Дело № 2-1207/2020
УИД - 61RS0036-01-2020-002506-76
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 октября 2020 года Каменский районный суд Ростовской области в составе судьи Курилова А.Е.,
при секретаре Семерниковой Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аверина Виктора к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Каменск-Шахтинском (межрайонное) о признании незаконным решения о приостановлении выплаты пенсии, включении суммы пенсии в наследственную массу,
У С Т А Н О В И Л:
Аверин В. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Каменск-Шахтинском (межрайонное) о признании незаконным решения о приостановлении выплаты пенсии, включении суммы пенсии в наследственную массу, ссылаясь на то, что он является сыном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В январе 2020 года он обратился к нотариусу Донецкого нотариального округа и по его заявлению было открыто наследственное дело после смерти матери. В рамках наследственного дела нотариус обратился к ответчику за определением сумм страховой пенсии, входящей в наследственную массу после смерти ФИО2 09.01.2020 года от ответчика был получен ответ, согласно которому начисленные суммы пенсии, не полученные ФИО2, отсутствуют. С данным ответом он не согласен. В период с 2018 года по момент смерти ФИО2 была тяжело больна, перенесла инфаркт мозга (ишемический инсульт), нарушение мозгового кровообращения с повреждением ткани мозга, с нарушением его функций, с развитием моторной афазии. Как следствие ФИО2 в силу объективных причин не могла самостоятельно получить пенсию и предоставить сведения о своей регистрации ответчику, она находилась на стационарном лечении. Никаких писем ответчик в адрес ФИО2 не направлял, место ее нахождения не выяснял. Также ответчик вправе самостоятельно запросить сведения в УФМС о регистрации в отношении пенсионера, что сделано не было. В связи с тем, что он является наследником первой очереди и нотариусом по его заявлению было открыто наследственное дело, то неполученные суммы пенсии подлежат включению в наследственную массу.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований при производстве по делу, истец Аверин В. просит суд признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Каменск-Шахтинском (межрайонное) от 24.09.2018 года по приостановлению выплаты пенсии ФИО2, а также включить сумму пенсии, не полученную ФИО2 за период с апреля 2018 года по 10 марта 2019 года в наследственную массу.
В судебное заседание истец Аверин В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия с участием его представителя. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд определил о рассмотрении дела без участия истца в судебном заседании.
В судебном заседании представитель истца Аверина В. – адвокат Потапов С.А. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, мотивируя доводами, указанными в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФР в г. Каменск-Шахтинском (межрайонное) – Черешнева О.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что решение о приостановлении выплаты пенсии ФИО2 является законным и обоснованным, так как ФИО2 не получала пенсию в течении шести месяцев, в наследственную массу после смерти ФИО2 могут быть включены только суммы страховой пенсии, начисленные ФИО2 до принятия решения о приостановлении выплаты пенсии, после приостановления выплаты пенсия ФИО2 не начислялась.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и дав оценку всем доказательствам по делу, суд считает, что исковые требования ФИО7 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась получателем страховой пенсии по старости в ГУ - УПФР в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное).
Согласно заявлению ФИО2 от 23.09.2008 года страховая пенсия перечислялась через <данные изъяты> путем вручения пенсии на дому.
Также из материалов дела следует, что за период с 01.04.2018 года по 30.09.2018 года доставка пенсии не была произведена, в связи с отсутствием ФИО2 по адресу доставки пенсии, указанному в выплатном (пенсионном) деле: <адрес>.
Распоряжением ГУ - УПФР в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) от 24.09.2018 года выплата страховой пенсии ФИО2 была приостановлена с 01.10.2018 года в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с неполучением страховой пенсии в течение шести месяцев.
С 01.04.2019 года выплата страховой пенсии ФИО2 была прекращена в связи со смертью Авериной Г.Ф. на основании п.п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Также из материалов дела следует, что в период с 11.06.2018 года по 26.06.2018 года и с 26.06.2018 года по 02.10.2018 года ФИО2 проходила стационарное лечение в отделении неврологии <данные изъяты> в связи с острым нарушением мозгового кровообращения по ишемическому типу в бассейне левой средней мозговой артерии (ЛСМА) с гемипарезом справа в головной мозг, что подтверждается медицинскими картами стационарного больного №, №, выписками из истории болезни.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла.
Истец Аверин В. является наследником ФИО2, что подтверждается выданным ему свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 1110 Гражданского кодекса РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследование, таким образом, относится к числу производных, т.е. основанных на правопреемстве, способов приобретения прав и обязанностей.
Определяя состав наследственного имущества, статья 1112 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в него входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
При этом, согласно пункту 2 указанной статьи в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным Кодексом или другими законами. Право на пенсию в указанной норме непосредственно не упомянуто. Это, однако, не означает, что все права, принадлежащие на день смерти пенсионеру как субъекту пенсионных правоотношений, переходят в порядке универсального правопреемства к его наследникам.
Определяя порядок наследования денежных средств, выплачиваемых гражданину в виде пенсии по социальному обеспечению, законодатель, учитывая общее предназначение пенсии как выплаты, которая предоставляется пенсионеру в качестве источника средств к существованию, в целях материальной поддержки членов его семьи и нетрудоспособных иждивенцев установил условия получения указанными лицами сумм пенсий, причитавшихся к выплате наследодателю-пенсионеру, но не полученных им при жизни, а также включения этих сумм в состав наследства. Это следует из положений статьи 1183 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса РФ право на получение подлежащих выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или не проживали; требования о выплате этих сумм должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства; при отсутствии у умершего членов семьи, проживавших совместно с ним, и нетрудоспособных иждивенцев, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных данным Кодексом.
Согласно разъяснениям, данным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.2009 года № 541-О-О, гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом. Реализация этого права предполагает не только возможность для лица - субъекта конкретного вида правоотношений по социальному обеспечению самостоятельно совершать определенные действия, но и требовать от иных участников (субъектов) данного правоотношения соблюдения его прав и совершения в его интересах соответствующих действий, а также возможность обращаться за судебной защитой своих прав в случае их нарушения. При этом реализация гражданином своего субъективного права на пенсионное обеспечение не может быть осуществлена без принятия правоприменительным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему сумм пенсии. Таким образом, право на пенсию, включающее право требовать установления и выплаты пенсии в надлежащем размере (т.е. в размере, определенном в соответствии с законом), неразрывно связано с личностью конкретного гражданина - участника пенсионного правоотношения.
Также в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что наследники, поскольку они не являются субъектами конкретного вида правоотношения по пенсионному обеспечению, не вправе требовать предоставления им материального обеспечения, предусмотренного в рамках данного правоотношения, - природа и содержание их прав носят иной характер, их права производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсии, полагающихся ему к выплате, но не полученных им при жизни. Не обладая всеми иными правами наследодателя, которые в соответствии с законом он мог реализовать в результате вступления в пенсионные правоотношения, они не вправе совершать и действия, направленные на признание за наследодателем права на получение пенсии, и возложение в связи с этим на орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязанности произвести начисление и выплату соответствующих сумм пенсии, что является личным субъективным правом гражданина как субъекта правоотношений по пенсионному обеспечению конкретного вида.
При приобретении наследниками в соответствии с гражданским законодательством права на получение сумм пенсии, подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни, у них не возникает право на получение пенсии наследодателя как особой социальной выплаты, установленной ему при жизни, - пенсионные правоотношения в случае смерти пенсионера прекращаются.
Права наследников производны от прав наследодателя только в части получения сумм пенсий, полагающихся наследодателю к выплате, которые были реально начислены, но по различным причинам фактически не были получены.
Согласно п. 68 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Требования лиц, наделенных правом на получение указанных в пункте 1 статьи 1183 ГК РФ невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.
Положениями ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены основания для приостановления выплаты пенсии и порядок возобновления ее выплаты.
Так, согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона, приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок.
Согласно ч. 3 ст. 24 указанного Федерального закона, возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. При этом неполученные суммы указанной пенсии, определенные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.
В соответствии со ст. 25 указанного Федерального закона, прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае смерти пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера.
Таким образом, распоряжение ГУ - УПФР в г. Каменск-Шахтинском Ростовской области (межрайонное) от 24.09.2018 года о приостановлении выплаты ФИО2 страховой пенсии, начиная с 01.10.2018 года является законным и обоснованным, принятым в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с неполучением ФИО2 установленной страховой пенсии в течение шести месяцев. Оснований для признания указанного решения незаконным, о чем просит истец в иске, не имеется.
Однако, как указано, в период с 01.04.2018 года по 30.09.2018 года страховая пенсия ФИО2 фактически начислялась и доставлялась по месту ее жительства через <данные изъяты>.
Как указано, в данный период (с 11.06.2018 года по 02.10.2018 года) ФИО2 проходила стационарное лечение в отделении неврологии <данные изъяты> в связи с острым нарушением мозгового кровообращения по ишемическому типу, в связи с этим, она не могла получить страховую пенсию, доставляемую по адресу места ее жительства.
Таким образом, в наследственную массу после смерти ФИО2 подлежит включению лишь та часть страховой пенсии, которая была фактически начислена ответчиком до момента приостановления выплаты пенсии, и не получена ФИО2 по причине ее болезни, то есть за период с 01.04.2018 года по 30.09.2018 года.
Учитывая, что после приостановления выплаты пенсии, то есть с 01.10.2018 года страховая пенсия ФИО2 не начислялась и не доставлялась, а право самого пенсионера на совершение распорядительных действий по возобновлению выплаты пенсии к наследниками не переходит и прекращается со смертью пенсионера, то оснований для включения в наследственную массу после смерти ФИО2 страховой пенсии за период с 01.10.2018 года по день смерти ФИО2, не имеется.
В связи с этим, исковые требования истца Аверина В. подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требованияАверина Виктора к ГУ - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Каменск-Шахтинском (межрайонное), - удовлетворить частично.
Включить в наследственную массу после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не полученную страховую пенсию по старости за период с 01.04.2018 года по 30.09.2018 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований Аверина Виктора, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Каменский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02.11.2020 года.
Председательствующий: