Дело №а-374/2020
42OS0000-01-2020-000320-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кемеровский областной суд
в составе председательствующего судьи Копыловой Е.В.,
при секретаре Злобиной П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово
«21» сентября 2020 года
административное дело по административному исковому заявлению Коновалова Игоря Анатольевича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Коновалов И.А. обратился в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером № площадью 171,7 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – нежилое здание конторы, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определена по состоянию на 25 ноября 2013 года и составляет 1 633 382,10 руб.
Между тем рыночная стоимость данного объекта недвижимости ниже его кадастровой стоимости, что подтверждается отчетом независимого оценщика ФИО6, согласно которому рыночная стоимость данного объекта недвижимости на дату оценки 25 ноября 2013 года составляет 702 000 руб. Завышенная кадастровая стоимость нарушает его право на уплату налога на имущество физических лиц в экономически обоснованном размере.
В связи с этим, ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», просит установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 702 000 руб., определенной по состоянию на 25 ноября 2013 года.
Коновалов И.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Его представитель Кокин М.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал. Также просил восстановить срок обращения в суд, предусмотренный ч. 3 ст. 245 КАС РФ.
Административные ответчики ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу, Правительство Кемеровской области – Кузбасса, заинтересованное лицо администрация г. Прокопьевска своих представителей в судебное заседание не направили, заинтересованное лицо Кузнецова Л.И. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
В письменных возражениях Управление Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области - Кузбассу) указали на то, что не являются административными ответчиками по делу, не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, просят рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.
Правительство Кемеровской области - Кузбасса в письменных объяснениях указало, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованные лица возражений по административному иску не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (ч. 2).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 4).
Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Согласно ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ), кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных настоящей статьей (ч. 4).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (ч. 5).
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно абзацу пятому части 16 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Коновалов И.А. в период с 29 января 2016 года по 02 апреля 2020 года являлся собственником объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 171,7 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – нежилое здание конторы, расположенного по адресу: <адрес>, о чем представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 03 марта 2020 года (л.д. 10-12).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 07 августа 2020 года следует, что с 02 апреля 2020 года и по настоящее время собственником указанного объекта недвижимости является Кузнецова Л.И. (л.д. 56-57).
Данный объект недвижимости поставлен на государственный кадастровый учет 25 ноября 2013 года, что также подтверждено указанными выше выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 июля 2020 года, кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости 19 декабря 2013 года, определена по состоянию на 25 ноября 2013 года и составляет 1 633 382,10 руб. (л.д. 9).
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Коновалова И.А. как бывшего собственника объекта недвижимости, являющегося плательщиком налога на имущество физических лиц в соответствующих налоговых периодах, размер которого определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (п.1 ст.401, п.п.1, 2 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации). В связи с этим суд полагает, что административный истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
В суд с настоящим административным исковым заявлением Коновалов И.А. обратился 31 июля 2020 года, о чем свидетельствует штамп органа связи на почтовом конверте (л.д. 50).
Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ, административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.
Из п.1 ст.402 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что после установления законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из их кадастровой стоимости. Такое решение принимается субъектом Российской Федерации в срок до 1 января 2020 года.
Законом Кемеровской области от 23 ноября 2015 г. № 102-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории Кемеровской области - 1 января 2016 года.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении спорного объекта недвижимости исходя из кадастровой стоимости возникла у Коновалова И.А. с 2016 года (т.е. с момента приобретения спорного объекта недвижимости), до указанного времени оспариваемая кадастровая стоимость не затрагивала его права, суд считает необходимым восстановить ему срок для подачи административного искового заявления в суд.
Из представленного административным истцом отчета № 42/34-2020 от 14 мая 2020 года, составленного оценщиком ФИО7., следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 171,7 кв.м, по состоянию на 25 ноября 2013 года составляет 702 000 руб. (л.д. 13-45).
Проверяя относимость и допустимость отчета оценщика, определившего рыночную стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на 25 ноября 2013 года, к разрешаемым спорным правоотношениям, суд исходит из следующего.
Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012 года № 2 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, определенные по состоянию на 02 июня 2011 года.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости, которую оспаривает административный истец, определена актом определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области от 18 декабря 2013 г. б/н по состоянию на 25 ноября 2013 года - дату внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости в связи с образованием этого объекта недвижимости. При определении кадастровой стоимости были использованы удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 января 2012г. № 2.
Таким образом, дата, по состоянию на которую оценщиком определена рыночная стоимость спорного объекта недвижимости – 25 ноября 2013 года, соответствует дате, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административными ответчиками, в том числе Правительством Кемеровской области - Кузбасса (ранее Коллегия Администрации Кемеровской области) – органом, утвердившим результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Кемеровской области, не представлено заслуживающих внимания возражений, подтвержденных доказательствами, относительно величины установленной оценщиком в отчете рыночной стоимости спорного объекта.
Отчет оценщика о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости содержит подробное описание проведенных исследований, в нем указаны используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки спорного объекта, иные необходимые сведения, выводы оценщика мотивированы, изложены ясно и не допускают неоднозначного их толкования. Рыночная стоимость объекта капитального строительства определена сравнительным подходом методом сравнения продаж, отказ от применения затратного подхода и доходного подхода обоснован. Для оценки объекта недвижимости сравнительным подходом оценщиком использованы объекты-аналоги, соответствующие объекту оценки по основным характеристикам, применение корректировок обосновано, приведены сведения об источниках полученной информации об аналогах объекта оценки. Отчет оценщика содержит сведения о соответствии уровня знаний оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, учитывая, что административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы оценщика и свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости объекта недвижимости, а у суда не имеется оснований не доверять отчету оценщика, определившего рыночную стоимость здания, суд не находит оснований для назначения по собственной инициативе судебной экспертизы для определения рыночной стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, принимая во внимание указанные обстоятельства, а также то, что рыночная стоимость определяется исходя из индивидуальных характеристик объекта оценки, суд приходит к выводу о том, что представленный административным истцом отчет оценщика об определении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости является надлежащим доказательством, подтверждающим размер рыночной стоимости здания на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, что нашло свое подтверждение при рассмотрении дела. Рыночная стоимость здания ниже его кадастровой стоимости, в связи с чем он вправе требовать установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Доводы Управления Росреестра по Кемеровской области - Кузбассу и ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что данные лица не являются надлежащими ответчиками по делу, противоречат положениям ч. 2 ст. 247 КАС РФ, в соответствии с которыми к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
При таких обстоятельствах исковые требования Коновалова И.А. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования Коновалова Игоря Анатольевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, площадью 171,7 кв.м, назначение – нежилое здание, наименование – нежилое здание конторы, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 702 000 руб., определенной по состоянию на 25 ноября 2013 года.
Дата обращения Коновалова Игоря Анатольевича в суд с настоящим административным исковым заявлением – 31 июля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.
Судья Копылова Е.В.
Мотивированное решение составлено 21 сентября 2020 года.