№ 2-825/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 августа 2018 года г. Зеленогорск
Зеленогорский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петуховой М.В., при секретаре Суровой О.В., с участием истца Меркуловой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Меркуловой Нины Ивановны к кооперативу автолюбителей № о включении гаража в наследственную массу и признании права собственности на гараж,
УСТАНОВИЛ:
Меркулова Н.И. обратилась в суд с указанным иском и просит включить в наследственную массу гараж № общей площадью 18,2 кв.м, расположенный по адресу: № № кооператива автолюбителей №, оставшийся после смерти Меркулова А.И., и признать за ней право собственности на указанный гараж в порядке наследования. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер её муж Меркулов А.М., который являлся собственником вышеназванного гаража. Данный гараж был предоставлен ее мужу решением исполкома трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором отсутствовали номера участков. После смерти мужа истец фактически приняла наследство, пользуется указанным гаражом, оплачивает членские взносы. По причине отсутствия землеотводных документов на земельный участок под гаражом истец не может вступить в наследство и оформить право собственности.
Представитель ответчика потребительского кооператива автолюбителей № Ожерельев В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором против удовлетворения заявленных требований не возражал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители третьих лиц Администрации ЗАТО г.Зеленогорска, нотариуса Зеленогорского нотариального округа Красноярского края Зуева Д.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.
Представителем Администрации ЗАТО г.Зеленогорска Полтавец И.В., действующей на основании доверенности, представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в решении исполкома трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ №, на которое ссылается истец, не содержится данных о номерах гаражей и о выделении земельного участка Меркулову А.М., в Администрацию ЗАТО г. Зеленогорск с заявлением о предоставлении земельного участка под гаражом он не обращался, права на земельный участок под гаражом не оформлял в установленном земельным законодательством порядке. Земельный участок, на котором расположен гараж, находится в территориальной зоне объектов автотранспорта «П-3», в которой согласно разделу 2.16 Правил землепользования и застройки г. Зеленогорска, утвержденных решением Совета депутатов ЗАТО г. Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №р, объекты гаражного назначения относятся к основному виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, для которых установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: площадь земельного участка - от 6 кв. метров до 54 кв. метров; предельное (максимальное) количество этажей – 2; максимальный процент застройки в границах земельного участка - 100 процентов. В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года истцом должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Истец Меркулова в судебном заседание поддержала заявленный иск по основания, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что гараж был построен силами и средствами ее умершего супруга.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признании права.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.ст. 1152, 1153 Гражданского кодекса РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указано, что наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
В соответствии с п. 1 ст. 218, ст. 219 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу положений ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22, учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Как следует из материалов дела, решением исполкома городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении земельных участков для строительства индивидуальных гаражей в квартале №» закреплены выделенные участки в размере 18 кв.м. за каждым владельцем индивидуального гаража согласно прилагаемому списку.
Согласно информации, представленной Администрацией ЗАТО г. Зеленогорска ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением главы Администрации города Зеленогорска от ДД.ММ.ГГГГ №-р в название решения внесены изменения, в соответствии с которыми слова «в квартале №» заменены словами «на автоплощадке № кооператива автолюбителей №».
В приложенном к решению списке владельцев индивидуальных гаражей не содержится данных о номерах гаражей и о Меркулове А.М.
Таким образом, доказательства выделения Меркулову А.М. в установленном законом порядке земельного участка №, расположенного на территории автоплощадки № потребительского кооператива автолюбителей №, суду не представлены.
Как следует из объяснений истца и приложенных к иску документов Меркуловым А.М. своими силами и за счет собственных средств в 1972 году был построен гараж №а, перерегистрированный на гараж № в 1975 году.
По данным Зеленогорского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» гараж №а, перерегистрированный на гараж №, расположенный по адресу: № № кооператива автолюбителей №, ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по праву личной собственности за Меркуловым А.М. на основании решения исполкома городского Совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге 19-07-08 за №, что подтверждается копиями регистрационного удостоверения, схематического плана, справок Зеленогорского отделения Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», кооператива автолюбителей №.
Согласно техническому паспорту сооружения, составленному ДД.ММ.ГГГГ, застроенная площадь гаража составляет 20 кв. м, площадь гаража 18,2 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО12. умер, что подтверждается свидетельством о смерти II-БА № от ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой № кооператива автолюбителей № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Меркулов А.М. состоял членом кооператива автолюбителей №, расположенного по адресу: г. Зеленогорск, <адрес>, №, ему принадлежал гараж № на автоплощадке №, долгов за гаражом № перед кооперативом не имеется.
Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость гаража №, расположенного на автоплощадке № кооператива автолюбителей №, составляет 40000 рублей, конструкции построенного Меркуловым А.М. гаража: ж/бетонные ребристые плиты, 1 дощатая стена, асбоцементная крыша, дощатые полы, деревянные распашные ворота, обшитые металлом, находятся в нормальном физическом состоянии, пригодны к использованию по функциональному назначению без проведения капитального ремонта.
Из письменной консультации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГКУ «Специальное управление ФПС № МСЧ России», следует, что нарушений требований норм и правил пожарной безопасности гаража №, расположенного по адресу: г. Зеленогорск, автоплощадка №, потребительский кооператив автолюбителей №, не выявлено.
Согласно сообщению Межрегионального управления № ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ № гараж № автоплощадки № кооператива автолюбителей № находится за пределами жилой зоны, что отвечает требованиям СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» с изменениями № СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-08, изменениями № СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-09, изменениями № СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-10. Вопросы устройства и оборудования индивидуальных гаражей действующими нормативными документами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия не регламентируются, выдача санитарно-эпидемиологического заключения не предусмотрена.
Учитывая, что судом не установлено нарушения каких-либо технических регламентов, санитарных норм и правил, противопожарных норм при строительстве гаража, сохранение объекта недвижимости не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно материалам наследственного дела № после Меркулова А.М., представленного нотариусом Зеленогорского нотариального округа Зуевым Д.А., свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ единственным наследником умершего Меркулова А.М., принявшим после него наследство, является его супруга Меркулова Н.И.
Из материалов дела усматривается, что истец Меркулова Н.И. обращалась в Зеленогорское отделение Восточно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» с заявлением о постановке гаража на государственный кадастровый учет (далее – ГКУ) и получении сведений из ЕГРН на спорный гараж, в ответе на которое ей предложено обратиться в суд для признания права собственности на гараж в порядке наследования и на основании решения изготовить технический план, так как решение суда является единственным основанием для постановки объектов недвижимости на ГКУ без оформления земельных участков.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в настоящий момент оформить землеотводные документы на участок под спорным гаражом невозможно по причине смерти правообладателя гаража; общая площадь застройки не превышает предельные параметры разрешенного строительства, установленные Правилами землепользования и застройки г. Зеленогорска для индивидуальных гаражей, земельный участок под гаражом не зарезервирован для муниципальных нужд и не предоставлен под строительство другому лицу; к моменту смерти Меркулов А.М. на законных основаниях являлся собственником вышеуказанного гаража, членом указанного кооператива, пользовался гаражом по назначению с момента его постройки; гараж соответствует строительным, санитарным и противопожарным нормам, не создает угрозу жизни и здоровью граждан; истец Меркулова Н.И. приняла наследство после смерти супруга Меркулова А.М., открыто и непрерывно пользуется и владеет спорным гаражом; правопритязаний третьих лиц на данный гараж судом не установлено, право истца подлежит защите путем признания права собственности на гараж в порядке наследования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ № ░░░░░░░░ 18,2 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: № № ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.