Мотивированное решение изготовлено 19 ноября 2018 года
Дело № 2-811/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерациип. Переяславка 13 ноября 2018 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе: председательствующего судьи О.М. Красногоровой, при секретаре судебного заседания В.Ю. Желудковой, с участием истца О.Н. Кобец и её представителя по устному заявлению М.С. Груденко, представителя ответчика Е.В. Трофимовой, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобец Оксаны Николаевны к Управлению пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в районе имени Лазо Хабаровского края об обязывании включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения на семинарах и курсах повышения квалификации, признании права на досрочную страховую пенсии по старости,
установил:
Истец Кобец О.Н. обратилась в суд с указанным иском к ответчику Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в районе имени Лазо Хабаровского края, в котором указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она работает учителем начальных классов в МБОУ СОШ № 1 п. Переяславка. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР (ГУ) в районе имени Лазо Хабаровского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием специального трудового стажа, однако в назначении пенсии ей было отказано. По мнению истца данное решение незаконно, поскольку ответчиком необоснованно в педагогический стаж работы не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах и командировок с сохранением заработной платы, в связи с чем просит обязать УПФР (ГУ) в районе имени Лазо Хабаровского края включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, периоды нахождения на семинарах ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать право на досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Кобец О.Н. и её представитель Груденко М.С. исковые требования поддержали в полном объёме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика УПФР (ГУ) в районе имени Лазо Хабаровского края в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, не указаны. Кроме того, законодатель, закрепляя в Федеральном законе «О страховых пенсиях» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности. При этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах, по мнению представителя ответчика, никоим образом не сопряжены с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определённой профессиональной деятельности, в связи с чем они включению в соответствующий стаж работы не подлежат.
Выслушав истца, представителей сторон, исследовав письменные доказательства по делу в совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кобец О.Н. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в районе имени Лазо Хабаровского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно решению УПФР (ГУ) в районе имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №, по состоянию на дату обращения стаж Кобец О.Н., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ (далее – педагогический стаж), составляет <данные изъяты>. Не засчитаны в педагогический стаж, в том числе, следующие периоды: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на семинарах; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации.
Остальные периоды трудовой деятельности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ сторонами не оспариваются, подтверждаются материалами дела, в числе которых – трудовая книжка № на имя Кобец О.Н.
На основании положений статьи187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Следовательно, период нахождения на курсах повышения квалификации, а также на семинарах является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Прохождение курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности, что подтверждается частью 4 статьи 196 Трудового кодекса РФ, где сказано, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В материалах дела имеются сведения о том, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Кобец О.Н. находилась на семинарах учителей начальных классов с сохранением заработной платы на основании приказов работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она же находилась на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы в соответствии с приказами работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №. Указанное подтверждается справкой МБОУ СОШ № 1 р.п. Переяславка муниципального района имени Лазо Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № №, соответствующими приказами.
Таким образом, начисление истцу заработной платы производилось на протяжении всего периода работы, включённой в страховой стаж, а также в вышеуказанные периоды её нахождения на курсах повышения квалификации.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39, части 1 и 2).
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 8 данного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пенсионное законодательство на территории Российской Федерации применяется с учётом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, согласно которой нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Согласно части 1 статьи 11 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность вучреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 2 которых при исчислении стажа работы в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, согласно пункту 5 которых в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В судебном заседании установлено, что Кобец О.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в должности учителя начальных классов. В периоды работы Кобец О.Н. работодателем направлялась на семинары и курсы повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением места работы и заработной платы, с отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, что ответчиком не оспаривается.
Статьи 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с пунктом 12 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017)», утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 года, в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации, нахождение на семинарах приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на данные курсы, то исчисление стажа за эти периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем суд читает необходимым включить спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах в стаж работы Кобец О.Н. по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
При зачёте указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, суд признаёт, что на дату обращения истцом Кобец О.Н. к ответчику ДД.ММ.ГГГГ она имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, так как наработала требуемый специальный стаж не менее 25 лет, ввиду чего требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме.
По приведённым причинам суд отвергает доводы представителя ответчика о том, что вышеназванные периоды трудовой деятельности Кобец О.Н. не подлежат включению в её трудовой стаж, как не предусмотренные Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и не сопряжённые с повышенными физиологическими нагрузками, обусловленными характером определённой профессиональной деятельности, поскольку эти доводы не обоснованны и противоречат положениям действующего законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░: ░░.░░.░░░░, ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░