РЕШЕНИЕ
по делу №
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Киришский городской федеральный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Мельниковой Е.А.,
при секретаре Гороховой М.С.,
с участием административного истца Мельниковой С.А., представителей административного ответчика Резинкина И.Е. (решение Совета депутатов МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), Ивановой Н.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мельниковой С.А. к муниципальному образованию Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> о признании решения органа местного самоуправления незаконным,
установил:
Мельникова С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к муниципальному образованию Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> о признании решения органа местного самоуправления незаконным ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом и МП «ККП Будогощь», действующим от имени Административного ответчика был заключен договор социального найма жилого помещения № в соответствии с которым наймодатель передал административному истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из <данные изъяты>-х комнат в квартире общей площади <данные изъяты> кв. м., в том числе <данные изъяты> жилой <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м. по адресу: г.<адрес> для проживания в нем. До настоящего времени Административный истец проживает в указанном жилом помещении не нарушая условий договора социального найма. ДД.ММ.ГГГГ Административным ответчиком было вынесено Распоряжение №р об отмене распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении договора социального найма» и расторжении договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с нарушением порядка заключения договора социального найма. Просит признать незаконным распоряжение Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении договора социального найма» и расторжении договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с нарушением порядка заключения договора социального найма; обязать административного ответчика отменить распоряжение Администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ и уведомить Административного истца и суд об отмене в 30-ти дневной срок.
Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.
Представители административного ответчика - администрации муниципального образования Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> в судебном заседании против удовлетворения требований возражали по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление (л.д. 45-48).
Заинтересованное лицо - Муниципальное предприятие " Комбинат коммунальных предприятий городского поселка Будогощь муниципального образования Будогощское городское поселение» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило, ранее предоставляло отзыв на административное исковое заявление, согласно которому против удовлетворения заявленных требований не возражает, просит рассматривать без его участия (л.д.41, 42).
При таких обстоятельствах суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право гражданина на обращение в суд с требованием об оспаривании решений, действий органа местного самоуправления, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.
В ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22 марта 2012 года N 486-О-О, от 29 января 2015 года N 140-О).
В этой связи, решения органов и должностных лиц местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты), а сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.
Согласно ч. 1 с. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривалось, чтоДД.ММ.ГГГГ МП «Комбинат коммунальных предприятий городского поселка Будогощь муниципального образования Киришский муниципальный район», действующий от имени собственника жилого помещения МО «Киришский муниципальный район», именуемый в дальнейшем наймодатель,и Мельникова С.А., именуемая в дальнейшем наниматель, заключили договор коммерческого найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-75)
Согласно п. 1 договора Наймодатель сдает, а Наниматель принимает в срочное возмездное владение и пользование квартиру, расположенную по адресу: г.<адрес>, совместно с нанимателем для использования в целях проживания в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: Мельников А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Мельникова К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Срок найма жилого помещения устанавливается на <данные изъяты> лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Мельникова С.А. написала заявление на имя главы администрации Будогощского городского поселения Резинкина И.Е., которым просила заключить с ней договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> связи с тем, что по данному адресу зарегистрированы и фактически проживают она и члены её семьи (л.д. 76).
ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссией по жилищным вопросам администрации Будогощского городского поселения Мельниковой С.А. было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании п.п.2 п.1 ст.54 ЖК РФ (л.д.83-84).
Распоряжением Администрации МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Мельниковой С.А. было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с тем, что она не была признана нуждающейся в жилых помещениях по ст. 49, 51 ЖК РФ (л.д. 79).
ДД.ММ.ГГГГ заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Мельникова С.А. просила принять её и членов её семьи: сына-Мельникова А.В., внука-Мельникова Д.А., дочь-Лютую К.В., внука-Лютого П.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении из жилищного фонда социального найма (л.д.80-82).
ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссией по жилищным вопросам администрации Будогощского городского поселения Мельниковой С.А. было отказано в заключении договора социального найма в связи с тем, что она не признана нуждающейся (л.д.77-78).
Распоряжением Администрации МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Мельниковой С.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся отказано в связи с отсутствием оснований п.п. 2 п. 2 ст. 54 ЖК РФ (л.д. 85).
Согласно протоколу № общественной комиссией по жилищным вопросам администрации МО Будогощское городское поселение ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос, в том числе, о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Лютой К.В. и её семьи из трех человек Лютого П.М., Мельникова А.В., Мельниковой Д.А., комиссия решила признать Лютую К.В. с семьей из трех человек нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 88-89).
Распоряжением Администрации МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.2, 86) договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ заключен с Мельниковой С.А. (л.д. 4-10)
Как указано в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной администрацией МО Будогощское городское поселение <адрес>, Мельниковой С.А. принадлежит на праве собственности <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 90).
На заседания общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО Будогощское городское поселение ДД.ММ.ГГГГ рассмотрен вопрос о правомерности заключения договора социального найма с Мельниковой С.А., комиссия решила рекомендовать главе администрации рассмотреть вопрос об отмене распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении договора социального найма» в связи с нарушением жилищного законодательства (порядка заключения договора социального найма ст. 57 ЖК РФ) (л.д. 91-93).
В целях соблюдения положений ст.57 ЖК РФ, с учетом решения общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора социального найма жилого помещения» отменено распоряжение администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «О заключении договора социального найма» и расторгнут договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с нарушением порядка заключения договора социального найма (л.д. 70).
Как следует из положений ст. 63 ЖК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Нормы ЖК РФ не предусматривают оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим, нарушение требований ЖК РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что в соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, то, что частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, суд приходит к выводу о том, что требование Мельниковой С.А. о признании недействительным п.1 распоряжения Администрации МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора социального найма жилого помещения» не основано на законе, а потому, удовлетворению не подлежит.
Одновременно, суд находит заслуживающим внимания довод административного истца о признании обжалуемого распоряжения в части п.2, которым решено расторгнуть договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Мельниковой С.А. по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 83 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
В соответствии с ч. 4 ст. 83 ЖК РФ расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: 1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев; 2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает; 3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении.
Согласно п.4.2 договора социального найма (л.д.10) он может быть расторгнут по требованию наймодателя в судебном порядке в случае использования жилого помещения не по назначению, разрушения либо повреждения жилого помещения, систематического нарушения прав и законных интересов соседей, невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более 6 месяцев.
Согласно п. 4.4. договора социального найма может быть расторгнут в судебном порядке в иных случаях, предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации (л.д.10).
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, с учетом приведенным норм права, суд приходит к выводу, что Распоряжение Администрации МО Будогощское городское поселение Киришского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О расторжении договора социального найма жилого помещения» в ч.2 вынесено с нарушением норм действующего законодательства, в виду того, что расторжение договора социального найма, согласно ЖК РФ и разделу 4 самого договора происходит в судебном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░. ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 57 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░