Дело № 2-987/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Антропово
Костромская область 22 августа 2016 года.
Галичский районный суд Костромской области,
под председательством судьи Воробьёва А.Л.,
при секретаре судебного заседания
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Антроповского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Курновского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области о возложении обязанности разработать и утвердить регламенты по оказанию муниципальных услуг в сфере землепользования,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Антроповского района Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Курновского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области о возложении обязанности разработать и утвердить регламенты по оказанию муниципальных услуг в сфере землепользования. Просил обязать администрацию Курновского сельского поселения Антроповского муниципального района разработать и утвердить регламенты по оказанию услуг в сфере землепользования:
-предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, на которых расположены здания, строения, сооружения;
-перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую;
-предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, в собственность или в аренду на торгах;
-выдача разрешения на использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
-предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам;
-предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
-прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок;
установить срок для устранения нарушения - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заместитель прокурора Дубовик С.В. в исковом заявлении обосновал вышеизложенные требования следующим.
Прокуратурой Антроповского района в июне 2016 года по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в администрации Курновского сельского поселения.
В соответствии со ст.14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
Согласно п.4-2 ст.2, ст.6, ст.12 ст.13, ч.1 ст.29 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 28.12.2013) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга) - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований. Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие: общие положения; стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до <дата>.
Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена Глава VI. «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИXСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ», которой определяется порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 39.2 Земельного Кодекса РФ, внесенной Законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно ст. 35 указанного закона внесенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации вступили в силу в силу с 1 марта 2015 года.
Таким образом, полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельских поселений, осуществление муниципальных услуг в этой сфере с 1 марта 2015 года отнесены к исполнительному органу местного самоуправления администрации сельского поселения (уполномоченный орган).
Согласно п. 2 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги.
Согласно п. 4 указанной статьи административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В нарушении требований ст. 39.2 Земельного Кодекса РФ, п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административные регламенты, устанавливающие порядок предоставления муниципальных услуг в сфере земельных правоотношений администрацией сельского поселения не разработаны и не приняты.
В адрес главы сельского поселения прокурором района в октябре 2015 года направлено представление об устранении указанных нарушений. Представление рассмотрено в ноябре 2015 года. Глава поселения пояснил о том, что принимаются меры для разработки и принятия, указанных муниципальных регламентов по оказанию услуг в сфере землепользования.
В ходе проверки в июне 2016 года имеющиеся нарушения не устранены. Бездействие ответчика - администрации поселения, выражающееся в непринятии мер по разработке и утверждению муниципальных регламентов, препятствует реализации прав неопределённого круга лиц, предусмотренных земельным законодательством, что недопустимо.
В судебном заседании помощник прокурора Антроповского района Михайлов С.А. уточнил заявленные исковые требования, исключив первые четыре подпункта пункта первого исковых требований, в связи с тем, что ответчиком разработаны и утверждены, указанные административные регламенты (Постановление Главы администрации Курновского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области ..... от <дата>, ..... от <дата>, ..... от <дата>, ..... от <дата>, соответственно) и просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - Глава администрации Курновского сельского поселения Фёдорова В.А. в судебном заседании и в письменном заявлении, представленном суду, признала уточненные исковые требования, указала на то, что согласна с вынесением решения об их удовлетворении, правовые последствия признания исковых требований ей известны.
Суд принимает признание ответчиком иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы участвующих в деле лиц.
Согласно п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173 п. 3, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования заместителя прокурора Антроповского района Костромской области удовлетворить.
Возложить на администрацию Курновского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области обязанность разработать и утвердить регламенты по оказанию услуг в сфере землепользования:
-предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам;
-предоставление в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
-прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок;
установить срок для устранения нарушения - два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд (п. Антропово) в течение месяца.
Судья Воробьёв А.Л.