Дело № 12-165/2022
91RS0024-01-2021-005546-73
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ялта 06 апреля 2022 года
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Романенко В.В., с участием заявителя – Вострокнутова Г.А., его защитников – Русакова Д.С., Аванесян К.Г., представителя по доверенности Госкомрегистра – Керенской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Вострокнутова Г. А. на постановление главного государственного инспектора в г. Ялте Республики Крым по использованию и охране земель – начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О. Д. от 29 июля 2021 года № 28/50-25 о назначении административного наказания, предусмотренного ч.1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Вострокнутова Г. А.,
у с т а н о в и л:
постановлением главного государственного инспектора в г. Ялте Республики Крым по использованию и охране земель – начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. от 29 июля 2021 года № 28/50-25 Вострокнутов Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
На данное постановление Вострокнутовым Г.А. подана в суд жалоба, которая решением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 ноября 2021 года удовлетворена, постановление должностного лица административного органа в отношении Вострокнутова Г.А. отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Не согласившись с решением судьи Ялтинского городского суда РК, должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, которая удовлетворена и решением судьи Верховного суда РК от 10 марта 2022 года решение судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 18 ноября 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в Ялтинский городской суд РК.
Дело назначено к рассмотрению Ялтинским городским судом РК на 06 апреля 2022 года.
Жалоба Вострокнутова Г.А. обоснована тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №<номер>, общей площадью 597,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с разрешенным видом использования земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. На указанном земельном участке расположено основное домостроение - жилой дом с кадастровым номером №<номер>, общей площадью 254,6 кв.м., а также вспомогательные строения, зарегистрированные в надлежащем порядке, как жилые дома, а именно: жилой дом с кадастровым номером №<номер> общей площадью 38,8 кв.м., жилой дом с кадастровым номерам №<номер>, общей площадью 45,9 кв.м. Вострокнутов Г.А. зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, в связи с осуществлением деятельности по кратковременной сдаче жилья физическим лицам, что послужило единственным основанием для привлечения его должностным лицом к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, поскольку иного собранными материалами не установлено. В связи с чем, считает, что обжалуемое постановление принято с нарушением норм процессуального и материального права, без учета всех обстоятельств.
Заявитель и защитники в судебном заседании доводы жалобы поддержали, просили постановление отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Вострокнутов Г.А. пояснил, что он сам зарегистрирован и проживает в жилом доме с семьей, принадлежащем ему на праве собственности и иногда сдает его в наем по просьбе знакомых, однако его действия не носят системного характера.
Представитель по доверенности Госкомрегистра считает привлечение Вострокнутова Г.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ законным и обоснованным, в связи с чем, возражала против жалобы.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы жалобы, дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя председателя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 19 мая 2021 года № 1119-02/2 в отношении Вострокнутова Г.А. в период с 22 июня 2021 года по 1 июля 2021 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №<номер>, по результатам которой установлено, что указанный земельный участок, площадью 597 кв.м, принадлежащий на праве собственности Вострокнутову Г.А., относится к категории земель «земли поселений» с разрешенным видом использования «для индивидуального жилищного строительства».
На данном земельном участке по адресу: <адрес> также расположены принадлежащие на праве собственности Вострокнутову Г.А. объекты капитального строительства: 2-х этажный жилой дом, площадью 45.9 кв.м (кадастровый №<номер>, договор дарения от 21 августа 2013 года, право зарегистрировано 24 сентября 2020 года); 2-х этажный жилой дом, площадью 38.8 кв.м (кадастровый №<номер>, договор дарения от 21 августа 2013 года, право зарегистрировано 28 декабря 2020 года); 4-х этажный жилой дом, площадью 254.6 кв.м (кадастровый №<номер>, договор дарения от 11 августа 2013 года, право зарегистрировано 15 ноября 2016 года, которые используются Вострокнутовым Г.А. для кратковременной сдачи в наём отдыхающим.
Установив, что Вострокнутов Г.А. осуществляет деятельность по кратковременной сдаче жилья физическим лицам как налогоплательщик налога на профессиональный доход, то есть фактически оказывает гостиничные услуги при том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым принадлежащий ему земельный участок относится к территориальной зоне ТЗ-01/1-1276, которая не предусматривает размещение гостиниц и иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, должностным лицом административного органа 16 июля 2(21 года в отношении Вострокнутова Г.А. составлен протокол об административном правонарушении, по итогам рассмотрения которого 29 июля 2121 года вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, с такими выводами должностного лица согласиться нельзя, поскольку они являются преждевременными, сделанными без полного и всестороннего исследования всех имеющихся в деле доказательств, при этом обстоятельства, подлежащие выяснению, в полной мере не установлены, доказательствам, представленным в материалы дела, надлежащая правовая оценка не дана, а имеющиеся по делу противоречия в ходе рассмотрения дела не устранены.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьями 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства на основании пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу положений абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 1) называет среди основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В связи с этим при строительстве и эксплуатации объектов, находящихся на земельных участках (здания, сооружения, объекты капитального строительства, линейные объекты), должны соблюдаться требования, обусловленные целевым назначением и (или) разрешенными видами использования земельного участка, в границах которого они создаются и используются.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым земельный участок с кадастровым номером 90:25:070501:962 относится к территориальной зоне ТЗ-01/1-1276, которая предусматривает:
основные виды разрешенного использования: «Для индивидуального жилищного строительства» код 2.1 (п1); «Для ведения личного подсобного хозяйства» код 2.2; «Блокированная жилая застройка» код 2.3; «Коммунальное обслуживание» код 3.1; «Образование и просвещение» код 3.5; «Обеспечение внутреннего правопорядка» код 8.3; «Земельные участки (территории) общего пользования» код 12.0; «Ведение огородничества» код 13.1; «Ведение садоводства» код 13.2;
условно-разрешенные виды использования: «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка» код 2.1.1; «Хранение автотранспорта» код 2.7.1; «Культурное развитие» код 3.6; «Религиозное использование» код 3.7; «Магазины» код 4.4; «Банковская и страховая деятельность» код 4.6; «Объекты дорожного сервиса» код 4.9.1; «Спорт» код 5.1;
вспомогательные виды разрешенного использования: «Социальное обслуживание» код 3.2; «Бытовое обслуживание» код 3.3.
Указанная территориальная зона не предусматривает в качестве основного, условно-разрешенного или вспомогательного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства такой вид как «туристическое обслуживание» (код 5.2.1 (п1), в соответствии с которым возможно размещение детских лагерей, пансионатов, туристических гостиниц, кемпингов, домов отдыха, не оказывающих услуги по лечению, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них.
При принятии решения по делу не дана оценка соответствия жилых помещений, принадлежащих Вострокнутову Г.А., одному из видов размещения применительно к понятиям, закрепленным в статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которым:
- средство размещения - имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц (абзац 32);
- гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности (абзац 33);
- гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (абзац 34);
- классификация гостиниц - отнесение гостиниц к определенным категориям, установленным положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации, на основании оценки соответствия гостиниц и предоставляемых в них гостиничных услуг требованиям, установленным этим положением (абзац 35).
При этом согласно приказу Росстата от 30 июля 2021 года № 461 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения в сфере туризма» так же установлены понятия, применяемые в сфере туризма:
- специализированные средства размещения - объекты туристской индустрии, представляющие собой коллективные средства размещения, которые предоставляют услуги размещения и дополнительные услуги в соответствии с назначением, специализацией, профилем работы и (или) правлением деятельности, а именно туристские, оздоровительные, спортивные, физкультурно-оздоровительные, образовательные и другие;
- гостиницы (отели) - средства размещения, представляющие собой имущественные комплексы, включающие в себя здание или часть здания, помещения и иное имущество, в которых предоставляются услуги смещения и, как правило, услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг;
- меблированные комнаты - помещения, предназначенные для проживания туристов, с ограниченным перечнем оказываемых услуг, как завило, без услуг питания и других дополнительных услуг;
гостевые дома - коллективные средства размещения гостиничного типа небольшой вместимости (мини-гостиницы), предоставляющие услуги временного проживания, в которых не предусмотрено оказание всего спектра гостиничных услуг.
Кроме того, из общедоступных источников в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» следует, что принадлежащий Вострокнутову Г.А. жилой дом используется в коммерческих целях, а именно, в качестве гостевого дома <адрес>), при этом на различных сайтах, предлагающих услуги по размещению отдыхающих, содержится информация с указанием категорий предлагаемых объектов (номеров), цен за проживание, перечня предоставляемых отдыхающим удобств и услуг (кухня, интернет, мангал/барбекю, беседка, гладильная, смена белья, автостоянка, трансфер и др.), правил бронирования и проживания, а также контактов для бронирования.
При рассмотрении дела должностное лицо данные обстоятельства в полном объеме не выяснил, Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым надлежащим образом изучены и оценены не были, при этом какие-либо доказательства, подтверждающие либо опровергающие отнесение расположенных на земельном участке жилых домов к иным категориям, в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют сведения, подтверждающие использование земельного участка в соответствии с одним из основных, либо вспомогательных видов использования (отсутствует техническая документация на жилые дома, сведения о фактическом проживании и регистрации в жилых домах граждан, сведения о количестве номеров, о вместимости отдыхающих и т.п.).
С учетом изложенного, суд полагает, что должностным лицом в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ, не были предприняты меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, выводы о виновности лица в совершении административного правонарушения были сделаны преждевременно, при неполном установлении и исследовании всех обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности для данного вида административного правонарушения составляет 1 год и к моменту рассмотрения жалобы не истек.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в соответствии пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное и принять по делу постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В связи с отменой постановления и направлением дела на новое рассмотрение, ходатайство защитника о вызове и допросе свидетелей удовлетворению судом не подлежит, что не препятствует подаче ходатайства должностному лицу при новом рассмотрении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу Вострокнутова Г. А. удовлетворить частично.
Постановление главного государственного инспектора в г. Ялте Республики Крым по использованию и охране земель – начальника Ялтинского городского управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Норбоевой О.Д. от 29 июля 2021 года № 28/50-25, которым Вострокнутов Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей - отменить, дело направить на новое рассмотрение уполномоченному должностному лицу.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные статьями 30.12.-30.14 Кодекса Российской Федерации по делу об административных правонарушениях.
Судья: В.В. Романенко