частной собственностью, а не муниципальной, не входят в муниципальный жилищный фонд, то межведомственная комиссия акт и заключение от 2011 года направила в Минстрой РТ для принятия решения в виде включения в различные федеральные, региональные программы по переселению, сейсмоусилению. Минстрой РТ в свою очередь, включает указанный дом в вышеуказанную Подпрограмму. Нормы Закона о том, что исключительно только орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ не имеется. При отсутствии такой нормы Закона признавать бездействие Мэрии <адрес> необоснованно и незаконно. Так как в многоквартирном доме не имеется муниципальных квартир, то решение принимает орган исполнительной власти РТ - Минстрой РТ, для этого он уже включил указанный дом в Подпрограмму с выделением финансирования из федерального и республиканского бюджетов. Соответствующие обновленные документы Правительством Республики Тыва в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1710, Подпрограммы по постановлению Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 616 уже направлены в Министерство строительства Российской Федерации. При наличии имеющихся документов и принятых нормативных актов обязывать Мэрию <адрес> указать сроки отселения и расселить, снести частный дом за счет средств местного бюджета необоснованно. Просит отказать в административном иске к Мэрии <адрес> Республики Тыва в полном объеме.

Представитель по доверенности административного соответчика Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес> ФИО9 просила в иске отказать, поддержав возражение на административное исковое заявление, согласно которому Правительством Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - ФИО10 с предложением о необходимых объемах бюджетных ассигнований на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в рамках мероприятия «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017г , на 659, 6269 млн. рублей и к указанному письму приложены копии актов обследования технического состояния жилых жомов, взамен которых предусматривается строительство двух многоквартирных домов в <адрес>, содержащих заключение нецелесообразности проведения мероприятий по сейсмоусилению по адресам в числе которых числится и многоквартирный дом по адресу: <адрес>, прилагается. Постановлением Правительства Республики Тыва от 09.12.2020г утверждена Государственная программа Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021-2025 годы», из паспорта указанной государственной программы видно, что государственным заказчиком - координатором и ответственным исполнителем программы выступает Министерство строительства и ЖКХ Республики Тыва. И в указанной программе Республики Тыва действует подпрограмма «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва на 2014-2020годы» Государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021-2025 годы», в которой также имеется паспорт, где основным государственным заказчиком - координатором и ответственным исполнителем подпрограммы выступает Министерство строительства и ЖКХ Республики Тыва. Правительством Республики Тыва была направлена заявка на предоставление субсидии от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, со стороны Мэрии <адрес> и Департамента экономики бездействия по возникшему спору не имеется, поскольку многоквартирный дом по <адрес> согласно письму Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ относится к перечню объектов сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно и вся документация, в том числе копии актов обследования технического состояния жилых домов,- взамен которых предусматривается строительство 2-х МКД в <адрес>, в числе которых числится и многоквартирный дом по <адрес> строительства и ЖКХ РФ и ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» для реализации указанной Государственной программы. Из смысла приложения к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем коммунальными, услугами граждан Российской Федерации" и паспорта Государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021-2025 годы», утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 09.12.2020г видно, что включение многоквартирного дома в список аварийных домов сейсмоусиление которых экономически нецелесообразно относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице Министерства строительства и Республики Тыва, а не органа местного самоуправления в лице Мэрии <адрес> и Департамента экономики. Таким образом, Департамент экономики полагает, что Прокуратуре <адрес> при рассмотрении данного спора необходимо обратить внимание на исполнимость решения суда, а именно по вопросу того, что сперва необходимо включить аварийный дом в ту или иную программу, а в данном случае в программу сейсмоусиления, поскольку снос и отселение граждан, проживающих в аварийных домах возможно только после включения их в программу сейсмоусиления, с учетом имеющихся доказательств по делу, а именно письма Правительства Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ и положений Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным, жильем коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017г. Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления полностью.

Представитель административного соответчика – Правительства Республики Тыва ФИО11 в судебном заседании пояснила, что Правительством Республики Тыва направлено в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предложение от от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств Республики Тыва по сейсмоусилению объектов в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 659,6269 млн. рублей, которым предложено включить в перечень объектов, в том числе жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>. В целях реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021 - 2025 годы». В связи с чем, направление предложения в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с указанием конкретного объекта капитального строительства не является безусловной гарантией софинансирования строительства данного объекта из федерального бюджета и его включения в подпрограмму «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Республики Тыва на 2014 - 2020 годы» государственной программы Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021 - 2025 годы». Несмотря на довод Мэрии <адрес> о том, что дом, находящийся по адресу: <адрес>, относится к частному жилищному фонду, т.е. находится в частной собственности, а не в муниципальной, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией Мэрии <адрес>. В связи с чем, Правительство республики не обладает полномочиями по принятию решения и изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках отселения лиц в отношении рассматриваемого дома. Просит отказать в удовлетворении исковых требований к Правительству Республики Тыва в полном объеме.

Административный соответчик Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ подал возражение на административное исковое заявление, указав, что согласно условиям республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес> на 2013-2021 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ , не предусмотрено расселение частных индивидуальных жилых домов, находящихся в аварийном состоянии расселению подлежат многоквартирные дома признанные аварийными и непригодными для постоянного проживания. В аварийном <адрес>, имеется 2 жилых помещения, имеющие самостоятельные выходы на отдельные земельные участки, прилегающие к каждому жилому помещению и не содержащие в себе элементы общего имущества собственников помещений, соответственно данные жилые помещения по законодательству считаются частными, что подтверждается выпиской из ЕГРН под жилыми помещениями по <адрес>. земельные участки находятся в собственности граждан под индивидуальную жилую застройку. В связи с вышеизложенным, включение домов <адрес> в действующую республиканскую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда республики, утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ , не представляется возможным. Министерство строительства Республики Тыва при реализации полномочий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда республики руководствуется положениями федерального законодательства и не может выйти за рамки установленных требований по реализации адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Принятие окончательного решения за Мэрией <адрес> — уполномоченного органа по расселению граждан из аварийного жилищного фонда. Просит отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства Республики Тыва в полном объеме.

Административные соответчики Межведомственная муниципальная комиссия Мэрии <адрес>, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва извещены надлежащим образом, представители не явились.

Заинтересованные лица Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии <адрес>, ФИО1, ФИО2, извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, признает возможным рассмотреть административный иск при установленной явке.

Выслушав объяснение сторон, рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, дом <адрес> площадью 44.1 кв.м. является жилым и многоквартирным, состоящим из двух квартир площадью 23 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО1, и площадью 21.6 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО2 (Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственной комиссией, созданной постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по заявлению заместителя начальника департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произведено обследование жилого дома по адресу: <адрес>, согласно которому, обследованный объект представляет собой деревянный одноэтажный <адрес> года постройки, бетонный фундамент, имеющий местами трещины, перекрытия – несущие-балки имеют перегибы от старости и усталости, практически все несущие деревянные конструкции отслужили свой нормативный срок. Стены имеют массовые недопустимые прогибы до 5,0 см, деформации фундамента, стен, несущих конструкций чердачного покрытия свидетельствуют об исчерпании их несущей способности вследствие старения и опасности обрушения дома в целом. Кроме того, проект, по которому строился дом, не предусматривает антисейсмические мероприятия, инженерные системы дома не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности, микроклимат жилых помещений (квартир) не соответствуют необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией дано заключение о том, что данный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Согласно ответу Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на заявление ФИО1, <адрес> Республики Тыва включен перечень ветхих домов и предусмотрен снос по городской целевой программе «Переселение граждан <адрес> из ветхого и аварийного жилищного фонда на 2008-2015 гг.». В связи с тем, что в программу входит 492 домов, она реализуется медленными темпами.

ДД.ММ.ГГГГ Мэрией <адрес> на обращение ФИО1 дан ответ , что вопрос о переселении из вышеуказанного дома будет осуществляться при непосредственной реализации плана переселения граждан <адрес> из аварийных жилых помещений. О сроках проведения переселения будет оповещена в установленном законном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Мэрией <адрес> на обращение ФИО1 предоставлен ответ о том, что при визуальном осмотре жилых помещений дома оснований для признания жилых помещений дома непригодными для проживания не зафиксировано, угрозы здоровью и жизни людей не установлено.

Согласно ответу Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля Мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1, многоквартирный <адрес> Республики Тыва признан аварийным, однако, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного (ветхого) жилищного фонда Республики Тыва 2013-2019 гг.

Согласно выписке из реестра аварийных домов , признанный аварийным многоквартирный <адрес> Республики Тыва не включен в программу переселения.

Из докладной записки заместителя прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мэрией <адрес> рассмотрено представление прокуратуры города по обращению ФИО1 и оно отклонено, поскольку данный жилой дом не является многоквартирным.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу пунктов 3 и 6 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В соответствии с пунктами 1, 8 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения № 47, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения № 47).

В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 данной статьи.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно пункта 1, 1.1 и 3 статьи 85 ЖК РФ и статье 86 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 1.1) жилое помещение подлежит изъятию в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Таким образом, расселение жильцов аварийного дома в силу статей 2 и 14 ЖК РФ отнесено к компетенции органа местного самоуправления, который в соответствии со статьями 32 и 85 ЖК РФ обязан выполнить процедуру, установленную в отношении собственников и нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилом доме.

В силу пункта 49 Положения № 47 определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения лиц, в нем проживающих, является компетенцией органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 3.3.51. Положения о департаменте экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> и предельной численности работников, утвержденного решением Хурала представителей г. Кызыла от 17.04.2019 N 36 Департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> в соответствии с возложенными на него задачами и функциями в порядке и пределах, установленных нормативными правовыми актами органов городского самоуправления <адрес>, осуществляет работу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского округа "<адрес> Республики Тыва" согласно адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда и федеральной целевой программе сейсмоусиления.

Согласно п.7.8. данного Положения, Департамент имеет в своем составе следующие структурные подразделения: отдел сопровождения переселения граждан из аварийного (ветхого) жилищного фонда.

На основании вышеизложенного, судом установлено, что по настоящее время Мэрий <адрес>, как органом местного самоуправления, с момента признания ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, не приняты меры дальнейшего использования данного дома, сроках отселения (отселения) граждан, и включению его в адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Республики Тыва.

Доводы Мэрии <адрес> о включении <адрес> Республики Тыва в государственную программу Республики Тыва "Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2021 - 2025 годы", подтверждающих доказательств материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлены. Довод о том, что в орган местного самоуправления не поступали заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, подлежат отклонению, поскольку муниципальная комиссия создана при мэрии <адрес>, ее председателем по должности является заместитель мэра <адрес> по строительству.

Доводы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ о том, что данный жилой дом не является многоквартирным, учитывая, что кроме того согласно Выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он значится многоквартирным, ничем не подтверждается, каких-либо доказательств суду не представлено, в связи с чем, суд находит их несостоятельными.

Частью 1.1 статьи 219 КАС РФ предусмотрено, что, если данным Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Поскольку прокурором фактически оспаривается бездействие административных ответчиков, связанное с решением, изданием распоряжения о дальнейшем использовании, сроках отселения физических и юридических лиц в отношении жилого <адрес> Республики Тыва, а из обстоятельств дела следует, решение в отношении аварийного дома не принято, его жильцы не расселены, то обязанность по совершению соответствующих действий органом местного самоуправления сохраняются, срок для обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, прокурором не пропущен.

Исходя из анализа применимых норм материального права, суд приходит к выводу, что органами местного самоуправления, обязанными выполнять требования статьи 32 ЖК РФ, являются мэрия <адрес> и департамент экономики как структурное функциональное подразделение мэрии <адрес>, поскольку именно департамент экономики в соответствии с возложенными на него задачами и функциями осуществляет работу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда городского округа «<адрес> Республики Тыва», также в его структуре имеется отдел сопровождения переселения граждан из аварийного (ветхого) жилищного фонда (пункты 7.8 и ДД.ММ.ГГГГ Положения о департаменте экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> и предельной численности работников, утвержденном решением Хурала представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ).

Муниципальная комиссия не является надлежащим административным ответчиком по исковым требованиям прокурора о принятии мер к расселению граждан, поскольку муниципальной комиссией свои обязанности и полномочия, предусмотренные Положением и касающиеся признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, выполнены и реализованы.

Таким образом, надлежащими административными ответчиками по иску заместителя прокурора с учетом предмета и основания заявленных административных исковых требований являются мэрия <адрес> и департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>.

Таким образом, административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО4 подлежит удовлетворению в части требований к Мэрии <адрес> и Департамента экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, мэрия <адрес> и департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес>, являющиеся органом местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины и не могут быть отнесены к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 227 КАС РФ, суд

решИл:

административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> ФИО4 в интересах жителей дома к Мэрии <адрес>, Департаменту экономики и имущественных отношений Мэрии <адрес>, Межведомственной муниципальной комиссии Мэрии <адрес>, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва о признании незаконным бездействия по принятию решения, изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках переселения (отселения) физических и юридических лиц в отношении жилого дома, признанного муниципальной межведомственной комиссией непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, возложении обязанности принять решение, издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках переселения (отселения) физических и юридических лиц в отношении многоквартирного дома, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие мэрии <адрес> Республики Тыва, департамента экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> по принятию решения, изданию распоряжения о дальнейшем использовании, сроках отселения (отселения) физических и юридических лиц в отношении жилого <адрес> Республики Тыва, признанного аварийным, подлежащим сносу.

Обязать мэрию <адрес>, департамент экономики и имущественных отношений мэрии <адрес> принять решение и издать распоряжение о дальнейшем использовании, сроках отселения (отселения) физических и юридических лиц в отношении жилого <адрес> Республики Тыва.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 07 апреля 2022 года.

Судья                                                   А.М. Ооржак

2а-1561/2022 (2а-7381/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г. Кызыла Ховалыг И.Р.
Ответчики
Мэрия г.Кызыла
Департамента экономики и имущественных отношений Мэрии г. Кызыла.
Правительство РТ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ
Межведомственная муниципальная комиссия Мэрии г. Кызыла
Другие
Ломакина Лидия Иннокентьевна
Шожул Людмила Салчаковна
Департамент архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии г.Кызыла
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Ооржак Асель Монгун-ооловна
Дело на сайте суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
18.10.2021Регистрация административного искового заявления
18.10.2021Передача материалов судье
21.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2021Судебное заседание
15.12.2021Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее