Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 ноября 2019 года г. Сосновый Бор
Ленинградской области
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего - судьи Антоновой Л.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ожегиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалёва Игоря Петровича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (межрайонное) о признании решения незаконным и об обязании назначить выплату страховой части страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Истец Ковалев И.П. обратился в суд с иском к ответчику Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (межрайонное) (далее – УПФР Ломоносовском районе Ленинградской области) о назначении страховой пенсии по старости с 01.02.2019 года, в соответствии с пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (л.д. 4 том 1).
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ, истец в ходе рассмотрения дела уточнил заявленные требования и просил признать решение УПФР Ломоносовском районе Ленинградской области от 24.01.2019 года № 18567/19, которым ему отказано в назначении страховой пенсии по старости с 01.02.2019 года в связи с отсутствием требуемого возраста, незаконным. А также об обязании назначить пенсию по возрасту с 01.01.2019 года на основании Федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 80 том 1).
В обоснование иска указал, что в январе 2019 года, являясь лицом, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ) обратился в УПФР Ломоносовском районе Ленинградской области о назначении ему, по достижению 60 лет (01.02.2019 года), пенсии по старости. Своим решением от 24.01.2019 года № 18567/19 ответчик отказал ему в назначении указанной пенсии, ссылаясь на положения ст. 8.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ), указав, что право на получение страховой пенсии по старости наступит, с учетом повышения пенсионного возраста, 01.08.2019 года. Полагает, что указанное решение незаконно, поскольку являясь лицом, пострадавшим в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, увеличение пенсионного возраста не распространяется, для них пенсионный возраст остается прежним. Данное обстоятельство отражено на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации. Ссылаясь на ст. 28.1 Федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991 года, считает, что имеет право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях». Просил обязать УПРФ Ломоносовском районе Ленинградской области назначить ему пенсию в соответствии с законом установленным порядком с 01.01.2019 года.
Протокольным определением суда от 16.09.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Прокуратура Ленинградской области, поскольку истец является получателем пении за выслугу лет, а также Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения», поскольку истец состоит на учете и является получателем ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров (л.д. 132-135 том 1).
Истец Ковалёв И.П. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 130 том 2), просил рассмотреть дело в его отсутствии (л.д. 154 том 1).
Представитель ответчика УПФ РФ в Ломоносовском районе Ленинградской области – Черёмухина Н.И., действующая на основании доверенности от 01.02.2019 года (л.д. 14 том 1), в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в отзывах иск (л.д. 90-96 том 1).
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Прокуратура Ленинградской области в лице старшего помощника прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области Ликратовой Н.В., действующая на основании доверенности от 30.10.2019 года (л.д. 131-133 том 2), в судебное заседание явилась, пояснила, что поскольку спорные правоотношения не затрагивают интересы Прокуратуры Ленинградской области, оставила решение на усмотрение суда.
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Ленинградское областное государственное казенное учреждение «Центр социальной защиты населения» (далее – ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения», извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Представили отзыв на исковое заявление, где также оставили решение на усмотрение суда (л.д. 126-128 том 2).
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителей УПФР Ломоносовском районе Ленинградской области и Прокуратуры Ленинградской области, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (статья 39, часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается материалами дела, что Ковалев И.П. является с 25.06.2002 года получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (л.д. 30, 174-212 том 1; 1-124 том 2).
Пенсионное обеспечение прокуроров, их заместителей, старших помощников и помощников осуществляется на основе специального правового регулирования, закрепляющего условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах внутренних дел и членов их семей, то есть в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (пункт 2 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 942).
При этом, Ковалёв И.П. относится к категории граждан, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1987гг., что не оспаривалось ответчиком, и подтверждается удостоверением (л.д. 99-131 том 1).
С ДД.ММ.ГГГГ года Ковалёву И.П. установлена вторая группа инвалидности с причиной «заболевание полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС» «бессрочно» (л.д. 123-124 том 2).
16.01.2019 года Ковалёв И.П. обратился в УПФР Ломоносовского района Ленинградской области о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6. ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ (л.д. 15-60 том 1).
Решением УПФР Ломоносовского района Ленинградской области от 24.01.2019 года № 18567/19 Ковалёву И.П. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием, на дату подачи заявления (16.01.2019 года), требуемого возраста. Согласно ст. 8.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, право на назначение страховой пенсии по старости у истца наступит 01.08.2019 года (л.д. 16-17 том 1).
При этом, пенсионными органами также было указано на то, что страховой стаж для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты) у истца составляет 11 лет 03 мес. 12 дн. при требуемом страховом стаже 15 лет.
Также судом установлено, что истцу с 01.08.2019 года «бессрочно» назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (л.д. 160 том 1).
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец ссылался на то, что имеет право на назначение страховой пенсии по старости на основании ст. 28.1 Федерального закона № 1244-1 от 15.05.1991 года.
В соответствии с положениями п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1), и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях» (Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
С 01.01.2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ (ред. Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части сроков назначения пенсий, в том числе досрочных.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, в редакции вышеуказанного закона, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Приложением 6 к указанному Федеральному закону установлен возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона для лиц, которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 года.
Частью 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым в федеральные законы от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» внесены изменения, связанные с повышением пенсионного возраста, и предусмотрено назначение пенсии ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Лицам, которым в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6 (ФЗ от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
Таким образом, учитывая указанные выше нормы пенсионного законодательства, Ковалев И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобретет право на назначение страховой пенсии по старости на общих основаниях по достижения возраста 60 лет и 6 месяцев.
На момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Ковалёв И.П. указанного возраста не достиг, в связи с чем ему было отказано в назначении пенсии по указанному основанию.
В соответствии с положениями ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию (абз. 5 ст. 28.1 вышеуказанного закона № 1244-1).
Нормами ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 определена возможность назначения гражданам по их желанию пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», на условиях, определяемых данным Федеральным законом.
Таким образом, пенсия, предусмотренная положениями указанного Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не являются идентичными.
Положениями Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного положениями ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию в связи с катастрофой на ЧАЭС, не установлена.
Возможность снижения пенсионного возраста положениями Федерального закона «О страховых пенсиях» установлена при сохранении права на досрочное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми, особыми и др. условиями труда (ст. 30), работникам летно-испытательного состава (ст. 31), иным отдельным категориям граждан (женщинам, родившим 5 и более детей, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и т.д.), перечисленным в положениях ст. 32 названного Федерального закона, к которым истец не относится.
Учитывая, вышеизложенное, суд приходит к выводу, что военным пенсионерам, из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст.ст. 30-37 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991г., не может быть назначена, так как пенсии, назначаемые в соответствии с Законом "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", страховыми пенсиями не являются.
Таким образом, право лиц, получающих пенсию по выслуге лет, из числа граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, на назначение досрочно страховой пенсии по старости со снижением общего возраста выхода на пенсию, установленного приложением 6 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ - 60,5 лет, которых истец, Ковалев И.П., 01.02.1959 года рождения, ко дню обращения в пенсионные органы с соответствующим заявлением – 16.01.2019 года, не достиг, приведенными выше нормами права не предусмотрена, учитывая, что истец является получателем пенсии по выслуге лет и претендует на одновременное получение пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости на основании п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Доводы истца о наличии оснований для досрочного назначения ему пенсии по старости противоречат закону, основаны на неправильном толковании норм права.
Более того, ссылка истца об обязании ответчика назначить ему пенсию с момента наступления возраста, с указанием возраста 50 и 55 лет, также основаны на неправильном толковании норм права.
Поскольку пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», в статье 10 Федерального закона «О накопительной пенсии» и статье 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил (п. 24, 25 Правил обращения за страховой пенсией).
Таким образом, назначение пенсии носит заявительный характер.
Таким образом, суд полагает необходимым в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Ссылка истца в обоснование своих требований на разъяснения, изложенные на официальном сайте Управления Пенсионного фонда Российской Федерации, где размещена информация о категории лиц, на которых не распространении повышения возраста выхода на пенсию, в том числе, на лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1987гг., к которым истец относится, (Информация Пенсионного фонда России от 14 июня 2018 года «О категориях граждан, для которых не предусматривается повышение пенсионного возраста») является несостоятельной и правового значения по данному делу не имеет.
Более того, суд учитывает, что необходимого страхового стажа не менее 15 лет у истца на момент обращения в УПФР Ломоносовском районе Ленинградской области не имелось.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - 13.11.2019 ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░