Судья Пархоменко А.И. Дело 33а-14601/2018
А-3.021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2018 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в
составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Мирончика И.С.
при секретаре Копейкиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Болнакова В.В. к администрации города Норильска Красноярского края об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия
по апелляционной жалобе Болнакова В.В.
на решение Норильского городского суда Красноярского края от 12 июля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Болнаков В.В. обратился с указанным административным иском.
Требования мотивированы тем, что 02.07.2018г. Болнаков В.В. подал администрации города Норильска Красноярского края уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга. 04.07.2018 им, как организатором публичного мероприятия, получен отказ в согласовании митинга. Отказ в согласовании проведения публичного мероприятия незаконен, поскольку в силу ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. Поскольку ограничения, установленные указанной статьей закона, в отношении Болнакова В.В. отсутствовали, административный ответчик не имел права отказывать в согласовании публичного мероприятия.
Болнаков В.В. просил признать незаконным отказ администрации г.Норильска Красноярского края в согласовании проведения публичного мероприятия.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Болнаков В.В. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, настаивал на доводах, изложенных в административном иске, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной оценки.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Норильска Красноярского края по доверенности Фефелова А.М. просила оставить без изменения решение суда, как постановленное в соответствии с требованиями закона.
Признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлены обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия.
Одной из таких обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям названного Федерального закона (пункт 2 части 1 статьи 12).
Кроме того, к указанным обязанностям относится обеспечение в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (пункт 5 части 1 статьи 12).
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с названным Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко", понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Из материалов дела усматривается, что 2 июля 2018г. Болнаковым В.В., как организатором митинга, Молоносовым А.Д. и Якимцевым Д.О. в администрацию г. Норильска Красноярского края подано уведомление о проведении 15 июля 2018 года с 17 до 20 часов митинга с предполагаемым количеством участников до 800 человек с целью "Выступление против принятия закона о повышении пенсионного возраста". В качестве места проведения публичного мероприятия указана Театральная площадь возле Норильского заполярного театра драмы имени Вл. Маяковского(г.Норильск, Ленинский пр-т,34).
Письмом администрации г. Норильска Красноярского края от 04.07.2018г. № 038/1-526 Болнаков В.В. уведомлен о том, что на указанное в уведомлении дату и время проведения митинга во всех общественных местах города с массовым нахождением граждан будут проводиться публичные мероприятия, ранее заявленные другими организаторами с другими целями, поэтому администрация г.Норильска не может согласовать публичное мероприятие в связи с отсутствием свободных площадок с указанной нормой заполняемости.
По смыслу статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Указанные меры не лишают организатора публичного мероприятия возможности дальнейшего взаимодействия с органом публичной власти в целях согласования проведения публичного мероприятия.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обстоятельство направления административным ответчиком организаторам публичного мероприятия обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения запланированного митинга либо наличие оснований для отказа в его согласовании, предусмотренных частью 3 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Судебная коллегия считает, что администрацией г.Норильска Красноярского края не выполнена обязанность по направлению организаторам публичного мероприятия предложения с указанием возможного времени проведения упомянутого выше митинга и (или) конкретного места, в котором допускается проведение данного публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественного порядка и безопасности граждан при проведении публичного мероприятия (пункт 5 части 1 статьи 12).
Исходя из содержания части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" после получения уведомления о проведении публичного мероприятия орган исполнительной власти обязан предложить организатору публичного мероприятия не только устранить определенные несоответствия, но также изменить место и (или) время его проведения.
Обоснованных предложений об изменении места и (или) времени проведения митинга письмо заместителя главы г.Норильска Тимофеева Н.А. от 4 июля 2018г. не содержит, что свидетельствует о незаконности оспариваемого решения и нарушении административным ответчиком права Болнакова В.В. на проведение митинга.
Ссылка административного ответчика на отсутствие свободных площадок в г.Норильске, по мнению судебной коллегии, не освобождает администрацию г.Норильска Красноярского края от выполнения приведенных выше требований Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Допущенная ошибка в применении норм материального права повлекла принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможны восстановление и защита прав и законных интересов административного истца.
В таком положении решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о признании оспариваемого решения незаконным.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Норильского городского суда Красноярского края от 12 июля 2018 года отменить, постановить новое решение, которым признать незаконным решение администрации города Норильска Красноярского края от 4 июля 2018г. об отказе в согласовании Болнакову В.В. проведения 15 июля 2018г. публичного мероприятия в форме митинга.
Председательствующий
судьи: