№ 2а-800/2020
УИД 44RS0003-01-2020-001473-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2020 года г. Шарья
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Шушкова Д.Н., при секретаре Шадриной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации городского округа город Шарья Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №_____,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Шарья Костромской области обратилась в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 рублей, установленного постановлением судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Хорошиловой Е.С. о взыскании исполнительского сбора от 17.09.2020г. по исполнительному производству №_____.
В обоснование заявления указано, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 28.08.2017 года по делу № 2-741/2017 удовлетворен иск Шарьинского межрайонного прокурора о возложении на администрацию городского округа город Шарья Костромской области обязанности предоставить Зеленову С.А., ________ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 21.08.2020 года на основании исполнительного листа № 2-741/2017 от 15.12.2017 г. было возбуждено исполнительное производство №_____. Указанным постановлением администрации установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Судебному приставу-исполнителю было направлено заявление об отложении исполнительных действий исх. №_____ от 03.09.2020 года.
Постановлением судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Хорошиловой Е.С. о взыскании исполнительского сбора от 17.09.2020 года с администрации взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Администрация полагает, что были предприняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Бюджет городского округа город Шарья на 2020 год, утвержденный Решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2019 г. № 58-ДН «О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», являлся дефицитным, дополнительные денежные средства на обеспечение полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо предусмотренных областных субвенций на исполнение указанных государственных полномочий не содержал, исполнение решений суда в интересах указанной категории лиц осуществляется за счёт направленных областью субвенций.
Администрацией принимаются меры по организации приобретения жилых помещений для исполнения решений судов. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья на официальном сайте государственных закупок в сети «Интернет» размещен план закупок на 2020 год, в соответствии с которым запланировано на 2020 год проведение аукционов в электронной форме на предмет приобретения жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа г. Шарья Костромской области.
За 2018-2019 годы Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья были проведены 24 аукциона в электронной форме в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, что подтверждается списком заключенных контактов и сведениями портала государственных закупок в сети «Интернет» о проведении 24 аукционов в 2018-2019 годах. Данные жилые помещения предоставлены 24 лицам указанной категории, на основании постановлений администрации городского округа город Шарья.
В январе 2020 года с целью исполнения решений Шарьинского районного суда о предоставлении жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим нормам, на основании которых были возбуждены исполнительные производства, между Администрацией и Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области было заключено соглашение о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений №_____ от 17.01.2020г. Субвенциями предусмотрено 18 039 534рубля.
На вышеперечисленные субвенции комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья заключено 23 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Шарья Костромской области.
Вопрос о предоставлении жилого помещения Зеленову С.А. будет рассмотрен в ближайшее время.
Уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора является нецелесообразной, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений, будут взысканы в виде исполнительского сбора.
Администрация считает, что приняла все меры для надлежащего исполнения обязательств при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру обязательств и условиям оборота. Исполнение решения Шарьинского районного суда от 28.08.2017 года по делу № 2-741/2017 в установленный судебным приставом-исполнителем срок было объективно невозможно, также в связи с изложенными обстоятельствами было невозможно его исполнение на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Костромской области, в качестве заинтересованного лица - взыскатель Зеленов С.А.
Дело рассматривается в отсутствие представителя администрации городского округа город Шарья и представителя УФССП России по Костромской области, просивших о рассмотрении дела без их участия.
Дело рассматривается в отсутствие судебного пристава-исполнителя Хорошиловой Е.С. и заинтересованного лица Зеленова С.А., уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель УФССП России по Костромской области Карпова О.А направила в суд возражения на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 28 августа 2017г. были удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора в интересах Зеленову С.А. к администрации городского округа город Шарья. На ответчика возложена обязанность предоставить Зеленову С.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда на территории городского округа город Шарья Костромской области.
Данное решение вступило в законную силу, судом был выписан исполнительный лист.
На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство №_____.
В установленный пятидневный срок после получения постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении указанного исполнительного производства решение исполнено не было.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Хорошиловой Е.С. от 17.09.2020г. в связи с неисполнением в срок в добровольном порядке требований исполнительного документа с администрации городского округа город Шарья взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей.
В соответствии с положениями статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Решением Шарьинского районного суда Костромской области от 28 августа 2017 года на администрацию городского округа город Шарья возложена обязанность предоставить Зеленову С.А. на основании договора найма специализированного жилого помещения с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилого фонда на территории городского округа город Шарья.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.
Из справки Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья Костромской области от 30 сентября 2020г. следует, что в муниципальном специализированном жилищном фонде администрации городского округа город Шарья Костромской области отсутствуют свободные жилые помещения, предназначенные для проживания лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 15).
Бюджет городского округа город Шарья на 2020 год, утвержденный Решением Думы городского округа город Шарья Костромской области от 24.12.2019 г. № 58-ДН «О бюджете городского округа город Шарья Костромской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», являлся дефицитным (л.д. 36).
17.01.2020 года между администрацией городского округа город Шарья и Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области заключено Соглашение №_____ о предоставлении из бюджета Костромской области бюджету городского округа город Шарья Костромской области субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Общий объём бюджетных ассигнований по указанному соглашению в 2020 году составил 18 039 524 рубля.
За счет выделенных средств администрацией городского округа город Шарья заключено 23 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа город Шарья Костромской области.
Согласно плана-графика закупок товаров, работ, услуг на 2020 финансовый год и на плановый период 2021 и 2022 годов Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа город Шарья в 2020 году запланировано проведение аукционов в электронной форме на предмет приобретения жилых помещений для обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа г. Шарья Костромской области.
По мнению суда, администрацией городского округа город Шарья представлены доказательства, свидетельствующие о принятии всех мер, с учетом отсутствия необходимых денежных средств, для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно.
При данных обстоятельствах, наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда, отсутствии виновного противоправного бездействия должника - администрации городского округа город Шарья в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, исковые требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 360 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 17.09.2020░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №_____.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ __________