Решение по делу № 33а-159/2019 от 09.01.2019

Судья Петрова М.В.                      Дело № 33а-159/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Колесниковой Д.А.,

при секретаре Тырышкиной Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 января 2019 года административное дело по апелляционным жалобам Степанова Е.О. и Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы №5 по Республике Коми на решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 22 октября 2018года, по которому

административное исковое заявление Степанова Е.О. удовлетворено.

Признано незаконным действие (бездействие) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми по непринятию решения о признании безденежными к взысканию и списанию недоимки по налогам, пени, штрафу в сумме 4 886 601,97 руб., из которой налог -3 740 873,47 руб., пени- 771 583,40 руб., штраф - 374 145 руб. за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

Возложена на административного ответчика - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми обязанность принять решение о признании безденежными к взысканию и списанию недоимки по налогам в сумме 4 910 494,13 руб., из которой налог -3 759 388 руб., пени- 775 324,13 руб., штраф - 375 782 руб. за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части заявленных требований - признании незаконными действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми по непринятию решения о признании безденежными к взысканию и списанию недоимки по налогам за 2015-2017 годы в сумме 680 948,58 руб. Степанову Е.О. отказано.

Заслушав доклад материалов дела судьи Пристром И.Г., объяснения представителя административного истца Чугаева Е.Г., представителя Управление ФНС России по Республике Коми Сидоровой Т.Л., представителя Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Коми Воронковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Степанов Е.О. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия) по непринятию решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по налогам в сумме 3 747 419 руб., пеней в сумме 1 445 885,98 руб., штрафа в сумме 374 245, 10 руб. за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.В обоснование иска указал на незаконность требования Межрайонной ИФНС № 5 по Республике Коми о недоимке по налогам за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам, которые составляют 5 567 550,55 руб., в том числе недоимка по налогам - 3 747 419 руб., пени - 1 445 885,98 руб., штраф - 374 245, 10 руб., поскольку в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», налоговым органом должно быть принято решение о списании всей задолженности по налогам, пени и штрафу, образовавшейся за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. Вопреки требованиям закона налоговым органом до настоящего времени не принято решение о списании указанной задолженности.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Чугаев Е.Г. доводы административного иска поддержал, полагал, что вся задолженность по налогам, пеням и штрафам, образовавшаяся за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, подлежит списанию как безнадежная, так как в данном случае образование недоимки связано исключительно со сроками налоговых периодов и не зависит от момента ее обнаружения.

Представители административных ответчиков по доверенности Сидорова Т.Л. и Боровкова Н.В. заявленный административный иск не признали, суду пояснили, что недоимка по налогам за период 2011-2013 гг. установлена проверкой, проведенной в 2014-2015 гг. и юридически подтверждена решением налогового органа о доначислении налогов 19.10.2015, поэтому подтвержденная налоговой проверкой задолженность в 2015 году после установленной Федеральным законом № 436-ФЗ даты – 01.01.2015 не может быть признана безнадежной к взысканию и, соответственно, не может быть списана. Выразили также несогласие с тем, что Степановым Е.О. заявлена о признании безнадежной к взысканию сумма 680 948,58 руб., которая является недоимкой за 2015-2017 годы и не подпадает под действие Федерального закона № 436-ФЗ.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе административным истцом Степановым Е.О. поставлен вопрос об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении его требований в полном объеме. Заявитель указывает на отсутствие у него недоимки в виде неуплаченного налога за период 2015-2017 годы в размере 680948 рублей 58копеек, ссылается на противоречивые выводы суда в части вопроса по пени. Так суд, признав подлежащими списанию пени в размере 771583,40 образовавшиеся по состоянию на 25.10.2015года, при этом неправомерно отказывает в списании пени, начисленных с 25.10.2015 в размере 680948,58, в то время как, согласно пункту 2 статьи 12 ФЗ №436 от 28.12.2017, при списании недоимки по налогу, образовавшейся на 1 января 2015года подлежит списанию и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку. Просит учесть, что по главному требованию истек срок исковой давности, следовательно, пени, начисленные на недоимку, также не подлежат взысканию.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС №5 просит решение отменить в части признания незаконным действия (бездействие) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми по непринятию в отношении административного истца решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по налогам, пени, штрафу. Апеллянт полагает, что суд необоснованно не принял во внимание доводы налогового органа о том, что о сокрытых обязательствах по уплате налогов за периоды 2011-2013 годы налоговому органу стало известно лишь в 2015году. Положения статьи 12 ФЗ №436 не могут рассматриваться как предоставляющие преференции в отношении субъектов, поведение которых содержат признаки недобросовестности, и в рассматриваемом случае применению не подлежат. Недоимка в соответствии с приведенной выше нормой может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, недоимка которых выявлена налоговым органом до указанной даты, но не взыскана до вступления в силу нового закона.

Участвующий в суде апелляционной инстанции представитель административного истца Чугаев Е.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы Степанова Е.О., в удовлетворении жалобы Межрайонной ИФНС №5 просил отказать.

Представители Межрайонной ИФНС №5 Воронкова Н.В и Управления ФНС по Республике Коми Сидорова Т.Л., в судебном заседании настаивали на доводах апелляционной жалобы об отмене решения и отказе в удовлетворении требований административного иска в полном объеме, выразив несогласие с апелляционной жалобой Степанова Е.О. по мотиву ее необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений Управления ФНС по Республике Коми и Межрайонной ИФНС №5, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела в период с 22.06.2010 по 24.01.2017 Степанов О.Е. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, состоял на налоговом учете в Межрайонной ИФНС № 5 по РК.

В период с 07.11.2014 по 12.05.2015 Межрайонной ИФНС России № 5 по РК проведена выездная налоговая проверка ИП Степанова Е.О. на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2011 по 31.12.2013. По результатам проверки принято решение № <Номер обезличен> от 04.08.2015 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности и начислении пеней по состоянию на 04.08.2015. Данным решением налогоплательщику также предложено уплатить недоимку по налогам в сумме 3 759 387 руб., пени в сумме 775 324,13 руб., штраф в размере 375 782 руб.

Решением Управления ФНС по Республике Коми № <Номер обезличен> от 19.10.2015 решение Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми от 04.08.2015 № <Номер обезличен> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Степанова Е.О. - без удовлетворения.

В связи с вступлением в законную силу решения о начислении недоимки, пеней и штрафа налоговым органом вынесено требование № <Номер обезличен> от 21.10.2015 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) на сумму 4 910 494,13 руб., в том числе: налога - 3 759 388 руб., пеней- 775 324,13 руб., штрафа- 375 782 руб., сроком исполнения до 11.11.2015.Данное требование направлено налогоплательщику.

10.06.2016 Межрайонной ИФНС России № 5 по Республике Коми вынесено уточнение к постановлению № <Номер обезличен> с расшифровкой задолженности, налогоплательщику предложено уплатить 3 743 018 руб. недоимки по налогам, пени – 771 583,40 руб., штраф – 374 145,10 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2016 ИП Степанову Е.О. отказано в удовлетворении требований к Межрайонного ИФНС № 5 по РК о признании недействительным решения от 04.08.2015 № <Номер обезличен> в части доначисления налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения в размере 3 757 820 руб., пеней в размере 774 607,66 руб. и штрафа в размере 375 782 руб.

Неуплата налогоплательщиком в добровольном порядке указанной задолженности явилась основанием для обращения ФНС России в лице Межрайонной ИФНС № 5 по РК 06.04.2017 в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании ИП Степанова Е.О. несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 30.05.2017 требования ФНС России к Степанову Е.О.признаны обоснованными и включены во вторую очередь реестра требования кредиторов в сумме 1 567 руб. и в третью очередь реестра требования кредиторов в сумме 5 567 550,55 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.10.2017 Степанов Е.О. признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества сроком на шесть месяцев.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 07.05.2018 Степанову Е.О. отказано в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве).

05.09.2018 Степанов Е.О. обратился в Управление ФНС по РК с жалобой на действия (бездействие) Межрайонной ИФНС № 5 по РК по непринятию решения о списании признанных безденежными к взысканию недоимки по налогам, пени, штрафу.

Решением Управления ФНС от 26.09.2018 Степанову Е.О. в удовлетворении жалобы отказано.

Признав незаконным действие (бездействие) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми по непринятию решения о признании безнадежными к взысканию и списанию недоимки по налогам, пени, штрафу в сумме 4 886 601,97 руб., с возложением на налоговый орган обязанности по принятию такого решения, суд первой инстанции руководствовался тем, что на основании пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон N 436-ФЗ) задолженность по налоговым платежам, образовалась у Степанова Е.О. по состоянию на 01.01.2015, при этом, как отметил суд, тот факт, что доначисления произведены на основании налоговой проверки, решение по результатам которой вступило в законную силу 19.10.2015, т.е. после установленной Федеральным законом № 436-ФЗ даты, не может рассматриваться в качестве основания неприменения вышеуказанного Закона, поскольку образование недоимки не зависит от момента ее обнаружения.

Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда, в силу следующего.

На основании пунктов 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога.

Согласно статье 59 Налогового кодекса в установленных законодательством случаях в отношении задолженности по налогам (пени, штрафам), числящейся за отдельными налогоплательщиками, допускается признание ее безнадежной к взысканию.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Закона N 436-ФЗ признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию задолженность физических лиц (по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу) и индивидуальных предпринимателей (по всем налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), пеням и штрафам, образовавшаяся на 01.01.2015.

Институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию предполагает существование юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пени, штрафов). Списание задолженности как безнадежной означает, что применение мер, направленных на принудительное исполнение налоговой обязанности является невозможным, в связи с чем задолженность исключается из лицевого счета налогоплательщика и более не может выступать предметом взыскания.

В то же время, из содержания статьи 12 Закона N 436-ФЗ не следует, что данная норма является актом прощения налоговой задолженности (налоговая амнистия), прекращающим согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса обязанность по уплате налогов, пени и штрафов.

Напротив, положения данной статьи сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания задолженности, право на взыскание которой не утрачено налоговыми органами, и в качестве признака безнадежности задолженности к взысканию законодателем рассматривается сам по себе факт ее непогашения в течение трех лет (2015 - 2017 гг.).

Не ограниченное во времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного взыскания является обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей) и дальнейшее сохранение такой ситуации признано государством нецелесообразным. При этом предполагается, что причины, по которым меры принудительного взыскания налоговой задолженности не привели к ее погашению, обусловлены возникшими у граждан (индивидуальных предпринимателей) обстоятельствами, не позволяющими в течение длительного периода полностью исполнить обязанность по уплате налогов, а не сокрытием сведений о неуплаченных налогах от налоговых органов, равно как сокрытием имущества от обращения на него взыскания.

Таким образом, для целей статьи 12 Закона N 436-ФЗ под подлежащей списанию задолженности граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся на 01.01.2015, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежавшие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 гг.

Следовательно, недоимка по налогам, задолженность по пеням и штрафам может быть списана только с лиц, которые задекларировали ее до 01.01.2015, либо с лиц, налоговая задолженность которых выявлена (начислена) налоговыми органами до указанного дня, но не взыскана на момент вступления в силу Закона N 436-ФЗ, то есть на 28.12.2017.

Из обстоятельств дела следует, что задолженность по налогам, пени и штрафам образовалась у предпринимателя после принятия инспекцией решения № <Номер обезличен> от 04.08.2015 по результатам выездной налоговой проверки, то есть после 01.01.2015.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 31.05.2016 по делу N <Номер обезличен>, вступившим в законную силу, установлено, что доначисление налогов предпринимателю является правомерным и обусловлено необоснованным не включением в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, доходов, полученных налогоплательщиком в проверяемом периоде от заказчиков по договорам перевозки лесопродукции в части перевозки груза иными перевозчиками (организация перевозки груза), а также доходов от осуществления погрузочно-разгрузочных работ.

При таких обстоятельствах, положения статьи 12 Закона N 436-ФЗ к рассматриваемой задолженности применению не подлежали, а инспекцией, не принявшей решение о списании спорной задолженности, не допущено незаконного бездействия.

В рассматриваемой ситуации, образовавшаяся у административного истца задолженность связана не затруднительностью ее исполнения в установленный законом срок по обстоятельствам, сложившимся в жизни (деятельности) гражданина, а в связи с неисполнением налогоплательщиком имеющейся у него налоговой обязанности.    

Распространение статьи 12 Закона N 436-ФЗ на задолженность по налогам, исчисленную за налоговые периоды до 01.01.2015, но выявленную по результатам налоговых проверок в 2015 - 2017 гг., означало бы, что налогоплательщики, уклонявшиеся от исполнения обязанности по уплате налогов, ставятся в привилегированное положение в сравнение с гражданами, уплатившими налоги в полном объеме и в срок, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

Иное регулирование, позволяющее списывать задолженность по критерию ее образования за определенные расчетные и отчетные периоды (истекшие до 01.01.2017), установлено статьей 11 Закона N 436-ФЗ только в отношении недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, и не может быть распространено на платежи, указанные в статье 12 Закона N 436-ФЗ.

Принимая во внимание вышеизложенное, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований административного иска. Решение в указанной части подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе административному истцу в удовлетворении требований в части признания незаконным действия (бездействие) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми по непринятию решения о признании безденежными к взысканию и списанию недоимки по налогам, пени, штрафу в сумме 4 886 601,97 руб. и возложении на административного ответчика - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми обязанности принять такое решение.

Судебная коллегия также находит ошибочными выводы, по которым суд первой инстанции отказал административному истцу в признании безнадежной к взысканию и списанию пени в сумме 680 948,58 руб., образовавшихся по неуплаченному налогу за период 2015-2017 годы, по мотиву неправильного применения судом действующего законодательства, в частности пункта 2 статьи 12 ФЗ №436 от 28.12.2017, в соответствии с которым при списании недоимки по налогу, образовавшейся на 1 января 2015года, подлежит списанию и задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку.

Вместе с тем, с учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что положения ст.12 Закона N 436-ФЗ не подлежали применению в рассматриваемом случае к образовавшейся у Степанова Е.О. задолженности по налогам, штрафам и пени в целом, ошибочные выводы суда не привели к принятию незаконного решения в указанной части, в связи с чем оснований для отмены решения об отказе в удовлетворении требований административного истца о признании безнадежной и подлежащей списанию суммы 680 948,58 руб., в том числе и по доводам апелляционной жалобы Степанова Е.О., не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Эжвинского районного суда г.Сыктывкара Республики Коми от 22 октября 2018 года отменить, в части признания незаконным действия (бездействие) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми по непринятию решения о признании безденежными к взысканию и списанию недоимки по налогам, пени, штрафу в сумме 4 886 601,97 руб. и возложении на административного ответчика - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми обязанности принять решение о признании безденежными к взысканию и списанию недоимки по налогам в сумме 4 910 494,13 руб., из которой налог -3 759 388 руб., пени- 775 324,13 руб., штраф - 375 782 руб. за период с 01.01.2011 по 31.12.2013 в течение тридцати дней со дня вступления решения в законную силу.

Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований Степанова Е.О. к Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы №5 по Республике Коми о признании незаконным действия (бездействие) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми по непринятию решения о признании безденежными к взысканию и списанию недоимки по налогам, пени, штрафу в сумме 4 886 601,97 руб. и возложении на административного ответчика - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Коми обязанности принять решение о признании безденежными к взысканию и списанию недоимки по налогам в сумме 4 910 494,13 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий-    

Судьи-

33а-159/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Степанов Евгений Олегович
Ответчики
Управление ФНС по Республике Коми
Межрайонная ИФНС № 5 по РК
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пристром И Г
Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
28.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Передано в экспедицию
19.08.2020Судебное заседание
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2020Передано в экспедицию
14.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее