РЕШЕНИЕ
01 сентября 2015г г.Волгореченск Костромской области
Дело № 12-80/2015
Судья Нерехтского районного суда Костромской области Мохова А.В.,
С участием прокурора г.Волгореченска Серобабы И.А.,
Представителя Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области Девочкиной И.И. по доверенности от.. . года,
рассмотрев протест прокурора г.Волгореченска на постановление Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области от.. . года №... по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Дор-Строй»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области №... от.. . года ООО «Дор-Строй» привлечено к административной ответственности по ст.5 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере.. . рублей. Из постановления следует, что 16.06.2015 года в 8-29 и 17.06.2015 года в 8-23 обнаружено правонарушение, выразившееся в том, что объекты улично-дорожной сети территории городского округа город Волгореченск Костромской области находятся в не нормативном состоянии: на проезжей части и у бордюров имеется наличие смета, пыли, мусора по следующим адресам: Костромская область г.Волгореченск ул.... (район д....); ул... . (район д... . по ул... .); ул... . (район МБОУ СОШ №...); ул... . (район д....); ул... . (район д.... по ул....). Согласно муниципальному контракту №.. . от.. . года (далее - муниципальный контракт), заключенному с администрацией городского округа город Волгореченск Костромской области, ООО «Дор-Строй» приняло на себя обязательства по содержанию объектов улично-дорожной сети городского округа город Волгореченск Костромской области. Перечень обслуживаемых территорий, находящихся в ведении ООО «Дор-Строй» для исполнения муниципального контракта, установлены в приложении №1 к муниципальному контракту (таблица №1 «Перечень обслуживаемых объектов улично-дорожной сети городского округа город Волгореченск»). В соответствии с п.1.1. муниципального контракта, Исполнитель обязуется оказать Заказчику услугу по содержанию объектов улично-дорожной сети городского округа город Волгореченск Костромской области собственными силами, либо с привлечением сторонних организаций, состоящую из комплекса работ в соответствии с условиями муниципального контракта и технического задания ( Приложение 1 к муниципальному контракту ), согласно п.7.12 технического задания, производить обеспыливание сухим и мокрым способом. При сухом обеспыливании применять вакуумно-уборочные машины; п.7.13 – производить мойку дорог и тротуаров в ранние часы до 07 часов 00 минут; срок оказания услуги с 01 января 2015 года по 30.06.2016 года включительно. Тем самым, ООО «Дор-Строй» нарушило пункт 1 части 2 статьи 4 Правил благоустройства и обеспечения чистоты на территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденных решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от.. . года №..., содержащий следующие предписания и требования: «2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, обязаны: 1) проводить ежедневную уборку территорий, находящихся в их ведении, от смета, пыли, мусора, посторонних предметов, снега, осколков льда, а также поддерживать чистоту в течение всего рабочего дня;» Таким образом, в действиях ООО «Дор-Строй» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.5 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях – Нарушение норм и правил уборки территорий.
Прокурор г.Волгореченска обратился в суд с протестом, в котором просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Протест мотивирован следующим. Определяя ООО «Дор-Строй» в качестве субъекта вмененного правонарушения, Административная комиссия дала правовую оценку муниципальному контракту №.. . от.. . года, заключенному между администрацией городского округа город Волгореченск и ООО «Дор-Строй». Вместе с тем, предметом данного контракта (пункт 1.1) является оказание ООО «Дор-Строй» услуг по содержанию улично-дорожной сети в соответствии с условиями контракта и технического задания. В составе технического задания (Приложение №1 к муниципальному контракту) предусмотрены работы по обеспыливанию сухим и мокрым способом (пункт 7.12). Вместе с тем, толкование условий муниципального контракта по правилам ст.431 ГК РФ указывает, что его предметом являются работы по содержанию автодорог и дорожной инфраструктуры. В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», работы по обеспыливанию проезжей части автомобильных дорог отнесены в соответствии с нормативной классификацией к работам по содержанию автомобильных дорог ( подпункт «и» пункта 2 части 6 раздела IV). Проведение данного вида работ обусловлено обеспечением требований безопасности дорожного движения, поскольку запыление проезжей части снижает видимость, создает помехи участникам дорожного движения, снижает сцепные качества покрытия. Выполнение работ по обеспыливанию с целью обеспечения нормальных условий движения предусмотрено Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Росавтодора от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ИС (пункт 4.4.27), а также ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 3.1.4), выполнение которых предусмотрено Техническим заданием к муниципальному контракту. Таким образом, исходя из фактических обстоятельств объективной стороны вмененного административного правонарушения, правовой оценки представленных в дело доказательств, ООО «Дор-Строй» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.12.34 КоАП РФ – «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений». Вместе с тем, рассмотрение дел об административных правонарушениях по ст. 12.34 КоАП РФ, отнесено к исключительной компетенции органов внутренних дел (ст.23.3 КоАП РФ), должностные лица администрации городского округа г.Волгореченск не уполномочены на составление протоколов по данной статье административного закона. Кроме того, правовая оценка условий муниципального контракта по правилам ст.431 ГК РФ, не указывает на передачу какого-либо вещного права ООО «Дор-Строй» на улично-дорожную сеть. Следовательно, они не находились в ведении Общества, что также исключает возможность применения к сложившимся в рамках муниципального контракта правоотношениям пункта 1 части 2 статьи 4 Правил.
Прокурор Серобаба И.А.в судебном заседании протест поддержал по доводам, изложенным в протесте.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «Дор-Строй» в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в ходатайстве в суд просило рассмотреть дело без участия своего представителя. ( л.д.50)
Из письменных пояснений ООО «Дор-Строй» следует, что постановление Административной комиссии является незаконным и подлежащим отмене. ООО «Дор-Строй» не является субъектом данного правонарушения по следующим основаниям.
1. Контрактом на оказание услуги по содержанию объектов улично-дорожной сети, предусмотрено, что Исполнитель (ООО «Дор-Строй») оказывает услуги по содержанию улично-дорожной сети г.Волгореченска в соответствии с Техническим заданием. Пункт 5.2 Техзадания – услуги по содержанию объектов улично-дорожной сети оказываются специализированными автомобилями. Пункты 7.12 и 7.13 предусматривают уборку дорог сухим и мокрым способом также специализированной автотехникой. Ручной уборки объектов улично-дорожной сети контрактом не предусмотрено. Спецтехника не имеет технической возможности осуществлять уборку смета в непосредственной близости к бордюру.
2. ООО «Дор-Строй» является специализированной организацией, осуществляющей содержание объектов улично-дорожной сети в соответствии с Контрактом. Статья 4 пункт 2 подпункт 1 Правил благоустройства территории городского округа город Волгореченск распространяет свое действие на хозяйствующих субъектов на территории г.Волгореченска, за которыми непосредственно закреплены прилегающие территории к зданиям (сооружениям), в которых осуществляется их деятельность, и на которых они обязаны в течение дня производить уборку. (л.д.49)
Представитель Административной комиссии Девочкина И.И. с протестом не согласна, полагает, что ООО «Дор-Строй» является субъектом правонарушения, поскольку ООО «Дор-Строй» - это хозяйствующий субъект, которому на основании контракта переданы улицы города, которые ООО «Дор-Строй» обязано поддерживать в чистоте. Как видно из фотографий, имеющихся в административном материале, смет и пыль находятся не вблизи тротуаров, а доходит до середины дороги. ОВД никогда по таким фактам протоколов не составляло.
Выслушав прокурора, представителя Административной комиссии, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ст.5 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных нормативным правовым актом органов местного самоуправления норм и правил уборки территорий.
Нормы и правила уборки территорий в г.Волгореченске закреплены в Правилах благоустройства территории городского округа город Волгореченск Костромской области, утвержденных Решением Думы городского округа город Волгореченск Костромской области от 28.08.2014 №44 ( далее Правила).
Согласно пункту 1 статьи 1 Правил настоящие Правила благоустройства территории городского округа город Волгореченск Костромской области устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территории городского округа город Волгореченск Костромской области (далее по тексту - городской округ) и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия всех юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками земель, застройщиками, собственниками зданий (нежилых помещений), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
Согласно пункту 44 статьи 3 Правил понятие находящиеся в ведении означает принадлежащие на праве собственности или ином праве, находящиеся в аренде.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 4 Правил хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа, обязаны проводить ежедневную уборку территорий, находящихся в их ведении, от смета, пыли, мусора, посторонних предметов, снега, осколков льда, а также поддерживать чистоту в течение всего рабочего дня.
Согласно пункту 3 статьи 4 Правил границы уборки территорий определяются в соответствии с правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами на земельный участок. Если границы земельного участка не установлены, то границы уборки территории определяются в пределах 5-метровой зоны по периметру объекта, если иное не установлено правовым актом администрации городского округа, для наземных частей линейных сооружений и коммуникаций - 3 метра в каждую сторону от наружной линии объекта, если иное не установлено действующим законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа.
Из системного толкования норм права, изложенных в пункте 1 статьи 1, подпункте 1 пункта 2 статьи 4, пункте 3 статьи 4 Правил следует, что субъектами правоотношений по уборке и содержанию территории городского округа город Волгореченск Костромской области являются лица, владеющие земельными участками на праве собственности или ином праве, в том числе праве аренды.
Доказательств, подтверждающих право собственности или иное право ООО «Дор-Строй» на земельные участки, расположенные на проезжей части и у бордюров по адресам: Костромская область г.Волгореченск ул.... (район д....); ул.... (район д.... по ул... .); ул.... (район МБОУ СОШ №...); ул.... (район д....); ул.... (район д.... по ул....), - в материалах административного дела не содержится. Контракт №.. . от.. . года (далее Контракт), заключенный между администрацией городского округа город Волгореченск Костромской области и ООО «Дор-Строй», таких доказательств также не содержит.
Предметом Контракта является оказание Исполнителем (ООО «Дор-Строй») услуги Заказчику (Администрации городского округа город Волгореченск) по содержанию объектов улично-дорожной сети городского округа город Волгореченск Костромской области, состоящую из комплекса работ в соответствии с условиями настоящего Контракта и Технического задания ( Приложение 1 к настоящему Контракту), являющегося его неотъемлемой частью, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанную Услугу (пункт 1.1 Контракта). Исполнитель обязуется выполнять комплекс работ в ходе предоставления Услуги в объемах и сроках, предусмотренных настоящим Контрактом и техническим заданием ( Приложение 1 к настоящему Контракту) (пункт 3.1 Контракта).
Место оказания услуг – территория городского округа город Волгореченск Костромской области, по адресам указанным в таблице 1 с объемом, указанным в таблице 2. ( пункт 10 Технического задания Приложения 1 к Контракту)
Пунктом 14 Технического задания предусмотрены критерии оказания услуги ненадлежащего качества.
В случае обнаружения недостатков, непосредственно влияющих на безопасность движения, а так же при обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от условий настоящего контракта, ухудшающих качество выполненных работ, или иных недостатков, Заказчик вправе выдать Исполнителю предписание, назначив срок для их устранения, обязательное к исполнению. ( пункт 11 Технического задания)
За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе за ненадлежащее качество оказываемых Услуг, Контрактом предусмотрена имущественная ответственность. ( пункт 7.5 Контракта)
Споры, возникающие по настоящему Контракту, разрешаются в арбитражном суде Костромской области. ( пункт 10.2 Контракта)
Контракт не подтверждает передачу какого-либо имущества ООО «Дор-Строй».
На основании изложенного прихожу к выводу, что ООО «Дор-Строй» не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст.5 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях.
Довод протеста о наличии в действиях ООО «Дор-Строй» правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, спорный. Однако, правонарушение по ст.12.34 КоАП РФ не является предметом рассмотрения по данному делу, поэтому оснований для обсуждения данного вопроса не имеется.
Поскольку отношения между администрацией городского округа город Волгореченск Костромской области и ООО «Дор-Строй» по поводу содержания улично-дорожной сети основаны на Договоре оказания услуг, постольку эти отношения носят гражданско-правовой характер. Следовательно, отношения между администрацией городского округа город Волгореченск Костромской области и ООО «Дор-Строй» по поводу содержания улично-дорожной сети регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 ГК РФ, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. ( статья 3 ГК РФ)
Поскольку отношения участников гражданско-правовых отношений основаны на равенстве сторон, а гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, постольку к отношениям сторон договора ( администрации городского округа город Волгореченск Костромской области и ООО «Дор-Строй» ) не применим Кодекс Костромской области об административных правонарушениях, который регулирует отношения основанные на административном подчинении одной стороны другой.
Вопрос об ответственности ООО «Дор-Строй» за ненадлежащее исполнение условий Контракта должен решаться в соответствии с Контрактом в гражданско-правовом порядке.
На основании изложенного и руководствуясь п.п.3 п.1 ст.30.7 КоАП РФ, прихожу к выводу, что постановление Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области от.. . года №... по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Дор-Строй» по ст.5 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях необходимо отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Протест прокурора г.Волгореченска удовлетворить.
Постановление Административной комиссии городского округа город Волгореченск Костромской области от.. . года №... по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Дор-Строй» по ст.5 Кодекса Костромской области об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение 10 дней.
Судья А.В.Мохова