Решение по делу № 2а-3602/2016 от 28.03.2016

Дело № 2а-3602/16

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 июля 2016 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Ванеевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Закарине Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Казанской ФИО7 к МИФНС России № 16 по Московской области об оспаривании отказа от 16 ноября 2015 года в пересчете налога на имущество физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Казанская ФИО8 обратилась в Щелковский городской суд Московской области с административным иском к к МИФНС России № 16 по Московской области об оспаривании отказа от ДД.ММ.ГГГГ в пересчете налога на имущество физических лиц. В обоснование административного иска указано, что в сентябре 2015 года истцом получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого следует, что за имеющуюся в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес> произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ на сумму 5169 рублей, а так же рассчитан налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 5169 рублей, а за имевшуюся в собственности истца, в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, квартиру, расположенную по адресу: <адрес> рассчитан налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 1033 рублей. Не согласившись с полученным расчетом, истец обратилась к ответчику с заявлением о пересчете начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год, однако, получила письменный отказ. Считает, что отказ Межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года в пересчете начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год незаконным и необоснованным. На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным отказ МИФНС России № 16 по Московской области в пересчете начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 года и доначисленного налога за 2013 года; обязать МИФНС России № 16 по Московской области осуществить пересчет начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год и доначисленного налога за 2013 год.

Истец Казанская Г.В. в судебном заседании требования заявления поддержала, просила административный иск удовлетворить, дополнительно пояснила, что при перерасчете налоговым органом налога за 2013 год и расчете налога на имущество за ДД.ММ.ГГГГ использовалась налоговая ставка равная 1%, между тем, из налогового уведомления следует, что инвентаризационная стоимость квартиры по адресу: <адрес> составляет 413113 рублей, поскольку право собственности на вышеуказанную квартиру у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ, а прекратилось 19 ноября 2014 года, исчисление налога на имущество производится за два календарных месяца - сентябрь, октябрь ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что Решением Совета Депутатов городского поселения Щелково от ДД.ММ.ГГГГ года №40/4 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского поселения Щелково» на имущество стоимостью до 500 000 рублей была предусмотрена ставка налога 0,3%, размер налога за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ года должен составить 206,50 рублей. Согласно данных об инвентаризационной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес> определенных до 01 января 2013 года стоимость составляет сумму 410469 рублей. За этот объект недвижимости за 2013 год истцом был уплачен налог согласно налоговому уведомлению № в размере 1231 рубль. На приеме в ИФНС № 16 по Московской области от 11 сентября 2015 года истцу разъяснили, что перерасчет налога за 2013 год за квартиру, расположенную по адресу: <адрес> исчисление налога за 2014 год произведены на основании электронных данных Росреестра Московской области от 17 мая 2013 года об изменении инвентаризационной стоимости объекта недвижимости с 410469 рублей на 516887 рублей. Между тем, Письмом ФНС от 01.04.2013 № БС-4-11/5662@ «О представлении сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости в 2013 году» налоговой службой разъяснено, что порядок исчисления и уплаты на территории Российской Федерации налога на имущество физических лиц установлен Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». В соответствии с положениями Закона № 2003-1, налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. В соответствии с пунктом 9.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества и иные сведения, необходимые для исчисления налога на имущество физических лиц, представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный технический учет, ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года государственный технический учет, объектов недвижимости на территории Российской Федерации органами и организациями, осуществляющими государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию, не ведется. При этом, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. До 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации передали в органы кадастрового учета копии технических паспортов объектов недвижимости, на основании которых сведения о ранее учтенных объектах недвижимости были включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в объеме, предусмотренном статьей 7 Закона о кадастре. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости статьей 7 Закона о кадастре не предусмотрено. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 2003-1, порядок расчета инвентаризационной стоимости устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности. Порядок расчета инвентаризационной стоимости объектов недвижимости до настоящего времени не установлен. Также действующим законодательством Российской Федерации не установлены органы (организации), осуществляющие государственный технический учет и определение инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. С учетом изложенного, Федеральная налоговая служба обращает внимание на то, что правовые основания для действий налоговых органов по приему, обработке сведений об инвентаризационной стоимости, представленных какими-либо органами (организациями) по состоянию на 01 января 2013 года, и использованию данных сведений для целей исчисления налога на имущество физических лиц в настоящее время отсутствуют. Учитывая разъяснение Федеральной налоговой службы, истец считает, что за квартиру по адресу: <адрес> должен был быть рассчитан налог за 2014 год исходя из инвентаризационной стоимости в размере 410469 рублей, который составит 1231 рубль. Иная стоимость квартиры для целей исчисления налога на имущество неправомерна и противоречит законодательству Российской Федерации. Исходя из изложенного, считает отказ Межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области в пересчете начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, просит удовлетворить требования административного иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика Силаева Ю.А., действующая на основании доверенности (копия в деле), требования заявления не признала, просит в удовлетворении административного иска отказать, дополнительно пояснила, что при неверном расчете налога налоговые органы вправе пересчитать его за три предшествующих года, и налогоплательщик должен произвести доплату, несмотря на то, что он уплачивал за эти годы налог в полном объеме на основании налоговых уведомлений, при этом тот факт, что начисленная сумма налога оказалась значительной и ее единовременная уплата приведет к существенному ухудшению материального положения налогоплательщика, не может служить основанием для его неуплаты. В Письме Минфина России от 06.08.2013 г. №03-05-04-01/31566, адресованном ФНС России, рекомендовано до внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществлять исчисление налога на имущество физических лиц исходя из данных об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Налоговая база для расчета налога - это инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1). До 1 января 2013 г. сведения об инвентаризационной стоимости инспекция получала от организаций, которые осуществляли государственный технический учет. В частности, от учреждений Бюро технической инвентаризации. С 2013 года прежний порядок технического учета и инвентаризации объектов не применяется (ч. 8 ст. 47 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Совет депутатов городского поселения Щелково решил (решение от 29.12.2010 г. №19/3) установить следующие ставки налога на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300000 рублей – 0,1 %, свыше 300000 рублей до 500000 рублей – 0,3%, свыше 500000 рублей до 1000000 рублей – 1 %, свыше 1000000 рублей – 2 процента. Данный Федеральный закон утратил силу с 01 января 2015 года. С 01 января 2015 года имущественный налог рассчитывается с кадастровой стоимости объекта, приравненной к рыночной стоимости. В отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> налоговая база по состоянию на 2012 год составляет 410 469 рублей, на 2013 год составляет 516 887 рублей, на 2014 года составляет 516 887 рублей, следовательно налоговая ставка на 2012 год составляет 0,3 %, на 2013 год составляет 1%, на 2014 год составляет 1%. В отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> дата регистрации прекращения права 01 декабря 2014 года, т.е. время владения 2 месяца( п.6 ст.5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1 ), налоговая база по состоянию на 2014 год составляет 413 113 рублей, налоговая ставка на 2014 г. составляет 1 %, так как суммарная инвентаризационная стоимость имущества составила 930 000 руб. Когда имущество принадлежало налогоплательщику весь год, налог за этот год рассчитывается исходя из полных 12 месяцев. Если же налогоплательщик владел имуществом менее года, то налог начисляется следующим образом (п.6 ст. 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1): при приобретении недвижимости у другого собственника налог взимается с месяца, в котором зарегистрировано право собственности. По вновь возведенной (построенной) недвижимости налог уплачивается с начала года, следующего за годом возведения. А при получении имущества по наследству - с месяца открытия наследства. Если имущество было отчуждено, то налог следует уплатить за период с 1 января года до начала того месяца, в котором утрачено право собственности на имущество. Сведения об инвентаризационной стоимости и ее оценке поступают в инспекцию в электронном виде из Государственного Унитарного предприятия Московской области «МОБТИ Щелковский филиал». Данные в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поступили в инспекцию 28 июня 2013 года за 2011, 2012 гг. в размере 413 113 рублей. Данные в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> поступили в инспекцию 21 мая 2015 года за 2012 г. в сумме 410 469 рублей, и за 2013 год в сумме 516 887 рублей. На основании изложенного, административный ответчик просит в иске отказать.

Выслушав стороны, допросив специалиста ГУП МО МО БТИ ДД.ММ.ГГГГ., сообщившую, что инвентаризация спорной квартиры не производилась, стоимость квартир изменилась в соответствии с Постановлением Правительства № 1262/37 от 02 октября 2012 года, отменено Постановление Правительства № 87/147 от 12 октября 2010 года, с 01 января 2013 года коэффициент для налогообложения физических лиц изменен, коэффициенты пересчитаны, расчеты производятся с учетом программы автоматически, затем переводятся путем электронных ресурсов в МИФНС России № 16 по Московской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений ст. 62 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В сил ч. 1 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела усматривается, а также подтверждается объяснениями административного истца, в сентябре 2015 года истцом Казанской ФИО9 получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого следует, что за имеющуюся в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2013 год на сумму 5169 рублей, а так же рассчитан налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 5169 рублей, а за имевшуюся в собственности истца, в период с 09 сентября 2014 года по 19 ноября 2014 года, квартиру, расположенную по адресу: <адрес> рассчитан налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 1033 рублей.

Не согласившись с полученным расчетом, истец обратилась к ответчику с заявлением о пересчете начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год, однако, получила письменный отказ. Истец считает отказ Межрайонной ИФНС России № 16 по Московской области в пересчете начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.

Согласно ст. 3 ФЗ №284-ФЗ от 04.10.2014 г., которым введена глава 32 НК РФ «Налог на имущество физических лиц», права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", действующего до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Вопросы исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц за период 2013-2014 гг. регулируются Законом РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон № 2003-1). Собственники квартир относятся к лицам, которые являются плательщиками данного налога (п. 1 ст. 1, п. 2 и 5 ст. 2 Закона № 2003-1). Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (п. 1 ст. 3 Закона № 2003-1). При этом под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по налогу на имущество физических лиц (п. 3 инструкции МНС России от 02.11.99 № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», далее — Инструкция № 54).

Сведения, необходимые для исчисления налога, Инспекция получает из Россреестра и БТИ на основании ст. 85 НК РФ (письмо Минфина России от 12.10.2011 № 03-05-06-01/71). Согласно п. 10 ст. 5 Закона № 2003-1 лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих году направления налогового уведомления. Перерасчет суммы налога тоже допускается не более чем за три года (п. 11 ст. 5 Закона № 2003-1). Аналогичное положение содержится и в п. 24 Инструкции № 54. Верховный суд РФ в своем решении от 22.06.2012 № АКПИ12-782 указал, что содержащееся в п. 24 Инструкции № 54 правило о пересмотре неправильно произведенного обложения за три предшествующих года полностью соответствует положениям Закона № 2003-1.

При неверном расчете налога налоговые органы вправе пересчитать его за три предшествующих года, и налогоплательщик должен произвести доплату, несмотря на то, что он уплачивал за эти годы налог в полном объеме на основании налоговых уведомлений, что также подтверждается апелляционным определением Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом тот факт, что начисленная сумма налога оказалась значительной и ее единовременная уплата приведет к существенному ухудшению материального положения налогоплательщика, не может служить основанием для его неуплаты.

В Письме Минфина России от 06.08.2013 г. №03-05-04-01/31566, адресованном ФНС России, рекомендовано до внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществлять исчисление налога на имущество физических лиц исходя из данных об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, представленных в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговая база для расчета налога - это инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января каждого года (п. 2 ст. 5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1).

До 1 января 2013 г. сведения об инвентаризационной стоимости инспекция получала от организаций, которые осуществляли государственный технический учет. В частности, от учреждений Бюро технической инвентаризации. С 2013 года прежний порядок технического учета и инвентаризации объектов не применяется (ч. 8 ст. 47 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Совет депутатов городского поселения Щелково решил (решение от 29.12.2010 г. №19/3) установить следующие ставки налога на жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости: до 300000 рублей – 0,1 %, свыше 300000 рублей до 500000 рублей – 0,3%, свыще 500000 рублей до 1000000 рублей – 1 %, свыше 1000000 рублей – 2 процента. Данный Федеральный закон утратил силу с 01 января 2015 года.

С 01 января 2015 года имущественный налог рассчитывается с кадастровой стоимости объекта, приравненной к рыночной стоимости.

В отношении квартиры расположенной по адресу: <адрес> дата регистрации возникновения права ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, налоговая база по состоянию на 2012 год составляет 410 469 рублей, на 2013 год составляет 516 887 рублей, на 2014 года составляет 516 887 рублей, следовательно налоговая ставка на 2012 год составляет 0,3 %, на 2013 год составляет 1%, на 2014 год составляет 1%.

В отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> дата регистрации возникновения права ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации прекращения права 01 декабря 2014 года, т.е. время владения 2 месяца( п.6 ст.5 Закона от 09.12.1991 N 2003-1 ), налоговая база по состоянию на 2014 год составляет 413 113 рублей, налоговая ставка на 2014 г. составляет 1 %, так как суммарная инвентаризационная стоимость имущества составила 930 000 руб.

Из объяснений представителя ответчика, представителя ГУП МО МО БТИ следует, что сведения об инвентаризационной стоимости, и ее оценке, поступают в инспекцию в электронном виде из Государственного Унитарного предприятия Московской области «МОБТИ Щелковский филиал». Данные в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поступили в инспекцию 28 июня 2013 года за 2011, 2012 гг. в размере 413 113 рублей. Данные в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, поступили в инспекцию 21 мая 2015 года за 2012 г. в сумме 410 469 рублей, и за 2013 год в сумме 516 887 рублей. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик, получая указанные сведения об инвентаризационной стоимости и ее оценке, только производит расчет налога по имеющимся формулам, в связи с чем, не нарушает права и обязанности административного истца.

Таким образом, суд находит требования Казанской ФИО10 о признании незаконным отказа МИФНС России № 16 по Московской области в пересчете начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 года и доначисленного налога за 2013 года; обязании МИФНС России № 16 по Московской области осуществить пересчет начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год и доначисленного налога за 2013 год подлежащими отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 360 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Казанской ФИО11 к МИФНС России № 16 по Московской области о признании незаконным отказа МИФНС России № 16 по Московской области в пересчете начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 года и доначисленного налога за 2013 года; обязании МИФНС России № 16 по Московской области осуществить пересчет начисленного налога на имущество физических лиц за 2014 год и доначисленного налога за 2013 год - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий

федеральный судья      Н.В. Ванеева

2а-3602/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Казанская Г.В.
Ответчики
МИФНС № 16 по МО
Суд
Щелковский городской суд Московской области
Дело на странице суда
shelkovo.mo.sudrf.ru
28.03.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
28.03.2016[Адм.] Передача материалов судье
28.03.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.05.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
25.05.2016[Адм.] Предварительное судебное заседание
06.06.2016[Адм.] Судебное заседание
23.06.2016[Адм.] Судебное заседание
07.07.2016[Адм.] Судебное заседание
07.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее