Дело № 2-929/20
24RS0013-01-2019-004132-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 2020 года п.Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Павловой К.П.,
при секретаре Рябцевой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО9 к Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю, УФНС России по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Демьяненко А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю, УФНС России по Красноярскому краю, в котором просит признать незаконным действия ответчиков, выразившиеся в отказе произвести перерасчет земельного налога и возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указано, что Демьяненко А.Г. является собственником 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 96300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Сумма земельного налога за указанный участок за ДД.ММ.ГГГГ г. была исчислена из кадастровой стоимости участка 45995769 руб. и составила 340670 руб. Однако, согласно расчетам истца сумма налога составляет 14550 руб. 17 коп. Согласно сведениям ЕГРН за земельный участок с кадастровым номером № кадастровая стоимость указанного земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ. составляла 45995769 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ. кадастровая стоимость установлена в размере 571059 рублей. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к МИФНС России № 17 по Красноярскому краю по вопросу перерасчета налога, однако согласно ответа последнего, за истцом числится долг в размере 326532,92 руб., в связи, с чем истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФНС России по Красноярскому краю с заявлением об обжаловании бездействия нижестоящей инстанций. ДД.ММ.ГГГГ. истцу поступил ответ, согласно которому ему отказано в удовлетворении его заявления. Демьяненко А.Г. считает, что действия налогового органа по отказу в перерасчете земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ год, исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 45995 769 рублей, являются незаконными и нарушают его права.
Истец Демьяненко А.Г., заинтересованное лицо Пулодов А.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены должным образом.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю Слободина Е.Ю. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, полагая, что действия ответчиков являются законными и обоснованными.
Представитель ответчика УФНС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился Черкашина Т.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления, представила отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении иска отказать, полагая, что действия ответчиков законны и обоснованы.
На основании ст. 150 КАС РФ суд дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием). Обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца.
Конституция Российской Федерации в ст.57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (п.5 ст. 65 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Кодекса.
При этом в абзаце 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации было установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 334-ФЗ, абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 Федерального закона N 334-ФЗ статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1, вступившим в законную силу с 01 января 2019 года.
Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 334-ФЗ) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 Кодекса.
Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 334-ФЗ положения, пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
В судебном заседании установлено, что Демьяненко А.Г. является собственником 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 96300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д.10), выпиской из ЕГРН (л.д.24-34).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла 45995769 руб., о чем внесены сведения в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.12).
Согласно информации ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата постановки на государственный кадастровый учет) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №№, категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», разрешенное использование «для организации отдыха» составляла 1165 230 руб. При этом, сведения о данном земельном участке не были включены в перечень объектов недвижимости, подлежащих ГКО земель особо охраняемых территорий объектов, проведенной, в период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ гг. В соответствии с пунктом 2.5 Методических указаний №, кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в ЕГРН на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения ГКО и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней ГКО земель на основе указанных результатов. В связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена Филиалом ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 995 769 руб., с применением среднего уровня кадастровой стоимости 1 кв.м, земель особо охраняемых территорий и объектов Емельяновского района в размере 477,63 руб./кв.м, утвержденного Постановлением №-<адрес> сведения о кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ № в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № внесены изменения с «для организации отдыха населения» на «животноводство». ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и постановления администрации Элитовского сельсовета Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ № в сведения о категории земельного участка с кадастровым номером № внесены изменения с «земли особо охраняемых территорий и объектов» на «земли сельскохозяйственного назначения». В связи с чем, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена Филиалом ДД.ММ.ГГГГ в размере 571 059 руб. Указанные сведения о кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Демьяненко А.Г. обратился с заявлением в Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю о перерасчете суммы земельного налога в отношении указанного земельного участка, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 571059 рублей (л.д.11).
Согласно ответов Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнения к нему № от ДД.ММ.ГГГГ Демьяненко А.Г. сообщено об отсутствии оснований у налогового органа по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для проведения перерасчетов по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ гг., земельный налог исчислен правомерно по кадастровой стоимости 45995769 руб., поскольку по данным регистрирующих органов в результате изменения категории и вида разрешенного использования земельного участка изменена кадастровая стоимость по земельному участку – 571059 руб., о чем внесены данные в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, и будут учитываться при начислении земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д.16-18).
Не согласившись с ответом Межрайонной ИФНС России № 17 по Красноярскому краю Демьяненко А.Г. обратился с жалобой в УФНС России по Красноярскому краю, решением которого от ДД.ММ.ГГГГ № в перерасчете земельного налога по спорному участку за ДД.ММ.ГГГГ г. отказано (л.д.19-23).
Рассматривая требования, исходя из положений статей 391 Налогового кодекса Российской Федерации (действующих в редакции до 01 января 2019 года), статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 334-ФЗ, поскольку изменения кадастровой стоимости земельных участков, произошедшие в текущем периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, могут учитываться только со следующего налогового периода по земельному налогу, то кадастровая стоимость в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером № с учетом изменения для целей налогообложения подлежала применению в силу действующего в спорный период налогового законодательства, с 01 января 2018 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия налоговых органов соответствуют требованиям налогового законодательства, приняты уполномоченными лицами, в пределах предоставленной компетенции, являются законными и обоснованными.
В связи с этим, оснований для удовлетворения требований Демьяненко А.Г. к Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю, УФНС России по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Демьяненко Александра Григорьевича к Межрайонной ИФНС России №17 по Красноярскому краю, УФНС России по Красноярскому краю о признании действий незаконными, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (17.03.2020г.) путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Председательствующий К.П. Павлова