Суды общей юрисдикции / Москва / Гражданские / 8а-28810/2020 [88а-146/2021 - (88а-28188/2020)]

Решение по делу № 8а-28810/2020 [88а-146/2021 - (88а-28188/2020)] от 13.11.2020

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 88а-28250/2020

г. Москва 13 января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Администрации Осташковского городского округа Тверской области ФИО1 на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 июля 2020 года (дело № 2а-274/2020), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 сентября 2020 года (дело № 33а-3041/2020), по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Осташковского городского округа Тверской области, Муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, а также частного жилого фонда об оспаривании решения.

Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

С 12 февраля 2018 года ФИО2 является инвалидом первой группы бессрочно.

    Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее по тексту – ИПРиА инвалида ФКУ «ГБ МСЭ по Тверской области» от 12 февраля 2018 года ., у ФИО2 имеется значительно выраженное нарушение функций нижних конечностей и значительно выраженное нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски.

    15 апреля 2020 года ФИО2 обратился с заявлением в Муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, а также частного жилого фонда Осташковского городского округа (далее по тексту – Комиссия) о проведении обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, на предмет доступности для инвалидов.

    Решением Комиссии от 23 апреля 2020 года ФИО2 отказано в проведении обследования жилого помещения на том основании, что ИПРиА инвалида в разделе «Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями» стоит отметка «Не нуждается», рекомендовано актуализировать ИПРА инвалида.

    Кроме того, что ФИО2 имеет регистрацию по указанному адресу на 3 года по месту пребывания, что подтверждает его временное право пользование занимаемым жилым помещением, доли в собственности в данной квартире не имеет (л.д. 46-47).

    Полагая решение Комиссии незаконным, ФИО2 обратился в суд с административным иском об оспаривании названного решения, мотивируя требование тем, что он зарегистрирован в принадлежащей ему на праве собственности квартире, по адресу: <адрес>. Данный жилой дом 7 августа 2013 года поврежден пожаром, вследствие чего проживание в нём не возможно. 6 сентября 2019 года он вступил брак с ФИО6 и зарегистрирован в принадлежащей супруге квартире по адресу: <адрес>. поп состоянию здоровья он нуждается в помощи при входе в объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуре, выходе из них, посадке в транспортное средство и высадке из него, в том числе использованием кресла-коляски. Оспариваемое решение является незаконным, нарушающим его право на получение беспрепятственного доступа к занимаемому им жилому помещению. Для самостоятельного обслуживания в квартире, а также при выходе на улицу имеются трудности, так как дверные проемы узкие и без посторонней помощи он не справляется.

    Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 июля 2020 года административный иск удовлетворен, оспариваемое решение Комиссии признано незаконным, на администрацию Осташковского городского округа и Комиссию возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести обследование жилого помещения, занимаемого ФИО2, и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в порядке, предусмотренном Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 года № 649.

    Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционную жалобу Администрации Осташковского городского округа – без удовлетворения.

В кассационной жалобе представителя администрации Осташковского Тверской области Панкратовой А.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Суды не учли, что ИПРиА ФИО2 не содержала сведения о необходимости приспособления жилого помещения для инвалида. Кроме того, ФИО2 не является собственником или нанимателем жилого помещения, в котором он проживает. Вопрос о наличии либо отсутствии необходимости приспособления жилого помещения для ФИО2 может быть разрешен только после предоставления актуализированной ИПРиА инвалида.

В письменных возражениях на кассационную жалобу ФИО2 просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.    

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

Такие нарушения судами обеих инстанций не допущены.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 является инвалидом I группы.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, принадлежащей его супруге – ФИО6 Согласно брачному договору режим общей совместной собственности на указанное жилое помещение не распространяется. Квартира расположена на первом этаже пятиэтажного дома, подъезд дома пандусом не оборудован.

    Согласно ИПРиА инвалида в разделе «Заключение о видах и степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами» указано, что у ФИО2 имеются значительно выраженное нарушение функций нижних конечностей и значительно выраженное нарушение функции опорно-двигательного аппарата, вызывающее необходимость использования кресла-коляски.

В пункте 1 раздела «Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями» заполнена графа «Не нуждается».

15 апреля 2020 года ФИО2 обратился с заявлением в Комиссию, в котором просил провести обследование жилого помещения по адресу: <адрес> на предмет доступности для инвалида.

Решением Комиссии от 23 апреля 2020 года ФИО2 отказано в обследовании жилого помещения на том основании, что его регистрация по месту пребывания подтверждает временное право пользования на занимаемое жилое помещение, доли в собственности на данную квартиру он не имеет, рекомендовано актуализировать индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (пункты 2, 6, 8 статья 2).

В силу пункта 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В соответствии с пунктом 2 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов» (далее по тексту - Правила) доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование), в том числе ограничений, вызванных стойкими расстройствами двигательной функции, сопряженными с необходимостью использования кресла-коляски, иных вспомогательных средств передвижения (подпункт «а» пункта 4 Правил).

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (пункт 6 Правил).

По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (пункт 12 Правил).

Согласно пункту 17 Правил по результатам проверки экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида комиссия по форме, утверждённой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, принимает решение об экономической целесообразности или об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Постановлением Администрации Осташковского городского округа от 14.03.2018 № 307 создана муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учётом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, которая осуществляет обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда Осташковского городского округа согласно требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», утверждено Положение об этой комиссии.

    Удовлетворяя административные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что оспариваемый отказ в проведении обследования жилого помещения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушает права административного истца, как инвалида.

ФИО2 вселился в квартиру своей жены на правах члена семьи собственника, другого пригодного для проживания жилого помещения не имеет, его жилищные права в рамках программы переселения из аварийного жилого дома не реализованы, жилое помещение не предоставлено, в связи с чем, именно это жилое помещение и общее имущество многоквартирного дома подлежали обследованию муниципальной комиссией в целях приспособления с учетом потребности инвалида и обеспечения условий доступности для инвалида.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения Комиссии, нарушающего права ФИО2 на беспрепятственный доступ инвалида к занимаемому жилому помещению и общему имуществу в многоквартирном доме.

Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами двух инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов либо опровергали выводы, изложенные в судебных актах.

    Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену, решения суда по делу не установлено.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 17 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Осташковского городского округа Тверской области Панкратовой А.А. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

8а-28810/2020 [88а-146/2021 - (88а-28188/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Клюковкин Илья Андреевич
Ответчики
Муниципальная комиссия по обследованию жилых помещений Осташковского городского округа
Администрация Осташковского городского округа
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
13.01.2021Судебное заседание
13.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее