К делу № 2а-7770/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2018 г. Советский районный суд г. Краснодара в составе:
судьи: Прокуда О.А.
при секретаре: Огановой Н.Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Тлиш В. Р., Сафарян Д. С. к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в аренду
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратился в суд с административным иском о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, выраженного в письме № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента имущественных отношений Краснодарского края по не утверждению схемы расположения земельного участка, не изменению вида разрешенного использования земельного участка, не заключению договора аренды, обязании Департамента имущественных отношений <адрес> утвердить и выдать схему расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории с учетом обоснования площади земельного участка, необходимого для завершения капитального строительства объекта: «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)» Площадка №2 «Жилой квартал в селе Веселое Адлерского района города Сочи по ул. Таврическая-Акаций» по координатам границ, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с сохранением земельного участка с кадастровым номером № в измененных границах, с указанием в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на право истцов на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на образуемый земельный участок, изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, жилой квартал, <адрес>, <адрес> на «жилой комплекс» в целях приведения вида разрешенного использования в соответствие установленным для территориальной зоны «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка до 36 м» видам разрешенного использования, обязании департамента имущественных отношений Краснодарского края после проведения государственного кадастрового учета изменения границ земельного участка с кадастровым номером № принять решение о предоставлении ИП Сафарян Д.С. и Тлиш В.Р. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером № оставшейся площадью 95 111 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Адлерский, <адрес>, участок № для завершения строительства многоэтажных жилых домов (жилого комплекса) и заключении соответствующего договора аренды. Просили указать, что решение по данному делу будет являться основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю, соответствующих изменений в ГКН Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю.
В обоснование требований ссылаются на то, что ДД.ММ.ГГГГ между АО "РЖДстрой" и индивидуальным предпринимателем Сафарян Д.С. заключен договор купли-продажи результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенного строительством объекта, ранее предусмотренного Олимпийской программой (пункт 207.1 – ответственный исполнитель ГК «Олимпстрой»), утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991, возведенного в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной приказом Минрегиона России от 18.10.2011 № 146-ОИ, в составе 9 незавершенных строительством объектов капитального строительства с кадастровыми номерами №. Данные объекты представляют собой незавершенные строительством многоквартирные жилые дома в различной степени готовности. В свою очередь ДД.ММ.ГГГГ между ИП Сафарян Д.С. и Тлиш В.Р. заключен договор купли-продажи результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенных строительством объектов с кадастровыми номерами №. Указанные объекты были возведены АО «РЖДстрой» по договору подряда с ГК «Олимпстрой» в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Краснодарского края, и ранее предоставленного в безвозмездное пользование ГК «Олимпстрой» на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р и договора безвозмездного срочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ №, который прошел государственную регистрацию права в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ (регистрационная запись №). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, за административными истцами признанно право собственности на незавершенные строительством объекты капитального строительства с кадастровыми номерами №. Решение послужило основанием для внесения в ЕГРН записи о госрегистрации права вышеуказанных объектов за административными истцами. Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 102740 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 102740 кв.м был образован на основании кадастровых работ, проведенных по заказу ГК «Олимпстрой» и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной приказом Минрегиона России от 18.10.2011 № 146-ОИ, для строительства олимпийского объекта федерального значения «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)», предусмотренного п. 207.1 Программы строительства, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 (далее — Олимпийский объект). Согласно официальной информации, полученной из государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером № площадью 102740 кв.м зарегистрировано право собственности Краснодарского края. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости с регистрацией на них прав собственности, а именно: на 3 объекта с кадастровыми номерами № – зарегистрировано право муниципальной собственности; - на 1 объект с кадастровым номером № – зарегистрировано право муниципальной собственности; - на 1 объект – с кадастровым номером № - здание 24 кв.м – зарегистрировано право муниципальной собственности. В связи с нахождением в границах земельного участка с кадастровым номером № также объектов, находящихся в муниципальной собственности административными истцами за счет собственных средств, была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусматривающая раздел земельного участка с кадастровым номером № с его сохранением в измененных границах. В целях дальнейшего совместного завершения строительства приобретенных незавершенных строительством объектов капитального строительства с кадастровыми номерами № административными истцами в адрес административного ответчика – Департамента имущественных отношений Краснодарского края 06.06.2018 было направлено заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов. В заявлении, направленном в Департамент имущественных отношений Краснодарского края административные истцы просили: принять решение об утверждении прилагаемой к заявлению схемы расположения земельного участка, предусматривающей образование 16 земельных участков, а именно: ЗУ1 площадью 4328 кв.м., ЗУ2 площадью 1236 кв.м., ЗУ3 площадью 1934 кв.м., ЗУ4 площадью 6 кв.м., ЗУ5 площадью 1 кв.м., ЗУ6 площадью 3 кв.м., ЗУ7 площадью 99 кв.м., ЗУ8 площадью 1 кв.м., ЗУ9 площадью 1 кв.м., ЗУ10 площадью 1 кв.м., ЗУ11 площадью 3 кв.м., ЗУ12 площадью 2 кв.м., ЗУ13 площадью 2 кв.м., ЗУ14 площадью 2 кв.м., ЗУ15 площадью 1 кв.м., ЗУ2 площадью 9 кв.м., путем раздела земельного участка с кадровым номером № с его сохранением в измененных границах. Основание предоставления земельного участка в аренду – подпункт 10 пункта 2 ст. 39.6, пункт 5 ст. 39.6 ЗК РФ; учитывая, что земельный участок не предоставлялся в порядке, предусмотренном для комплексного освоения в целях жилищного строительства, изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в измененных границах на «жилой комплекс» в целях приведения вида разрешенного использования в соответствие установленным для территориальной зоны «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка до 36 м» видам разрешенного использования; после проведения государственного кадастрового учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером № предоставить ИП Сафарян Д.С. и Тлиш В.Р. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером № оставшейся площадью 95 111 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Адлерский, <адрес>, участок № для завершения строительства многоэтажных жилых домов (жилого комплекса) и заключить соответствующий договор аренды. Основание предоставления земельного участка в аренду – подпункт 10 пункта 2 ст. 39.6, подпункт 1 пункта 5 ст. 36.9 Земельного кодекса РФ. Заявление зарегистрировано административным ответчиком 06.06.2018г. и было принято к рассмотрению. Рассмотрев заявление, административный ответчик направил административным истцам отказ в предоставлении государственной услуги по всем поставленным требованиям просительной части заявления.
В судебном заседании представитель административного истца Тлиш В.Р. по доверенности Лукина О.В. на удовлетворении административного иска настаивала. Пояснила, что ее доверитель выезжал совместно с представителем администрации г. Сочи на земельный участок, где описывался каждый объект, находящийся на его территории. С целях отделения находящихся объектов от земельного участка была составлена схема межевания.
В судебном заседании представитель административного истца ИП Сафарян Д.С. по доверенности Дашук И.В. на удовлетворении требований настаивала. Указала, что административными истцами выбран надлежащий способ защиты права, поскольку согласно административному регламенту, прежде необходимо согласовать схему земельного участка, после чего обращаться в орган кадастрового учета для постановки сформированного земельного участка на кадастровый учет, в последующим обратиться в администрацию с заявлением о предоставлении сформированного и находящегося на кадастровом учете земельного участка в аренду, затем, получив постановление администрации, согласовав с администрацией получение участка в аренду, требовать предоставить его на определенный срок. Пояснила, что земельный участок ранее был сформирован, проект планировки территории утвержден другими государственными органами в рамках проекта олимпийской программы строительства, следовательно, все объекты, расположенные на данный момент на земельном участке, а именно: водоснабжения, газоснабжения и прочие коммунальные объекты необходимы для эксплуатации строений, на которые признано право собственности Тлиш В.Р. и ИП Сафарян Д.С.
Представитель административного ответчика по доверенности Таракановская Н.С. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала, ссылаясь на то, что уполномоченный орган отказывает в утверждении схемы расположения земельного участка, если для данного земельного участка уже имеется проект межевания территории. Согласно сведениям администрации города Сочи, Департамента архитектуры и градостроительства Краснодарского края в отношении данного земельного участка Министерством регионального развития Российской Федерации имеется целый ряд приказов об утверждении проектов планировки территории. В связи с тем, что у Департамента имелись сведения о том, что для данной местности уже утвержден проект планировки территории, полагала, что отказ в данной части является законным и обоснованным. Указала, что согласно п. 1 ст. 40.1 Закона Краснодарского края № 532, основанием для отказа также является отсутствие согласия в письменной форме всех собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке. Относительно требований об изменении вида разрешенного использования земельного участка пояснила, что в данной части у Департамента отсутствуют полномочия, поскольку спорный земельный участок согласно пояснениям администрации города-курорта Сочи расположен в населенном пункте города-курорта Сочи. Также указала, что истцы просят предоставить им в аренду на 3 года земельный участок, границы которого будут утверждены после утверждения схемы расположения земельного участка, то есть на несуществующий земельный участок, не поставленный на кадастровый учет. Считает, что в данной части требований следует отказать, поскольку требование о предоставлении земельного участка не может рассматриваться по правилам административного судопроизводства. В этой части требований просила производство прекратить в соответствии со ст. 194 КАС РФ.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица – администрации г. Сочи по доверенности Перекрестов П.А. в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал. Указал, что требования административных истцов направлены на раздел земельного участка, вместе с тем, на земельном участке расположены объекты, принадлежащие другим лицам, в том числе, МО город-курорт Сочи, но никаких согласований с землепользователями не получено. Также указал, что требования о предоставлении земельного участка не подлежат удовлетворению, поскольку данный земельный участок еще не сформирован. Пояснить, какие именно объекты муниципальной собственности находятся на спорном земельном участке суду не мог, после объявленного судом перерыва для установления наличия на земельном участке объектов, принадлежащих МО город-курорт Сочи, в судебное заседание без объяснения причин и заявления каких-либо ходатайств, не явился.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что 08.12.2016г. между АО "РЖДстрой" и индивидуальным предпринимателем Сафарян Д.С. заключен договор купли-продажи результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенного строительством объекта, ранее предусмотренного Олимпийской программой (пункт 207.1 – ответственный исполнитель ГК «Олимпстрой»), утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 991, возведенного в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной приказом Минрегиона России от 18.10.2011 № 146-ОИ, в составе 9 незавершенных строительством объектов капитального строительства с кадастровыми номерами №. Данные объекты представляют собой незавершенные строительством многоквартирные жилые дома в различной степени готовности. ДД.ММ.ГГГГ между ИП Сафарян Д.С. и Тлиш В.Р. заключен договор купли-продажи результатов строительно-монтажных работ в виде незавершенных строительством объектов с кадастровыми номерами №.
Указанные объекты были возведены АО «РЖДстрой» по договору подряда с ГК «Олимпстрой» в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности Краснодарского края, и ранее предоставленного в безвозмездное пользование ГК «Олимпстрой» на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р и договора безвозмездного срочного пользования от ДД.ММ.ГГГГ №, который прошел государственную регистрацию права в Росреестре ДД.ММ.ГГГГ (регистрационная запись №). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, за административными истцами признанно право собственности на незавершенные строительством объекты капитального строительства с кадастровыми номерами № (л.д.№). Решение послужило основанием для внесения в ЕГРН записи о государственной регистрации права вышеуказанных объектов за административными истцами.
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью 102740 кв.м. Данный земельный участок образован на основании кадастровых работ, проведенных по заказу ГК «Олимпстрой» и поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной приказом Минрегиона России от 18.10.2011 № 146-ОИ, для строительства олимпийского объекта федерального значения «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)», предусмотренного п. 207.1 Программы строительства, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее — Олимпийский объект). Согласно информации, полученной из государственного кадастра недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером № площадью 102740 кв.м зарегистрировано право собственности Краснодарского края. На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости с регистрацией на них прав собственности, а именно: на 3 объекта с кадастровыми номерами №, № – зарегистрировано право муниципальной собственности; - на 1 объект с кадастровым номером № – зарегистрировано право муниципальной собственности; - на 1 объект – с кадастровым номером № - здание 24 кв.м – зарегистрировано право муниципальной собственности. В связи с нахождением в границах земельного участка с кадастровым номером № также объектов, находящихся в муниципальной собственности административными истцами за счет собственных средств, была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусматривающая раздел земельного участка с кадастровым номером № с его сохранением в измененных границах (л.д.№).
Административные истцы обратились в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, о предоставлении земельного участка без проведения торгов (л.д.<адрес>), в котором изложили требования: принять решение об утверждении прилагаемой к заявлению схемы расположения земельного участка, предусматривающей образование 16 земельных участков, а именно: ЗУ1 площадью 4328 кв.м., ЗУ2 площадью 1236 кв.м., ЗУ3 площадью 1934 кв.м., ЗУ4 площадью 6 кв.м., ЗУ5 площадью 1 кв.м., ЗУ6 площадью 3 кв.м., ЗУ7 площадью 99 кв.м., ЗУ8 площадью 1 кв.м., ЗУ9 площадью 1 кв.м., ЗУ10 площадью 1 кв.м., ЗУ11 площадью 3 кв.м., ЗУ12 площадью 2 кв.м., ЗУ13 площадью 2 кв.м., ЗУ14 площадью 2 кв.м., ЗУ15 площадью 1 кв.м., ЗУ2 площадью 9 кв.м., путем раздела земельного участка с кадастровым номером № с его сохранением в измененных границах. Основание предоставления земельного участка в аренду – подпункт 10 пункта 2 ст. 39.6, пункт 5 ст. 39.6 ЗК РФ; учитывая, что земельный участок не предоставлялся в порядке, предусмотренном для комплексного освоения в целях жилищного строительства, изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в измененных границах на «жилой комплекс» в целях приведения вида разрешенного использования в соответствие установленным для территориальной зоны «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка до 36 м» видам разрешенного использования; после проведения государственного кадастрового учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером № предоставить ИП Сафарян Д.С. и Тлиш В.Р. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером № оставшейся площадью 95 111 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Адлерский, <адрес>, участок № для завершения строительства многоэтажных жилых домов (жилого комплекса) и заключить соответствующий договор аренды. Основание предоставления земельного участка в аренду – подпункт 10 пункта 2 ст. 39.6, подпункт 1 пункта 5 ст. 36.9 Земельного кодекса РФ.
Письмом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04.07.2018г. (л.д.№) административным истцам отказано в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых из земельного участка с кадастровым номером №, по тем основаниям, что планируемые к образованию земельные участки находятся в границах территории, для которой утверждены проекты межевания территории приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2013 №25-ОИ, отсутствует согласие в письменной форме всех собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером №. Также указано, что предельная площадь части земельного участка, занятая объектом недвижимости и необходимая для его использования, должна соответствовать утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для конкретных видов деятельности.
Рассматривая требования административных истцов по существу, суд руководствуется ст. 552 ГК РФ ( пункт 1), согласно которому по договору купли-продажи здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю одновременно с передачей права собственности на такое имущество переходят права на земельный участок, занятый этим недвижимым имуществом и необходимый для его использования.
При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (ч. 1 ст. 35 ЗК РФ).
По правилам статьи 35 ЗК РФ, статей 271, 552 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем иному лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком; при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Согласно статье 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно указанным нормам при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование земельного участка, который занят этой недвижимостью и необходим для ее использования. Покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих (перешедших к нему) прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение (п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).
В соответствии с п. 3 ст. 39.20 ЗК РФ если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Учитывая, что незавершенных строительством объекты капитального строительства с кадастровыми номерами № принадлежащие административным истцам находятся на земельном участке с кадастровым номером № заявители были намерены реализовать свое право на предоставление названного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В силу подпункта 9 пункта 2 вышеназванной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.
Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение регламентированы ст. 39.20 ЗК РФ.
Согласно п. 6 ст. 39.20 ЗК РФ любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
На основании подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает соответствующее решение.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, и на котором расположены здания, строения, сооружения без проведения торгов утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 г. № 415, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 27.02.2015 г. № 36258.
Для заключения договора аренды на данный земельный участок необходима согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В соответствии с п.2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.
Согласно п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Указанное правило в отношении аренды конкретизировано в ст. 607 ГК РФ, согласно которой в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В материалы дела, административными истцами в качестве обоснования заявленных доводов административного иска предоставлена копия заявления с отметкой департамента на 3 листах. Так, на 2-ом листе заявления, в абзаце 3, просительной части указывается на заключение договора аренды сроком на 3 года. Отсутствие от ответчика каких-либо действий в части требований о предоставлении земельного участка в аренду, заключение договора аренды, а также не изменение вида разрешенного использования земельного участка, свидетельствуют о его бездействии, что в свою очередь является не допустимым
Пунктом 3 части 1 статьи 11.ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
Из статьи 11.10 ЗК РФ следует, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ
Данная схема необходима для предоставления административным истцам испрашиваемого земельного участка в аренду; а также для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
Как следует из материалов дела, административными истцами была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусматривающая раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402052:1507 с его сохранением в измененных границах.
Административными истцами при обращении в Департамент имущественных отношений Краснодарского края для разрешения поставленных вопросов был предоставлен полный перечень документов, включая схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При определении способа и срока устранения, допущенных административным ответчиком нарушений суд не связан требованием заявителя, а обязан руководствоваться требованиями законами и установленными при рассмотрении дела обстоятельствами.
Согласно сведениям, полученным из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи (регистрационный номер №) следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, жилой квартал, <адрес>, участок 13 в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными Городским Собранием Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок расположен в территориальной зоне: Ж-4- многоэтажная жилая застройка высотой до 36 метров.
В силу положений Главы 4 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Сочи физическими и юридическими лицами осуществляется в соответствии с перечнем видов разрешенного использования на территории соответствующей территориальной зоны, установленным настоящими Правилами, при условии соблюдения требований технических регламентов и иных обязательных требований.
Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Сочи может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласования с учетом требований действующего законодательства.
Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства органами государственной власти, администрацией города Сочи, государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями может осуществляться при письменном согласии соответствующего уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления города Сочи.
Учитывая установленное, суд полагает, что правообладателю земельного участка, коим является административный ответчик, принадлежит право изменения вида разрешённого участка, а, следовательно, довод представителя административного ответчика в части отсутствия указанных полномочий у Департамента имущественных отношений Краснодарского края является несостоятельным.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством суд. Судебная защита осуществляется способами, предусмотренными законом, которые должны соответствовать содержанию нарушенных прав лица и характеру допущенного нарушения.
В силу ст. 4 КАС РФ гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 КАС РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, отказ административного ответчика в предоставлении государственной услуги:
- об утверждении прилагаемой к заявлению схемы расположения земельного участка, предусматривающей образование 16 земельных участков, а именно: ЗУ1 площадью 4328 кв.м., ЗУ2 площадью 1236 кв.м., ЗУ3 площадью 1934 кв.м., ЗУ4 площадью 6 кв.м., ЗУ5 площадью 1 кв.м., ЗУ6 площадью 3 кв.м., ЗУ7 площадью 99 кв.м., ЗУ8 площадью 1 кв.м., ЗУ9 площадью 1 кв.м., ЗУ10 площадью 1 кв.м., ЗУ11 площадью 3 кв.м., ЗУ12 площадью 2 кв.м., ЗУ13 площадью 2 кв.м., ЗУ14 площадью 2 кв.м., ЗУ15 площадью 1 кв.м., ЗУ2 площадью 9 кв.м., путем раздела земельного участка с кадровым номером 23:49:0402052:1507 с его сохранением в измененных границах. Основание предоставления земельного участка в аренду – подпункт 10 пункта 2 ст. 39.6, пункт 5 ст. 39.6 ЗК РФ;
- об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в измененных границах на «жилой комплекс» в целях приведения вида разрешенного использования в соответствие установленным для территориальной зоны «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка до 36 м» видам разрешенного использования;
- о проведения государственного кадастрового учета изменений границ земельного участка с кадастровым номером № и предосталении ИП Сафарян Д.С. и Тлиш В.Р. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером № оставшейся площадью 95 111 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Адлерский, <адрес>, участок № для завершения строительства многоэтажных жилых домов (жилого комплекса) и заключить соответствующий договор аренды. Основание предоставления земельного участка в аренду – подпункт 10 пункта 2 ст. 39.6, подпункт 1 пункта 5 ст. 36.9 Земельного кодекса РФ, является незаконным.
Удовлетворяя административный иск, суд также учитывает, что в силу пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
Согласно пункту 2 Правил в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Согласно пункту 4 Правил земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются.
Таким образом, особые условия использования земельного участка не являются препятствием для передачи земельного участка в собственность, а налагают на пользователей земельных участков обязанность предпринимать все зависящие от них меры, способствующие обеспечению сохранности этих линий, и запрет на осуществление любых действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или), повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил).
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации предоставлено право переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких, земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с установленными правилами.
При рассмотрении дела, судом предприняты меры для установления обстоятельств фактического нарушения прав МО город-курорт Сочи в случае изменения и утверждения измененной схемы расположения земельного участка с учетом нахождения на нем объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за муниципальным образованием. С этой целью к участию в деле была привлечена администрации город-курорт Сочи, однако, представитель заинтересованного лица покинул судебное заседание, не явившись в судебный процесс после объявленного перерыва.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд учитывает также то, что административными истцами в установленном законом порядке получено разрешение №МС, выданное ИП Сафарян Д.С. и Тлиш В.Р. ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на строительство объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией ". Срок действия разрешения - до ДД.ММ.ГГГГг.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Тлиш В. Р., Сафарян Д. С. к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении земельного участка в аренду - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края в предоставлении государственной услуги, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ по не утверждению схемы расположения земельного участка, не изменению вида разрешенного использования земельного участка, не заключению договора аренды.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края утвердить и выдать схему расположения земельного участка с кадастровым номером № на кадастровом плане территории с учетом обоснования площади земельного участка, необходимого для завершения капитального строительства объекта: «Многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских зимних игр 2014 в г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)» Площадка № «Жилой квартал в селе <адрес> города Сочи по <адрес>» по координатам границ, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с сохранением земельного участка с кадастровым номером № в измененных границах, указав в решении об утверждении схемы расположения земельного участка на право Тлиш В. Р., Сафарян Д. С. на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации на образуемый земельный участок.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, жилой квартал, <адрес>, участок 13 на «жилой комплекс» в целях приведения вида разрешенного использования в соответствие установленным для территориальной зоны «Ж-4» - многоэтажная жилая застройка до 36 м» видам разрешенного использования.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края после проведения государственного кадастрового учета изменения границ земельного участка с кадастровым номером № принять решение о предоставлении ИП Сафарян Д.С. и Тлиш В.Р. в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером № оставшейся площадью 95 111 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, р-н Адлерский, <адрес>, участок № для завершения строительства многоэтажных жилых домов (жилого комплекса) и заключении соответствующего договора аренды.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии по Краснодарскому краю соответствующих изменений в ЕГРН.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Советский районный суд города Краснодара в течение одного месяца.
Судья: