ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 ноября 2024 года г.Тула, ул.Марата, д.162-а
Судья Пролетарского районного суда г.Тулы Большова Е.В.,
рассмотрев дело об административном правонарушении производство №5-190/2024, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении
ООО «Альфа», ОГРН 1087154025331, зарегистрированного 10.07.2008 УФНС по Тульской области, юридический адрес и местонахождение: г.<адрес>,
установил:
31.10.2024 в 10:30 было установлено, что ООО «Альфа» на предприятии по пошиву и сборки обуви по адресу: г.<адрес>, привлекло 08.08.2024 в 10:40 к осуществлению трудовой деятельности без разрешительных документов гражданина Республики Таджикистан Саидову Н.С., чем нарушило п.4 ст.13, п.1 ст.13.3 Федерального закона №155-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Альфа» Лукьянчук Е.В. с правонарушением согласился, пояснив, что в настоящее время нарушения устранены, на предприятии не работает ни одного иностранного гражданина без разрешительных документов.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему выводу.
Частью 1 ст.18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к названной статье под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами) (п.4.2 ст.13 указанного закона).
Согласно п.1 ст.13.3 указанного закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Как видно из материалов дела, ООО «Альфа» вменяется 08.08.2024 в 10:40 к осуществлению трудовой деятельности на предприятии по пошиву и сборки обуви по адресу без разрешительных документов гражданина Республики Таджикистан Саидову Н.С., что выразилось в виде допуска последней к осуществлению низкоквалифицированной работы (сборка обуви, упаковка обуви, укладка и сборка коробок для обуви), при отсутствии у работника документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности на территории Тульской области, требующегося в соответствии действующим законодательством.
Вина ООО «Альфа» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении №0000402/1М от 31.10.2024; рапортом от 09.10.2024; распоряжением от 11.10.2024 №68; актом проверки №68 от 31.10.2024; уведомлением от 14.10.2024; протоколом проведения оперативно-розыскных мероприятий от 08.08.2024; протоколом об административном правонарушении №0000184/1М от 08.08.2024; объяснением от 08.08.2024; постановлением №0000184/1М от 08.08.2024; объяснением от 21.102024; выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч.1, 3 и 4 ст.28.6 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены ч.2 ст.28.2 КоАП РФ.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе время его составления, событие административного правонарушения.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
При этом в силу ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч.4 ст.28.2 КоАП РФ).
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены. Данный процессуальный документ подписан должностным лицом, его составившим, лицом, привлекаемым к административной ответственности. Содержит указание на разъяснение последнему прав и обязанностей, предусмотренных ст. 51 Конституции РФ и ст.25.1 КоАП РФ. При таких обстоятельствах данный протокол признается судом допустимым и достоверным доказательством по делу.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст.26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что именно ООО «Альфа» был осуществлен допуск к выполнению работ гражданина Республики Таджикистан без документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности на территории Тульской области.
При этом, ООО «Альфа», имея при привлечении к работе иностранных граждан возможность для соблюдения правил и норм миграционного законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, совокупность вышеуказанных относимых допустимых и достоверных доказательств, позволяет суду сделать вывод, что ООО «Альфа» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.15 КоАП РФ.
В силу положений ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания судьей учитывается характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, данные о юридическом лице, факт устранения выявленного правонарушения.
В соответствии с положениями ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
При этом административное приостановление деятельности в силу положений ст.27.16 КоАП РФ может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей и других исключительных обстоятельств, непосредственно предусмотренных указанной нормой права, в том числе в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности.
В данном случае применение такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности не возможно в силу вышеуказанных норм КоАП РФ, действия ООО «Альфа» в части незаконного привлечения к работе иностранных граждан пресечены в день их выявления. Кроме того, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом изложенных обстоятельств полагаю возможным назначить ООО «Альфа» административное наказание в виде административного штрафа.
Так, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в частности, осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Одной из приоритетных целей указанного Федерального закона является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В данном случае ООО «Альфа» привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у работника документа, подтверждающего право на осуществление трудовой деятельности на территории Тульской области.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований действующего законодательства в сфере миграции. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.
При этом суд учитывает, что положения ст.4.1.2 КоАП РФ о снижении размера штрафа в данном случае также неприменимы, так как в силу ч.4 ст.4.1.2 КоАП РФ правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II названного Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, его последствия, степень вины ООО «Альфа», материальное положение общества, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств (ст. 4.3 КоАП РФ), учитывая в качестве смягчающих обстоятельств в силу ст. 4.2 КоАП РФ совершение обществом административного правонарушения впервые, суд приходит к выводу о возможности назначения ООО «Альфа» административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, полагая, что оно сможет обеспечить достижение целей административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
признать ООО «Альфа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей, оплату которого произвести по следующим реквизитам:
получатель: УФК по Тульской области (УМВД России по Тульской области),
ИНН 7107036186,
КПП 710701001,
ОКТМО 70701000,
БИК 017003983,
Отделение Тула банка России//УФК по Тульской области г.Тула,
Счет получателя 03100643000000016600,
КБК 18811601181019000140,
УИН 18№.
Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд непосредственно либо через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья