Судья К дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по уголовным делам <адрес>
суда в составе:
председательствующего судьи Семеновой О.В.,
судей Коренькова В.А. и Гаренко С.В.,
при секретаре судебного заседания Тарановой И.И. и помощнике судьи Гросу О.Ф.,
с участием прокуроров Смирнова С.В. и Бурковой Т.В.,
осужденного Иванова А.А.,
его защитника – адвоката Фоминых Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Иванова А.А. на приговор <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по которому
Иванов Александр Александрович, родившийся
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, несудимый,
осужден
- по ч.3 ст.30 п. «а» ч.4 ст.228-1 УК РФ к 5 годам лишения свободы;
- по ч.1 ст.30 п.п. «а», «г» ч.4 ст.228-1 УК РФ к 4 годам лишения свободы;
- на основании ч.2 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний окончательно назначено 6 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Гаренко С.В., выступления осужденного Иванова А.А. в режиме видеоконференц-связи, защитника Фоминых Я.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы об изменении приговора, мнение прокурора Бурковой Т.В. о законности приговора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Приговором суда Иванов А.А. признан виновным в том, что действуя в составе организованной группы с лицами, уголовное дело в отношении которых выделено в отдельное производство, выполняя роль «закладчика» (курьера, минера), покушался на незаконный сбыт наркотического средства – вещества, содержащего в своем составе а-пирролидиновалерофенон, являющийся производным наркотического средства N-метилэфедрон, массой 0,26 грамма, то есть в значительном размере, совершенном с использованием информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Он также признан виновным в приготовлении к незаконному сбыту наркотического средства – вещества, содержащего в своем составе а-пирролидиновалерофенон, являющегося производным наркотического средства N-метилэфедрон, массой 9,9 грамма, то есть в крупном размере, в составе организованной группы с использованием информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».
Преступления совершены при обстоятельствах, указанных в приговоре.
Осужденный Иванов в апелляционной жалобе, не оспаривая выводы суда о своей виновности, указывает, что его действия по ч.3 ст.30 п. «а» ч.4 ст.228-1 УК РФ квалифицированы неверно, так как он покушался на незаконный сбыт наркотического средства в значительном размере, и его действия в указанной части должны быть квалифицированы по ч.3 ст.30 п.п.«а», «б» ч.3 ст.228-1 УК РФ.
Кроме того, приводит доводы о чрезмерной суровости назначенного наказания, ссылаясь на то, что он признал вину, выдал пароль от телефона, добровольно сдал наркотические средства еще до предъявления ему обвинения, активно сотрудничал со следствием и способствовал раскрытию и расследованию преступлений, оказал содействие в изобличении других лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. Просит учесть указанные обстоятельства и применить ст.64 УК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления сторон, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Вывод суда о виновности Иванова в совершении преступлений, за которые он осужден, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств.
В подтверждение вывода о виновности осужденного суд сослался на его показания о месте, времени и способах совершения преступлений в составе организованной преступной группы, своей роли в ней, пояснившего, что, начиная с 2021 года, он вместе со своим знакомым Д устроились работать «закладчиками» наркотических средств в интернет-магазин «<данные изъяты>». Его обучение проводил пользователь под именем «<данные изъяты>», в его обязанности входило получение «мастер клада» с крупной партией наркотических средств мефедрон или a-PVP с последующей раскладкой наркотиков в различных местах <адрес> и выкладкой сделанных закладок на витрину интернет-магазина. При этом в день нужно было делать от 30 до 50 закладок, каждая из которых оплачивалась по 300 рублей, переводимых на его биткоин-кошелек. Так они проработали 2-3 месяца, затем прекратили свою деятельность, возобновили ее в июле 2022 года, при этом куратор в интернете отображался под именем «<данные изъяты>»; в августе 2022 года они получили в почтовом отделении посылку с наркотическим средством a-PVP, часть которого разложили в закладки, а часть оставили себе.
В ноябре 2022 года он вновь устроился закладчиком в интернет-магазин, с ним вновь проводил инструктаж пользователь под именем «<данные изъяты>», затем перевел его на куратора под именем «<данные изъяты>». Как и ранее, в его обязанности входило получение «мастер-кладов» с крупной партией наркотиков, их расфасовка и раскладка в различных местах <адрес>, обработка координирующих фотографий с описанием мест закладок и пересылкой куратору посредством мессенджера «Telegram». По указанию куратора он приобрел весы, пакетики с застежкой «зип-лок», изоленту, написал дату приобретения наркотиков ДД.ММ.ГГГГ, направил куратору фотографию в качестве подтверждения покупки. ДД.ММ.ГГГГ он получил сообщение от куратора с фотографиями «мастер-клада» с наркотическим средством a-PVP массой 10 грамм в районе <адрес> в <адрес>, забрал наркотики, привез их домой, расфасовал и поместил в 33 закладки, в том числе у <адрес> в <адрес>; фотографии и координаты мест закладок направил куратору.
ДД.ММ.ГГГГ он вновь получил сообщение с координатами нового «мастер-клада» наркотического средства a-PVP массой 10 грамм, которые он также должен был расфасовать по 0,3 грамма и разложить в закладки с целью сбыта через интернет-магазин «<данные изъяты>». В этот же день он вместе с Д направился к месту «мастер-клада», находящемуся в лесополосе недалеко от <адрес> в <адрес>, чтобы забрать наркотики, но был задержан сотрудниками полиции. У него был обнаружен мобильный телефон, посредством которого он общался с куратором, а в его жилище, которое он снимал, были обнаружены и изъяты весы, пакетики для расфасовки наркотиков, магниты, используемые при осуществлении закладок, фрагмент бумаги с записью «15.11.2022».
ДД.ММ.ГГГГ он показал сотрудникам полиции место примерно в 1200 метрах от <адрес> в <адрес> городского округа, где был обнаружен и изъят сверток из изоленты черного цвета с красной полосой с наркотическим средством a-PVP массой около 10 грамм, который он не успел забрать, расфасовать и разложить в закладки для дальнейшего сбыта, а также место закладки на <адрес> в <адрес>, где было обнаружено и изъято наркотическое средство, ранее помещенное им в закладку из партии, полученной в районе <адрес> в <адрес>. При этом в остальных местах, в которых он делал закладки, наркотиков уже не было.
Суд обоснованно указал, что показания осужденного подтверждаются показаниями свидетелей:
- сотрудника полиции К о получении в декабре 2021 года информации о деятельности на территории <адрес> организованной преступной группы, которая с использованием сети «Интернет» и мессендежера ««Telegram» специализируется на незаконном сбыте наркотических средств и психотропных веществ; в состав преступной группы входили лица с должностями «отдел кадров», «региональный куратор»,, «почтовик», «склад», «автоном-самоход», «фасовщик», «пустышка», «закладчики», «торпеды»; неустановленное лицо под именем «<данные изъяты>», являющееся сотрудником так называемого «отдела кадров», занимался поиском, вербовкой и обучением, после чего переключал вовлеченное лицо на регионального куратора, который использовал различные никнеймы; при этом региональный куратор не допускал личного общения вовлеченных в эту деятельность лиц; группа действовала с высоким уровнем организации, анонимности, конспирации, использовала новые методы при вербовке лиц, была устойчивой и предусматривала взаимозаменяемость ее членов;
- сотрудников полиции К и С о проведении ОРМ в отношении Иванова А.А., получении информации о его переписке в мессенджере «Telegram» с пользователем под именем «<данные изъяты>», от которого осужденный получил фотографии и координаты нахождения наркотического средства; о задержании Иванова А.А., изъятии у него мобильного телефона с перепиской с указанным лицом, наличии в нем информации о месте нахождения наркотического средства a-PVP массой 10 грамм, которое осужденный должен был забрать, расфасовать и поместить в закладки, а также информации о сделанной закладке такого же наркотического средства массой 0,3 грамма; об обнаружении в ходе ОРМ с участием Иванова А.А. и понятых на участке местности в 1200 метрах от <адрес> в <адрес> свертка из изоленты с содержимым, а также свертка с веществом на фасаде здания у <адрес> корпус 1 по <адрес> в <адрес>;
- сотрудников полиции Ф и Б, понятых Н и С о задержании Иванова А.А. ДД.ММ.ГГГГ, изъятии у него мобильного телефона с информацией о месте нахождения закладок с наркотическим средством, отчетов Иванова А.А., информации о передаче ему ДД.ММ.ГГГГ пользователем «<данные изъяты>» информации и месте «мастер-клада», который осужденный забрать не успел; об обнаружении по его месту жительства электронных весов, 40 полимерных пакетиков с застежкой «зип-лок», 55 круглых магнитов, фрагмента бумаги с записью «15.11.2022»;
- свидетелей Ф и Л об обстоятельствах обследования с участием Иванова А.А. участка местности вблизи <адрес> в районе <адрес>, обнаружении свертка из изоленты с содержимым, Л, кроме того, - о его участии при обнаружении и изъятии свертка с содержимым с трубы, находящейся между двумя торговыми палатками в <адрес>;
- свидетелей М, Б, И, К и П о своей деятельности по сбыту наркотиков в 2021 – 2022 годах через интернет-магазин ««<данные изъяты>» в мессенджере «Telegram», общении с пользователями под именем «<данные изъяты>», <данные изъяты>, «<данные изъяты>».
Кроме того, виновность осужденного подтверждается:
- протоколом его личного досмотра, свидетельствующим об изъятии у него мобильного телефона, использовавшегося при совершении преступлений;
- актом ОРМ «исследование предметов и документов», протоколом осмотра оптического диска, вещественными доказательствами и заключением компьютерной экспертизы, подтверждающими переписку Иванова А.А. с пользователями «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», в ходе которой он получал инструкции о методах работы, связанной с незаконным оборотом наркотиков, системах штрафов и премий, его действиях в случае задержания сотрудниками полиции; получал сообщения о местах закладок с наркотиками, их наименовании, весе, описании упаковок, указании координат местности; обнаружение в памяти телефона осужденного фотографий мест закладок, в том числе тех, которые были обнаружены после его задержания; наличие в телефоне приложения «GPS камера»;
- протоколом осмотра <адрес> в <адрес> с участием Иванова А.А., в ходе которого изъяты электронные весы, полимерные пакетики с застежкой «зип-лок», магниты, которые использовались осужденным для расфасовки наркотиков и закладок;
- заключением химической экспертизы об обнаружении на весах, изъятых у Иванова А.А., следов психотропного вещества и наркотических средств, в том числе a-PVP, являющего производным наркотического средства N-метилэфедрон;
- материалами ОРМ с участием Иванова А.А., в том числе «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», свидетельствующими об обнаружении ДД.ММ.ГГГГ в тайниках-закладках по <адрес> в <адрес> свертка из прозрачной липкой ленты с содержимым, а в 1200 метрах от <адрес> в <адрес> городского округа – свертка из изоленты черного цвета с красной полосой с веществом;
- справками об исследовании от 13 и ДД.ММ.ГГГГ, заключениями экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающими, что обнаруженное ДД.ММ.ГГГГ в тайниках-закладках вещество содержит в своем составе а-пирролидиновалерофенон (a-PVP), являющееся производным наркотического средства N-метилэфедрон, при этом масса обнаруженного в тайнике по <адрес> в <адрес> наркотического средства составляет 0,26 грамма, а в 1200 метрах от <адрес> в <адрес> городского округа – 9,9 грамм.
Суд верно исходил из того, что масса наркотического средства 0,26 грамма относится к значительному размеру, а 9,9 грамм – к крупному, при этом правильно руководствовался Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ».
Таким образом, с учетом установленных и исследованных в судебном заседании доказательств судом правильно установлено, что Иванов А.А. в своей деятельности по незаконному сбыту наркотических средств входил в организованную преступную группу, деятельность которой характеризуется устойчивостью, иерархичностью состава с четким распределением ролей, анонимностью, конспиративностью, о чем известно было осужденному, и что охватывалось его умыслом.
Количество наркотических средств, их помещение в тайники-закладки, фотографирование мест закладок с установлением географических координат для последующего выкладывания на витрину интернет-магазина для их приобретения иными лицами дистанционным способом свидетельствуют об умысле осужденного на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не доведенный до конца по независящим от него причинам.
Все доказательства судом проверены и оценены в соответствии с требованиями статей 87, 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности для вывода о виновности Иванова А.А. и постановления в отношении него обвинительного приговора.
Действия осужденного судом правильно квалифицированы:
- в отношении наркотического средства массой 0,26 грамма - по ч.3 ст.30 п. «а» ч.4 ст.228-1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- в отношении наркотического средства массой 9,9 грамм - по ч.1 ст.30 п.п. «а», «г» ч.4 ст.228-1 УК РФ, как приготовление к незаконному сбыту наркотических средств в крупном размере, организованной группой, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
При этом, квалифицируя действия осужденного по ч.3 ст.30 п. «а» ч.4 ст.228-1 УК РФ, несмотря на то, что наркотическое средство массой 0,26 грамма образует значительный размер, суд верно исходил из того, что Иванов А.А. действовал в составе организованной группы.
Оснований для переквалификации его действий на ч.3 ст.30 п.п. «а», «б» ч.3 ст.228-1 УК РФ, как об этом поставлен вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Суд проверил психическое состояние осужденного и на основании выводов судебно-психиатрической экспертизы о его способности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими пришел к правильному выводу о его вменяемости.
Назначая Иванову А.А. наказание, суд в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, данные о его личности, к которым относятся отсутствие судимостей, отсутствие жалоб на его поведение в быту, смягчающие наказание обстоятельства, в том числе указанные в апелляционной жалобе осужденного: – наличие несовершеннолетнего ребенка, признание вины, активное способствование раскрытию и расследованию преступлений, изобличению других соучастников, а также отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.
Таким образом, судом в полной мере учтено, что Иванов А.А. сотрудничал со следствием, выдал пароль от телефона, указал места закладок наркотических средств и сообщил о лицах, осуществляющих незаконную деятельность по распространению наркотиков.
Оснований для признания в качестве смягчающего наказание обстоятельства явки с повинной не имеется, поскольку Иванов А.А. был задержан по подозрению в совершении преступлений в связи с проводимой сотрудниками полиции деятельности по их раскрытию.
Наказание Иванову А.А. назначено в соответствии с требованиями ст.ст.6, 43, 60, по ч.3 ст.30 п. «а» ч.4 ст.228-1 УК РФ – и с применением положений ч.3 ст.66 и ч.1 ст.62 УК РФ, по ч.1 ст.30 п.п. «а», «г» ч.4 ст.228-1 УК РФ – с применением положений ч.2 ст.66 и ч.1 ст.62 УК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, назначенное наказание как за каждое преступление, так и по их совокупности, соответствует содеянному и чрезмерно суровым не является. Оснований для применения ст.ст.64 и 73 УК РФ судебная коллегия не усматривает.
С учетом характера и степени общественной опасности преступлений оснований для применения положений ч.6 ст.15 УК РФ не имеется.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не допущено. Уголовное дело рассмотрено полно, всесторонне и объективно.
Режим исправительного учреждения, в котором Иванову А.А. надлежит отбывать лишение свободы, в соответствии с п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ определен правильно.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы осужденного судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Иванова Александра Александровича оставить без изменения, апелляционную жалобу осужденного оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции через Светловский городской суд <адрес> в течение 6 месяцев со дня вынесения, а осужденным – в тот же срок со дня получения копий вступившего в законную силу приговора и апелляционного определения.
Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий: