Судья-Шарпалова Л.А. стр. 173а г/п. 00 руб.
Докладчик-Кузнецов Ю.И. Дело №33а-3022/2019 06 мая 2019 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н ИЕ
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Кузнецова Ю.И.,
судей Брагина А.А., И.А. Пыжовой И.А.,
при секретаре Мироненко М.С.,
с участием прокурора Загвоздиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 06 мая 2019 года административное дело по апелляционной жалобе Карандашева Романа Александровича на решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 12 марта 2019 года, которым постановлено:
«административный иск Федерального казенного учреждения «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении Карандашева Романа Александровича удовлетворить.
Установить Карандашеву Роману Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор по 07 мая 2022 года включительно.
На период административного надзора установить Карандашеву Роману Александровичу административные ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком; запрещения выезда за пределы г. Архангельска Архангельской области; запрещения пребывания в развлекательных учреждениях, предприятиях общественного питания, на территории (в помещении) которых разрешено употребление алкогольной (спиртосодержащей) продукции, а также осуществляется продажа алкогольной (спиртосодержащей) продукции.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Карандашева Романа Александровича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».
Заслушав доклад судьи Кузнецова Ю.И., судебная коллегия
установила:
федеральное казенное учреждение «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Карандашева Р.А. на срок погашения судимости, а также административного ограничения в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку он имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за которое осужден к лишению свободы.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Карандашев Р.А. в судебном заседании с административным иском согласился.
Участвующий в деле прокурор Жданов С.А. дал заключение об обоснованности заявленных административных исковых требований.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился Карандашев Р.А.
В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, поскольку в суде первой инстанции не в полной мере понимал вопросы судьи, ему не было предложено воспользоваться услугами защитника для разъяснения его прав. Суд при вынесении решения не учел отсутствие у него своего места жительства и регистрации, инвалидность. Считает, что за одно преступление понес двойное наказание.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Карандашева Р.А., заключение прокурора Загвоздиной Н.А., просившей решение оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления, осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, регулируются гл. 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться такие административные ограничения как запрещение пребывания в определенных местах, запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление последнего административного ограничения является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Карандашев Р.А. осужден приговором Исакогорского районного суда г. Архангельска от 21 декабря 2009 года за совершение преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ, к 3 годам лишения свободы, без штрафа, на основании ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 2 года 6 месяцев. Постановлением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 10 февраля 2011 года Карандашеву Р.А. условное осуждение отменено, он направлен для отбывания наказания в виде лишения свободы сроком на 3 года в исправительную колонию общего режима.
07 февраля 2014 года Карандашев Р.В. освобожден из мест лишения свободы после отбытия наказания.
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 13 августа 2014 года Карандашеву Р.А. установлен административный надзор на срок 2 года и административное ограничение в виде обязательной два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком.
Решением Новодвинского городского суда Архангельской области от 11 февраля 2016 года срок административного надзора продлен Карандашеву Р.А. на 6 месяцев, установлено дополнительное административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня.
Решением Исакогорского районного суда г. Архангельска от 08 ноября 2016 года административный надзор в отношении Карандашева Р.А. продлен на срок 6 месяцев, то есть до 16 декабря 2017 года.
Приговором Октябрьского районного суда г. Архангельска от 14 ноября 2017 года Карандашев Р.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного п.«в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, относящегося к категории преступлений средней тяжести, совершенного при рецидиве преступлений, к 1 году 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Таким образом, Карандашев Р.В. имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы.
Материалами дела подтверждается, что административный ответчик освобождается из мест лишения свободы 08 мая 2019 года.
За время отбывания наказания осужденный администрацией исправительного учреждения характеризуется удовлетворительно.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Карандашев Р.В. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, судимым за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое осужден к лишению свободы, и пришел к выводу о том, что имеются предусмотренные Федеральным законом № 64-ФЗ основания для установления в отношении указанного лица административного надзора.
Учитывая данные о личности осужденного, характер и обстоятельства совершенных им преступлений, суд пришел к выводу о необходимости установления административного надзора на срок погашения судимости по приговору Октябрьского районного суда г. Архангельска от 14 ноября 2017 года с возложением административных ограничений в виде: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком; запрещения выезда за пределы г. Архангельска Архангельской области; запрещения пребывания в развлекательных учреждениях, предприятиях общественного питания, на территории (в помещении) которых разрешено употребление алкогольной (спиртосодержащей) продукции, а также осуществляется продажа алкогольной (спиртосодержащей) продукции.
Установленный Карандашову Р.А. срок административного надзора, как и административные ограничения, судебной коллегией признаются правильными и отвечающими требованиям законодательства, в том числе разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Оснований для снижения срока административного надзора, который соответствует приведенным выше положениям материального закона, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы (далее жалоба) административного ответчика о том, что он не был обеспечен защитником являются несостоятельными, поскольку судом первой инстанции при направлении 06 марта 2019 года извещения о времени и месте судебного заседания ему разъяснялись права, в том числе и на участие представителя, но он этим правом не воспользовался.
По данной категории дел законом не предусмотрено обязательное участие адвокатов и на суд не возложена обязанность обеспечивать участников процесса представителями, Карандашов Р.А. принимал участие при рассмотрении дела в суде первой инстанции лично.
Необоснованным является и довод жалобы о том, что он не имеет места жительства и суд необоснованно запретил ему выезд за пределы г. Архангельска, поскольку из приговора Октябрьского районного суда г. Архангельска от 14 ноября 2017 года следует, что он имел регистрацию в Архангельске, из его объяснений в суде первой инстанции также усматривается, что он намерен после освобождения проживать в г. Архангельске.
Несостоятельными также являются доводы жалобы о том, что он является инвалидом, установление административного надзора является вторым наказанием за совершенное преступление, поскольку законом не запрещено устанавливать административный надзор инвалидам, установление административного надзора не является наказанием за совершенное преступление, а устанавливается для предупреждения совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ).
При этом судебная коллегия отмечает, что в дальнейшем поднадзорное лицо не лишено возможности в случае добросовестного соблюдения административных ограничений и положительной характеристики по месту работы и (или) месту жительства обратиться в суд в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона № 64-ФЗ с заявлением о досрочном прекращении административного надзора либо частичной отмене административных ограничений.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 64-ФЗ Карандашов Р.А. не лишен права обращаться в органы внутренних дел за разрешением выезжать временно за пределы территории г. Архангельска по основаниям, указанным в данном Федеральном законе.
Вместе с тем решение суда подлежит изменению в части установления ограничения в виде запрещения пребывания в развлекательных учреждениях, предприятиях общественного питания, на территории (в помещении) которых разрешено употребление алкогольной (спиртосодержащей) продукции, а также осуществляется продажа алкогольной (спиртосодержащей) продукции, поскольку из разъяснения, изложенного в абзаце 5 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», следует, что, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Исакогорского районного суда города Архангельска от 12 марта 2019 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«административный иск Федерального казенного учреждения «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении Карандашева Романа Александровича удовлетворить.
Установить ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор по 07 мая 2022 года включительно.
На период административного надзора установить Карандашеву Роману Александровичу административные ограничения в виде: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком; запрещения выезда за пределы г. Архангельска Архангельской области; запрета посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Карандашева Романа Александровича на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения».
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи А.А. Брагин
И.А. Пыжова